Архетипы. Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное
бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так
называемых архетипов (буквально, «первичных моделей»)[1]. Архетипы —
врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей
воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом.
В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а
скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди
реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и
действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь
является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно и
поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном
столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или
смертью.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок,
герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть (табл. 4-2).
Юнг полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать
определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта
или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют
аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми
представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как
воспитание, плодородие и зависимость. Далее, Юнг предполагал, что
архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также
нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в
живописи, литературе и религии. В особенности он подчеркивал, что
символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают
поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего
человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались
изображения мандалы, являющиеся символическими воплощениями единства и
целостности «Я». Юнг считал, что понимание архетипических символов
помогает ему в анализе сновидений пациента.
Таблица 4-2. Примеры архетипов, описанных Юнгом
|Архетип |Определение |Символы |
|Анима |Бессознательная женская сторона |Женщина, Дева |
| |личности мужчины |Мария, Мона |
| | |Лиза |
|Анимус |Бессознательная мужская сторона |Мужчина, Иисус |
| |личности женщины |Христос, Дон |
| | |Жуан |
|Персона |Социальная роль человека, |Маска |
| |проистекающая из общественных | |
| |ожиданий и обучения в раннем возрасте| |
| | | |
|Тень |Бессознательная противоположность |Сатана, Гитлер,|
| |того, что индивид настойчиво |Хуссейн |
| |утверждает в сознании | |
|Самость |Воплощение целостности и гармонии, |Мандала |
| |регулирующий центр личности | |
|Мудрец |Персонификация жизненной мудрости и |Пророк |
| |зрелости | |
|Бог |Конечная реализация психической |Солнечное око |
| |реальности, спроецированной на | |
| |внешний мир | |
Некоторые наиболее важные архетипы
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть
неограниченным. Однако особое внимание в теоретической системе Юнга
уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости.
Персона (от латинского слова, обозначающего «маска») — это наше
публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с
другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы
проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании
Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или
утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип
необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни.
Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает
слишком большое значение, то человек может стать неглубоким,
поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от
истинного эмоционального опыта.
В противоположность той роли, которую выполняет в нашем
приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет
подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит
наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы,
аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные свойства.
Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и
творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция эго
состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать
пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в
гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и
наслаждаться здоровой и творческой жизнью.
В архетипах анимы и анимуса находит выражение признание Юнгом
врожденной андрогинной природы людей. Анима представляет внутренний
образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то
время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, ее
бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере
частично, на том биологическом факте, что в организме мужчин и женщин
вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал
Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном
бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным
полом. Многие мужчины, по крайней мере до некоторой степени,
«феминизировались» в результате многолетней совместной жизни с
женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том,
что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены
гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие
личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен
выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна
проявлять свои маскулинные качества, так же как и феминные. Если же эти
необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится
односторонний рост и функционирование личности.
Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость
представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованы и
объединены все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех
аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким
образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель
человеческой жизни. К процессу самореализации мы вернемся позже, когда
будем рассматривать юнговскую концепцию индивидуации.
Основным символом архетипа самости является мандала и ее
многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-
розетка). По Юнгу, целостность и единство «Я», символически выраженные
в завершенности фигур вроде мандалы, можно обнаружить в снах,
фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что
религия является великой силой, содействующей стремлению человека к
целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души —
сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как
считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не
ранее среднего возраста. Более того, архетип самости не реализуется до
тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души,
сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого «Я» требует
постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.
Эго-направленность
Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные
им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и
интроверсия. Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в
человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В
экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему
миру — другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив,
быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы
являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во
внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан,
стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес
сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде
экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они
присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна
проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве
вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и
вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения
определенны и предсказуемы.
Психологические функции
Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и
интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары
Страницы: 1, 2, 3