Рефераты. Категории диалектики






Категории диалектики

Категории диалектики как отражение универсаных связей бытия и как

всеобщие

формы мышления.

П л а н.

1. Развитие представлений о природе

философских категорий в истории

философской мысли.

2. Понятие о философских категориях, их взаи-

моотношение с понятиями частных наук.

3. Проблема систематизации категорий,

их основные функции.

Любая наука, какую бы область материальной действительности она

ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и

определенных категорий, то есть наиболее общих понятий, которые

вырабатываются в ходе развития каждой науки и являются ее фундаментом,

основой. В механике, например, такими категориями являются понятия массы,

энергии, силы; в политической экономии – товара, стоимости денег и т. д.

Обобщая достижения науки и практической деятельности людей, философия

выработала свою систему категорий.

Философские категории – это такие понятия, которые отражают

общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде

всего кате-гории материи и сознания, а также движения, пространства и

времени. Такие категории, как противоречие, количество, качество, скачок,

отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление,

причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и

действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши

представления о всеобщем развитии и связях материального мира, об

основных законах диалектики.

Законы и категории диалектики взаимосвязаны. Изучая основные

законы диалектики, мы видим, что они представляют в сущности отношение,

связь категорий. Например, закон перехода количественных изменений в

качественные выражает определенную связь категорий количества и качества.

Поэтому без знания категорий невозможно уяснить и законы. С другой

стороны, знание законов позволяет понять сущность категорий диалектики.

Так, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность раскрыть

действительный смысл таких противоположных категорий, как содержание и

форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т.д.

Категории диалектики являются итогом, обобщением многовекового опыта

людей, их трудовой деятельности и познания.

Соприкасаясь в процессе практической деятельности с предметами и

явлениями мира, познавая их, человек выделял в них существенное общее, а

результаты выделения фиксировал в категориях, понятиях. Категории причины

и следствия, содержания и формы и другие формировались в сознании по мере

того, как человек миллиарды раз практически сталкивался с объективно

существующими причинами и следствиями, содержанием и формой конкретных

материальных тел и другими важнейшими сторонами действительности. Таким

образом, категории представляют результат практической и познавательной

деятельности человека, являются ступеньками познания человеком

окружающего мира.

Являясь итогом практики и познания, категории материалистической

диалектики имеют огромное значение для практической и познавательной

деятельности. Будучи ступеньками в познании, они помогают людям

разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную

связь и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их

развития и в соответствии с этим успешно действовать на практике.

Диалектика, раскрывая сущность категорий, источники их

возникновения, прежде всего подчеркивает их объективный характер.

Источником категорий являются вне человека существующие предметы и

явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Так,

категории причины и следствия отражают такую объективно существующую

связь предметов и процессов, при которой одни из них вызывают к жизни

другие предметы и процессы, а эти другие являются их порождением. Одной

важнейшей чертой категорий с точки зрения марксистской диалектики

является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий

отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и

взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна,

что при некоторых условиях они могут переходить, превращаться друг в

друга: причина становится следствием, а следствие – причиной,

необходимость становится случайностью, а случайность – необходимостью.

Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая

постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются.

Метафизики извращают диалектическую природу категорий. Они обычно

отрывают категории друг от друга, игнорируют роль одних категорий и

абсолютизируют значение других. А это приводит к искажению

действительности, к реакционным политическим выводам. Только с позиций

диалектического материализма можно понять подлинную природу категорий,

использовать их как орудие научного познания и практической деятельности.

В дальнейшем при рассмотрении отдельных категорий мы попытаемся показать

их научное и практическое значение.

При изучении материального мира человеку прежде всего бросается

в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений.

Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные

черты и связи. Рассмотрим категорию единичное и общее . Всякий предмет

обладает рядом особых, только ему присущих черт. Возьмем, к примеру,

тополь, который растет возле нашего дома. Ему присущи свои размеры,

определенное количество ветвей и их расположение, особая конфигурация

корней и некоторые другие признаки. Свои особые, неповторимые черты,

способности и привычки, интересы и склонности, походку и манеру говорить

имеет данный конкретный человек . Они-то и выделяют этого человека из

сотен миллионов других людей, населяющих нашу планету. Данный конкретный

тополь, этот человек, индивидуальный предмет или явление материального

мира и есть единичное, или отдельное. Однако любое отдельное, единичное

не существует само по себе, вне связи с другими предметами иявлениями.

Тот же самый человек живет на Земле, где множество других людей. Будучи

связан с этими людьми тысячами самых разнообразных нитей, он имеет с ними

много общего. Данный человек имеет ту или иную профессию, а это значит,

что он обладает некоторыми чертами, присущими всем людям данной

специальности. Человек принадлежит к определенному классу, нации, а

потому ему присущи известные национальные и классовые особенности. Что

касается анатомо-физиологического строения, а также способности

чувствовать и мыслить, трудиться и говорить, то эти черты присущи всем

людям.

Точно так же и каждый предмет, кроме индивидуальных, только ему

присущих признаков, имеет и признаки, общие с другими предметами. Общее и

составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если

индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы

сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом,

обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных

предметов. Диалектический материализм считает, что всякое отдельное

есть так или иначе общее. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и

постоянно изме-няются. Граница между ними подвижна. В процессе развития

при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное

становится общим и наоборот.

Теперь рассмотрим категории содержание и форма.

Содержание- это совокупность элементов и процессов, образующих

данный предмет или явление. Форма - это структура, организация

содержания, причем она не является чем-то внешним по отношению к

содержанию, а внутренне ему присуща. “Элементарные” частицы и процессы,

связанные с их движением, представляют содержание атома химического

элемента. Организация этих частиц, порядок их размещения в атоме

составляют его форму. Содержанием живого организма являются процессы

обмена веществ, раздражимости, сокращаем ости и другие, а также органы,

ткани, клетки, в которых эти процессы протекают. Порядок протекания

жизненных процессов в организме, структура его органов и тканей

представляют форму живого организма. Содержание и форма присущи и всем

общественным явлениям. Так, производительные силы (прежде всего орудия

производства и люди, управляющие этими орудиями) составляют содержание

исторически определенного способа производства. Производственные

отношения (взаимная связь людей в процессе производства, основанная на их

отношении к этим орудиям) составляют его форму. Диалектический

материализм исходит из единства содержания и формы, их неотделимости друг

от друга. Как форма, так и содержание внутренне присущи данному предмету

и поэтому не могут быть отделены друг от друга. Нет содержания вообще,

есть только оформленное, то есть имеющее определенную форму, содержание.

Точно так же нет и чистой, бессодержательной формы. Форма всегда

содержательна, она предполагает наличие определенного содержания,

структуру, организацию которого представляет. Выяснив, что каждый предмет

представляет собой неразрывное единство содержания и формы, рассмотрим

теперь, как взаимосвязаны содержание и форма, каково их взаимодействие в

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.