данным, согласно которым были фальсифицированы существовавшие теории; в-
третьих, интегрировать в одну целостность проблемы – гипотезы, несвязанные
между собой; в-четвертых, новая теория должна содержать проверяемые
следствия; в-пятых, сама теория так же должна быть способной выдержать
процедуру строгой проверки[18]. Поппер считает, что такая теория не только
плодотворна в решении проблем, но даже обладает в определенной степени
эвристической возможностью, что может служить свидетельством успешности
познавательной деятельности.
3. ТРИ МИРА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Попперовская философия не только критична, она полемична.
Конструктивные идеи в ней всегда вынашивались в процессе фальсификации и
опровержения чьих-то взглядов – логических позитивистов, идеологов
тоталитаризма, лингвистических философов и др. В 60-70-х годах его
критический взор привлекло начавшееся в англоязычной философии наступление
на «последний бастион» традиционной философии – философию сознания. Смысл
его можно определить словами Дж. Райла: «История двух миров – это миф»[19].
Разговор о сознании как «духе в машине» или своего рода «гомункулусе в
теле» неправомерен.
Наступление шло различными фронтами и под различными знамёнами
(использовались теории У. Куайна, Г. Фейгла, А. Куинтона, Б. Скиннера, Д.
Армстронга, Дж. Дж. Смарта). Сформировались различные позиции – теория
тождества, психо-физический параллелизм, эпифеноменализм, функционализм и
другие. При этом тон задавали физикалисты, по ряду принципиальных моментов
продолжившие традицию неопозитивизма и предлагавшие снять проблему
телесного и духовного. Согласно Герберту Фейглу, с которым Поппер общался
ещё в период Венского кружка, проблема духовного и телесного снимается,
если принять, что высказывание о ментальном тождественны высказываниям о
телесном. Общий вывод различных версий физикализма состоял в том, что
традиционные интуитивные представления о ментальных событиях, существующих
в голове, о свободе воли и т. п., теоретически недоказуемы. Человек есть не
что иное, как нейрофизиология, поведение, язык и коммуникация. Поскольку
кроме физических, в мире нет никаких других удостоверяемых сущностей,
единственно адекватным языком онтологии следует принять язык физики.
Поппер считает позицию физикалистского монизма ложной. Хотя в рамках
физикализма было высказано немало интересных предположений, его общие
посылки теоретически недостоверны: они основаны на представлении о
каузальной закрытости системы, на мифе «лингвистического каркаса», «мифе
простоты», гипертрофировании значимости редукционистской методологии и т.
д.
Не ограничиваясь чисто полемическими задачами, Поппер создаёт
альтернативную физикалистскому монизму теорию, ориентированную на
эволюционно-биологическую парадигму. (Важно иметь в виду, что Поппер
рассматривает дарвинизм не как хорошо обоснованную научную теорию, а как
«метафизическую исследовательскую программу».)
В 1969 г. в лекциях, прочитанных в Эмори университете (США), Поппер
сформулировал основной костяк этой теории и принял позицию дуализма или,
точнее, плюрализма. В ХХ в., говорил он, мало кто из философов не занимался
опровержением Декарта и все без успеха – по той причине, что различение
духовного и телесного сообразуется и интуитивным представлением человека о
самом себе, со здравым смыслом и вполне согласуется с современными научными
данными, в частности эволюционной биологией. В работах 70-80-х годов, в
особенности в книге «Самость и её мозг. Аргумент в пользу интеракционизма»,
написанной в соавторстве с Джоном Экклзом, крупнейшим нейробиологом,
защищающим дуалистическую позицию, Поппер разработал достаточно цельную и
последовательную метафизику. Он называет её «предположительной», «пробной»
теорией, в гносеологическом отношении не имеющей статуса физической теории,
но которую, тем не менее, с полным правом можно именовать теорией,
поскольку вытекающие из неё следствия подтверждаются фактами.
По Попперу, во Вселенной можно выделить три реалии:
Мир 1 – мир физических явлений, будь то атомы, поля и силы или
«твёрдые материальные тела» - деревья, столы и т.п. – это реальность,
существующая объективно.
Мир 2 – мир ментальных или психических состояний – субъективных
состояний сознания, диспозиции и т.п. - состояние сознания и его
активность.
Мир 3 – мир объективного содержания мышления и продуктов
человеческого сознания. Это – гипотезы, проблемы, научные теории (истинные
или ложные), проекты, материализованные в виде машин, скульптур, зданий,
лежащие в библиотеках книги (которые, возможно, никем не будут прочитаны),
и даже возможные в будущем следствия из имеющихся теорий. [20]
Третий мир создается человеком, но результаты его деятельности начинают
вести свою собственную жизнь. Третий мир - это "универсум объективного
знания", он автономен от других миров.
Поппер писал: "С нашими теориями происходит то же, что и с нашими
детьми: они имеют склонность становиться в значительной степени
независимыми от своих родителей. С нашими теориями может случиться то же,
что и с нашими детьми: мы можем приобрести от них большее количество
знания, чем первоначально вложили в них".[21]
Поппер не склонен называть их онтологическими подмирами. Слово «мир»
используется им вместо терминов «материальное», «ментальное», «идеальное»,
имеющих множество коннотаций, и, скорее, как метафора для различения
качественных уровней реальности. Можно выделить и больше «миров» (например,
мир 3 подразделить на истинные теории и фантазии или чистые возможности).
Но это неважно. Важно то, что все три мира реальны: реальны не только
физические сущности, но и состояния сознания и содержания мыслей человека.
Генетически все миры связаны между собой; случайные предрасположенности в
физическом мире привели к возникновению органики, психики, а мутация в
животной психике привели к появлению языка и «полной сознательности», а
вместе с этим к трансценденции продуктов сознательности в мир 3 («новые
идеи имеют удивительную схожесть с генетическими мутациями»). С созданием
мира 3 «все миры открылись перед человеческим бытиём».
Рост знания в "третьем мире" описывается Поппером следующей схемой
P -> TT -> EE -> P,
где P - исходная проблема, TT - теория, претендующая на решение проблемы,
EE - оценка теории, ее критика и устранение ошибок, P - новая проблема.
"Вот каким образом, - пишет Поппер, - мы поднимаем себя за волосы из
трясины нашего незнания, вот как мы бросаем веревку в воздух и затем
карабкаемся по ней". [22]
Критицизм оказывается важнейшим источником роста "третьего мира".
Мир 3 находится «нигде» и относительно автономен. В пользу его
автономности Поппер приводит два основных аргумента:
1) Однажды изобретённые теории, художественные стили и т.д. порождают
последствия, которые их создатели не могли предвидеть. Изобретение
вавилонянами числового ряда содержало в себе и теорему Эвклида и
последующую математику. Поппер сравнивает «обитателей» мира 3 с
«идеями» и «формами» Платона, однако у низ больше сходства не со
статическими платоновскими «формами», а с самодеятельным и
самотворческим «Абсолютным Духом» Гегеля.
1) Мир 3 воздействует как на физический мир, так и на сознание людей.
Всю цивилизацию можно рассматривать как реализацию идеальных
объектов. Теория Фрейда, например, является насквозь ложной, однако
она может оказывать воздействие на субъективные состояния сознания:
чем больше психоаналитики будут говорить о значимости секса, тем
большую роль секс будет играть в жизни.
Теория мира 3 – это, безусловно, метафизическое обобщение антипсихологизма,
«эпистемологии без познающего субъекта», его установки: «Меня интересуют
только логические шпоры, а не психологические импульсы». Однако в
метафизической схеме игнорировать психологические состояния нельзя, они
должны в ней занять свой место. И Поппер поместил их в Мир 2. Мир 2 не
только субъективен, он в известной мере хаотичен. Здесь переплетены чувства
удовольствия и боли, ощущения времени и пространства, подсознательная
память и ожидания, врождённое знание и импульсы к действию. Это –
ментальность, связанная с мозгом, но не тождественная ему. Состояния
сознания, или психика, свойственны и животным. Поппер и Экклз высказывают
предположение, что на уровне мира 2 человека отличает от животного
диспозиция к усвоению языка и определённым типам поведения. И только с
появлением языка, возможности выражать в нём фантазийную, а вместе с этим
саморефлексивную деятельность можно говорить о сознании в полном смысле
этого слова. Иначе говоря, мир 2 трансцендирует свой психо-физический
уровень и начинает жить жизнью мира 3.
Наиболее интересный момент попперовской концепции трёх миров,
вызвавший и интенсивную полемику и критику – понимание взаимодействия.
Отношения между мирами рисуются таким образом, что мир 3 и мир 1 могут
вступать в интеракцию только посредством мира 2, т. е. через ментальное.
Это значить, что мир 2 участвует в двух видах интеракции: во-первых, с
физическим, во-вторых, с идеальным. В отношении второго вида интеракции
Поппер говорит, что она происходит в социально-культурном процессе решения
проблем, выдвижения новых идей, пополняющих число обитателей мира 3. С
другой стороны, индивидуальное сознание провоцирует реализацию идеальных
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5