Рефераты. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности






противоположных ориентации невозможно достаточно полно объяснить все

различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию,

включив в нее психологические функции. Четыре основные функции,

выделенные им, — это мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду рациональных функций,

поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте.

Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и

аргументы. Противоположная мышлению функция — чувство — информирует нас

о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций.

Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне

жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или

хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает

скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции,

личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель

которых — определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А

когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на

вынесение суждений о том, является ли этот опыт прежде всего приятным

или неприятным.

Вторую пару противоположных функций — ощущение и интуиция — Юнг

назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают»,

регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция)

мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет

собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего

мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и

прочих ощущений от стимулов из окружающего мира. Напротив, интуиция

характеризуется сублиминальным и неосознанным восприятием текущего

опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая

суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией

является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как

если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией

является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и

скрытое значение переживаемого.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями.

Однако как только одна личностная ориентация (экстравсрсия или

интроверсия) обычно является доминирующей, осознаваемой, точно также

только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно

преобладает и осознается. Другие функции погружены в бессознательное и

играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая

функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий,

чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории

Юнга, интегрированная, или «индивидуированная» личность для совладания

с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции,

взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например,

экстравертный мыслительный тип фокусируется на объективных имеющих

практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит

впечатление холодного и догматического человека, живущего в

соответствии с установленными правилами. Вполне возможно, что

прототипом экстравертного мыслительного типа был Фрейд. Интровертный

интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного

внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от

окружающих и индифферентен к ним. В данном случае Юнг, вероятно, в

качестве прототипа имел в виду себя.

Развитие личности

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам

жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности,

Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как

эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о

социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того,

что определяющими для поведения человека являются только события

прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга,

человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и

реализует себя все более полно. Он придавал большое -значение такой

жизненной цели индивида, как «обретение самости», являющейся

результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта

тема стремления к интеграции, гармонии и целостности в дальнейшем

повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель — это полная реализация

«Я», то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида.

Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно

продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс,

получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация — это

динамичный и эволюционирующий процесс интеграции многих

противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном

выражении индивидуация предполагает сознательную реализацию человеком

своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение

всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится

центром личности и уравновешивает многие противоположные качества,

входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому

высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного

роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг

называл самореализацией. Он считал, что эта конечная стадия развития

личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим

к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений

самореализация недоступна подавляющему большинству людей.

Заключительные комментарии

Отойдя от теории Фрейда, Юнг обогатил наши представления о

содержании и структуре личности. Хотя его концепции о коллективном

бессознательном и архетипах трудны для понимания и не поддаются

эмпирической проверке, они продолжают пленять очень многих. Его

понимание бессознательного как богатого и жизненно необходимого

источника мудрости вызвало новую волну интереса к его теории у

современного поколения студентов и профессиональных психологов. К тому

же Юнг одним из первых признал позитивный вклад религиозного, духовного

и даже мистического опыта в развитие личности. В этом состоит его

особая роль как предшественника гуманистического направления в

персонологии. Поспешим добавить, что в последние годы среди

интеллектуальной общественности Соединенных Штатов наблюдается рост

популярности аналитической психологии и согласие со многими ее

положениями. Теологи, философы, историки и представители многих других

дисциплин считают творческие находки Юнга чрезвычайно полезными в своей

работе.

Тем не менее, теория Юнга большей частью не поднимается выше

уровня предположений. Его основные гипотезы не предоставляют

достаточных возможностей для серьезной проверки. Отчасти, причиной

служит тот факт, что многие его концепции не определены настолько

четко, чтобы можно было оценить их валидность. Также надо принять во

внимание то обстоятельство, что сам Юнг скептически оценивал роль

научного метода в валидизации своих идей. За исключением использования

метода словесных ассоциаций при изучении комплексов, Юнг искал

подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в

сновидениях и фантазиях своих пациентов.

Редкие исследования, посвященные проверке юнговской теории,

касаются почти исключительно его классификации психологических типов. В

этих исследованиях широко используется опросник самооценки «Индикатор

типа Майерс-Бриггс», предназначенный для измерения индивидуальных

различий на основе типологии Юнга. Экспериментальные работы, в которых

используется этот тест, подтверждают некоторые предсказания Юнга о

различиях в индивидуальных воспоминаниях и содержании сновидений у

представителей разных типов личности. Однако значение полученных

результатов данных снижается тем фактом, что в опроснике используются

не 8 юнговских основных типов, но 16 различных типов личности, причем

некоторые из них не являются независимыми. Как и в случае многих других

теорий, приведенных в этой книге, теория Юнга нуждается в гораздо

большем количестве эмпирических исследований, чтобы ее влияние в

области теории личности не ослабевало.

-----------------------

[1] Архетип — в позднеантичной философии (Филон Александрийский и др.)

прообраз, идея.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.