Рефераты. Кант






Кант

Из истории цивилизаций прошлого:

КАНТ

Реферат ученицы 11 «А» кл.

Средней школы № 158

Петровой Валентины

Учитель: Уланова Лариса Николаевна

Санкт-Петербург, 1999 г.

Содержание.

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .3

Глава 1. Детство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . .4

Глава 2. Университетские годы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . .5

Глава 3. Первый вызов метафизикам . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . .6

Глава 4. Официальное признание заслуг Канта . . . . . . . . . . . . . .

. . .7

Глава 5. Космическая гипотеза, защита оптимизма и борьба с мистицизмом

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . .10

Глава 6. Обыденная жизнь и характер Канта . . . . . . . . . . . . . . .

. .12

Глава 7. Главные философские труды Канта, их история, его последние

годы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . .14

Глава 8. Характер и значение философии Канта. . . . . . . . . . . . . .

.17

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . .21

Введение

Во второй половине XVIII века – первой половине XIX века в Германии

работали ученые-философы Кант, Фихт, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Несмотря

на различия их учения тесно связаны между собой узами преемственности:

после Канта каждый из мыслителей этого направления опирался на воззрения

своего предшественника и вдохновлялся творческими импульсами его

наследия. В их учениях нашли выражение наиболее значительные идеи

немецкой философской мысли рассматриваемого периода. К концу XVIII века

учения Канта, Фихте, Шеллинга заняли ведущее в западноевропейской

философии, а затем в полном своем развитии, завершаемом учениями Гегеля

и Фейербаха, немецкая классическая философия всемирное историческое

значение. Эту линию в развитии новой европейской мысли Энгельс назвал

«немецкой классической философией».

К числу крупнейших достижений немецких мыслителей от Канта до

Фейербаха относится уяснение того, отнюдь не очевидного факта, что при

всем многообразии проблем у философии имеется основной вопрос и он

состоит в определении отношения между мышлением и бытием. В отличии от

английских, а особенно французских философов XVIII века, стремившихся

популяризировать свои учения среди возможно более широких слоев

читателей и находивших подходящий для этого способ изложения, немецкие

мыслители от Канта до Гегеля предназначали свои сочинения большей частью

для весьма ограниченного круга читателей, состоящего из тех, кто

профессионально занимается философией в качестве компетентных

специалистов или в качестве готовящихся стать таковыми студентов. В

традициях немецкой университетско-академической философии было создание

трудных для восприятия сочинений, изобилующих абстрактными дедукциями и

написанных сухим языком с массой понятных лишь посвященным специальных

терминов в том числе вновь изобретаемых. Имея в виду немецких философов,

Гегель с известной долью самокритичности отмечал; «О нас идет слава как

о глубоких, но часто неясных мыслителях». Начиная с Канта, плеяда

мыслителей первой величины предала небывалую интенсивность и глубину

развитию немецкой философской мысли.

Само это развитие представляло собой своего рода философскую

революцию. Кант и другие философы вносили своими учениями радикальные

новации в развитии философской мысли: каждый из них даиалектически, то

есть с сохранением определенной преемственности, отрицало

предшествующее. Все названные мыслители сами считали себя радикальными

новаторами в философии. Кант, созидая первую ступень немецкой

классической философии в процессе преодоления ранее господствовавшей в

Германии метафизике, полагал, что он вместе с тем совершает

«коперниканскую революцию» по отношению ко всей предшествующей

философии.[1]

Глава 1. Детство

Иммануил Кант родился в столице восточной Пруссии Кенигсберг в

семье выходцев из Шотландии. Шотландское происхождение Канта, по крайней

мере по отцовской линии, представляет интерес в том отношении, что

сближает Канта по крови с философом, наиболее родственным Канту по духу,

а именно с Юмом. Отец Канта по ремеслу был седельным мастером, в доме

которого двадцать второго апреля 1724 года родился Иммануил Кант. Из

одиннадцати братьев и сестер Иммануил был четвертым; у него было три

брата и семь сестер. Шестеро из одиннадцати умерли в раннем детстве.

О родителях Канта известно немногое, и при том главным образом лишь

со слов самого Канта. Кант походил на мать характером и телосложением:

от нее он унаследовал слабую впалую грудь. С раннего детства Кант

отличался слабым здоровьем. Мать нежно любила хилого ребенка, холила его

и много занималась его воспитанием. Мальчик с малых лет обнаруживал

острую наблюдательность и пытливость. Говорят, что мать, несмотря на

свое неограниченное образование, значительно развивала пытливость

мальчика. Гуляя с ним, она постоянно обращала внимание на окружающую

природу, поясняя свои слова цитатами из псалмов и других мест Библии, в

которых восхваляется благость и премудрость Творца. Таким образам, то

доказательство бытия Божия, которые известны под названием физика

теологического и которую Кант ценил даже после тог как отверг его, было

ему известно в наивной и простодушной форме еще в младенческие годы.

Все это чрезвычайно важно в психологическом отношении. Нравственное

учение Канта также имеет несомненную психологическую связь с первыми

впечатлениями его детства. Связь эту открыто признавал сам философ. На

семьдесят четвертом году жизни он писал, что может относительно своего

генеалогического дерева похвастать лишь одним, а именно: что и отец, и

мать его были ремесленники, отличавшееся честностью, нравственной

пристойностью, и образцовой порядочностью, не имея состояния, но зато и

долгов, «и дали мне воспитание, которое с моральной точки зрения не

могло быть лучше». По словам одного из старинных биографов, отец Канта

требовал от детей труда и честности, в особенности избежания всякой лжи;

мать требовала еще большего, именно святости. Вероятно, это и

способствовало той непреклонной строгости, которую впоследствии

обнаружил Кант в своем нравственном учении.

Заметя способности сына, мать решила, что маленький Иммануил не

должен продолжать занятия отца. С ее точки зрения, на вершине

умственного развития стояли ее духовные учителя, поэтому мать Канта

решила подготовить сына к духовному званию. Канту было менее десяти лет,

когда он поступил в коллегию Фридриха, в которой господствовал

пиитический дух. В особой церкви этого заведения богослово-пиитисты

читали священную историю, произносили поучения и проповеди. Кант с

матерью посещал молитвенные часы профессора Шульца, на которых

произносились проповеди, возбуждавшие религиозный энтузиазм.

У Канта было несколько товарищей, в том числе Вилькез и Труммер.

Вилькез интересен потому, что он чуть ли не первый занес идею Канта в

Россию, куда уехал став гувернером у детей князя Волконского. Труммер

был один из тех товарищей, к которым Кант питал сильную привязанность.

Он был единственным врачом, которому Кант доверял настолько, что

согласился применять прописанные им слабительные пилюли – единственное

лекарство признанное для себя Кантом.

По свидетельству современников ум у Канта, как и у Ньютона,

развился сравнительно поздно. В нем не было признаков той ранней

гениальности, которой отличались, например, Лейбниц и Паскаль. Если не

считать так называемой «гениальной рассеянности», которой Кант, подобно

Ньютону, отличался с детства, то трудно указать признаки, которые

характеризовали бы Канта в ранней юности как будущего реформатора

философии. О рассеянности Канта сложилось немело анекдотов, из которых

достаточно привести один. Еще в начальной школе он часто терпел от

учителей за то, что являлся без книг, о чем обыкновенно вспоминал лишь в

тот момент, когда входил в класс. Однажды он вывел из себя учителя

заявлением, что он раньше забыл, куда положил книгу, но вспомнил об этом

как раз в тот момент, когда его об этом спросили; учитель, конечно, не

поверил и приписал это нежеланию учиться.

Весьма рано обнаружилась у Канта характеризовавшая его способность

побеждать свои душевные волнения. В детстве Кант, как и большая часть

детей хилых, слабогрудых и малокровных, не отличался особенной

храбростью, но в минуту действительной опасности он сумел обнаружить

удивительное присутствие духа. Восьмилетним мальчиком он однажды вздумал

перейти через глубокую канаву с водою по перекинутому бревну. Не успел

он пройти несколько шагов, как голова его закружилась. Он хотел

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.