Рефераты. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности






Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное

бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так

называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»)[1]. Архетипы —

врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей

воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.

В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а

скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди

реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и

действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь

является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и

поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном

столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или

смертью.

В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок,

герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 4-2).

Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать

определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта

или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют

аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми

представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как

воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что

архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также

нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в

живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что

символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают

поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего

человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались

изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и

целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов

помогает ему в анализе сновидений пациента.

Таблица 4-2. Примеры архетипов, описанных Юнгом

|Архетип |Определение |Символы |

|Анима |Бессознательная женская сторона |Женщина, Дева |

| |личности мужчины |Мария, Мона |

| | |Лиза |

|Анимус |Бессознательная мужская сторона |Мужчина, Иисус |

| |личности женщины |Христос, Дон |

| | |Жуан |

|Персона |Социальная роль человека, |Маска |

| |проистекающая из общественных | |

| |ожиданий и обучения в раннем возрасте| |

| | | |

|Тень |Бессознательная противоположность |Сатана, Гитлер,|

| |того, что индивид настойчиво |Хуссейн |

| |утверждает в сознании | |

|Самость |Воплощение целостности и гармонии, |Мандала |

| |регулирующий центр личности | |

|Мудрец |Персонификация жизненной мудрости и |Пророк |

| |зрелости | |

|Бог |Конечная реализация психической |Солнечное око |

| |реальности, спроецированной на | |

| |внешний мир | |

Некоторые наиболее важные архетипы

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть

неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга

уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.

Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») — это наше

публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с

другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы

проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании

Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или

утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип

необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.

Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает

слишком большое значение, то человек может стать неглубоким,

поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от

истинного эмоционального опыта.

В противоположность той роли, которую выполняет в нашем

приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет

подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит

наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы,

аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства.

Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и

творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго

состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать

пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в

гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и

наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом

врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний

образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то

время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее

бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере

частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин

вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал

Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном

бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным

полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени,

«феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с

женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том,

что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены

гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие

личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен

выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна

проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти

необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится

односторонний рост и функционирование личности.

Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость

представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и

объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех

аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким

образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель

человеческой жизни. К процессу самореализации мы вернемся позже, когда

будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.

Основным символом архетипа самости является мандала и ее

многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-

розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически выраженные

в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах,

фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что

религия является великой силой, содействующей стремлению человека к

целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души —

сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как

считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не

ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до

тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души,

сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует

постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Эго-направленность

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные

им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и

интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в

человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В

экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему

миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив,

быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы

являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во

внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан,

стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес

сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде

экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они

присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна

проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве

вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и

вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения

определенны и предсказуемы.

Психологические функции

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и

интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.