Рефераты. Концепция развития научного знания Карла Поппера






данным, согласно которым были фальсифицированы существовавшие теории; в-

третьих, интегрировать в одну целостность проблемы – гипотезы, несвязанные

между собой; в-четвертых, новая теория должна содержать проверяемые

следствия; в-пятых, сама теория так же должна быть способной выдержать

процедуру строгой проверки[18]. Поппер считает, что такая теория не только

плодотворна в решении проблем, но даже обладает в определенной степени

эвристической возможностью, что может служить свидетельством успешности

познавательной деятельности.

3. ТРИ МИРА И ИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Попперовская философия не только критична, она полемична.

Конструктивные идеи в ней всегда вынашивались в процессе фальсификации и

опровержения чьих-то взглядов – логических позитивистов, идеологов

тоталитаризма, лингвистических философов и др. В 60-70-х годах его

критический взор привлекло начавшееся в англоязычной философии наступление

на «последний бастион» традиционной философии – философию сознания. Смысл

его можно определить словами Дж. Райла: «История двух миров – это миф»[19].

Разговор о сознании как «духе в машине» или своего рода «гомункулусе в

теле» неправомерен.

Наступление шло различными фронтами и под различными знамёнами

(использовались теории У. Куайна, Г. Фейгла, А. Куинтона, Б. Скиннера, Д.

Армстронга, Дж. Дж. Смарта). Сформировались различные позиции – теория

тождества, психо-физический параллелизм, эпифеноменализм, функционализм и

другие. При этом тон задавали физикалисты, по ряду принципиальных моментов

продолжившие традицию неопозитивизма и предлагавшие снять проблему

телесного и духовного. Согласно Герберту Фейглу, с которым Поппер общался

ещё в период Венского кружка, проблема духовного и телесного снимается,

если принять, что высказывание о ментальном тождественны высказываниям о

телесном. Общий вывод различных версий физикализма состоял в том, что

традиционные интуитивные представления о ментальных событиях, существующих

в голове, о свободе воли и т. п., теоретически недоказуемы. Человек есть не

что иное, как нейрофизиология, поведение, язык и коммуникация. Поскольку

кроме физических, в мире нет никаких других удостоверяемых сущностей,

единственно адекватным языком онтологии следует принять язык физики.

Поппер считает позицию физикалистского монизма ложной. Хотя в рамках

физикализма было высказано немало интересных предположений, его общие

посылки теоретически недостоверны: они основаны на представлении о

каузальной закрытости системы, на мифе «лингвистического каркаса», «мифе

простоты», гипертрофировании значимости редукционистской методологии и т.

д.

Не ограничиваясь чисто полемическими задачами, Поппер создаёт

альтернативную физикалистскому монизму теорию, ориентированную на

эволюционно-биологическую парадигму. (Важно иметь в виду, что Поппер

рассматривает дарвинизм не как хорошо обоснованную научную теорию, а как

«метафизическую исследовательскую программу».)

В 1969 г. в лекциях, прочитанных в Эмори университете (США), Поппер

сформулировал основной костяк этой теории и принял позицию дуализма или,

точнее, плюрализма. В ХХ в., говорил он, мало кто из философов не занимался

опровержением Декарта и все без успеха – по той причине, что различение

духовного и телесного сообразуется и интуитивным представлением человека о

самом себе, со здравым смыслом и вполне согласуется с современными научными

данными, в частности эволюционной биологией. В работах 70-80-х годов, в

особенности в книге «Самость и её мозг. Аргумент в пользу интеракционизма»,

написанной в соавторстве с Джоном Экклзом, крупнейшим нейробиологом,

защищающим дуалистическую позицию, Поппер разработал достаточно цельную и

последовательную метафизику. Он называет её «предположительной», «пробной»

теорией, в гносеологическом отношении не имеющей статуса физической теории,

но которую, тем не менее, с полным правом можно именовать теорией,

поскольку вытекающие из неё следствия подтверждаются фактами.

По Попперу, во Вселенной можно выделить три реалии:

Мир 1 – мир физических явлений, будь то атомы, поля и силы или

«твёрдые материальные тела» - деревья, столы и т.п. – это реальность,

существующая объективно.

Мир 2 – мир ментальных или психических состояний – субъективных

состояний сознания, диспозиции и т.п. - состояние сознания и его

активность.

Мир 3 – мир объективного содержания мышления и продуктов

человеческого сознания. Это – гипотезы, проблемы, научные теории (истинные

или ложные), проекты, материализованные в виде машин, скульптур, зданий,

лежащие в библиотеках книги (которые, возможно, никем не будут прочитаны),

и даже возможные в будущем следствия из имеющихся теорий. [20]

Третий мир создается человеком, но результаты его деятельности начинают

вести свою собственную жизнь. Третий мир - это "универсум объективного

знания", он автономен от других миров.

Поппер писал: "С нашими теориями происходит то же, что и с нашими

детьми: они имеют склонность становиться в значительной степени

независимыми от своих родителей. С нашими теориями может случиться то же,

что и с нашими детьми: мы можем приобрести от них большее количество

знания, чем первоначально вложили в них".[21]

Поппер не склонен называть их онтологическими подмирами. Слово «мир»

используется им вместо терминов «материальное», «ментальное», «идеальное»,

имеющих множество коннотаций, и, скорее, как метафора для различения

качественных уровней реальности. Можно выделить и больше «миров» (например,

мир 3 подразделить на истинные теории и фантазии или чистые возможности).

Но это неважно. Важно то, что все три мира реальны: реальны не только

физические сущности, но и состояния сознания и содержания мыслей человека.

Генетически все миры связаны между собой; случайные предрасположенности в

физическом мире привели к возникновению органики, психики, а мутация в

животной психике привели к появлению языка и «полной сознательности», а

вместе с этим к трансценденции продуктов сознательности в мир 3 («новые

идеи имеют удивительную схожесть с генетическими мутациями»). С созданием

мира 3 «все миры открылись перед человеческим бытиём».

Рост знания в "третьем мире" описывается Поппером следующей схемой

P -> TT -> EE -> P,

где P - исходная проблема, TT - теория, претендующая на решение проблемы,

EE - оценка теории, ее критика и устранение ошибок, P - новая проблема.

"Вот каким образом, - пишет Поппер, - мы поднимаем себя за волосы из

трясины нашего незнания, вот как мы бросаем веревку в воздух и затем

карабкаемся по ней". [22]

Критицизм оказывается важнейшим источником роста "третьего мира".

Мир 3 находится «нигде» и относительно автономен. В пользу его

автономности Поппер приводит два основных аргумента:

1) Однажды изобретённые теории, художественные стили и т.д. порождают

последствия, которые их создатели не могли предвидеть. Изобретение

вавилонянами числового ряда содержало в себе и теорему Эвклида и

последующую математику. Поппер сравнивает «обитателей» мира 3 с

«идеями» и «формами» Платона, однако у низ больше сходства не со

статическими платоновскими «формами», а с самодеятельным и

самотворческим «Абсолютным Духом» Гегеля.

1) Мир 3 воздействует как на физический мир, так и на сознание людей.

Всю цивилизацию можно рассматривать как реализацию идеальных

объектов. Теория Фрейда, например, является насквозь ложной, однако

она может оказывать воздействие на субъективные состояния сознания:

чем больше психоаналитики будут говорить о значимости секса, тем

большую роль секс будет играть в жизни.

Теория мира 3 – это, безусловно, метафизическое обобщение антипсихологизма,

«эпистемологии без познающего субъекта», его установки: «Меня интересуют

только логические шпоры, а не психологические импульсы». Однако в

метафизической схеме игнорировать психологические состояния нельзя, они

должны в ней занять свой место. И Поппер поместил их в Мир 2. Мир 2 не

только субъективен, он в известной мере хаотичен. Здесь переплетены чувства

удовольствия и боли, ощущения времени и пространства, подсознательная

память и ожидания, врождённое знание и импульсы к действию. Это –

ментальность, связанная с мозгом, но не тождественная ему. Состояния

сознания, или психика, свойственны и животным. Поппер и Экклз высказывают

предположение, что на уровне мира 2 человека отличает от животного

диспозиция к усвоению языка и определённым типам поведения. И только с

появлением языка, возможности выражать в нём фантазийную, а вместе с этим

саморефлексивную деятельность можно говорить о сознании в полном смысле

этого слова. Иначе говоря, мир 2 трансцендирует свой психо-физический

уровень и начинает жить жизнью мира 3.

Наиболее интересный момент попперовской концепции трёх миров,

вызвавший и интенсивную полемику и критику – понимание взаимодействия.

Отношения между мирами рисуются таким образом, что мир 3 и мир 1 могут

вступать в интеракцию только посредством мира 2, т. е. через ментальное.

Это значить, что мир 2 участвует в двух видах интеракции: во-первых, с

физическим, во-вторых, с идеальным. В отношении второго вида интеракции

Поппер говорит, что она происходит в социально-культурном процессе решения

проблем, выдвижения новых идей, пополняющих число обитателей мира 3. С

другой стороны, индивидуальное сознание провоцирует реализацию идеальных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.