Рефераты. Истина и ее критерии






общезначимости и конвенционализму, инженеры, научные работники, к

практицизму и практике.

Понятие "практика" раскрывалась через широкий спектр терминов "действие",

"деятельность", "деятельная жизнь", "опыт", "опыт в целом", "труд".

Практика считалась важным условием процесса познания, высказывалась идея о

единстве теории и практики (Гегель, Чернышевский, Соловьев, Поппер). Мы

определим практику через понятие "деятельность".

Практика ' активная, целенаправленная чувственно-предметная деятельность

людей, направленная на изменение реальной действительности.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек

активно, через предметы, целенаправленно, воздействует на действительность

и в ходе её изменения познаёт её.

В процессе практики человек создаёт "вторую природу", культуру. Практика

и познание - две стороны единого процесса, вместе они целостная система

человеческой деятельности. Но, практика играет решающую роль, ибо её законы

- это законы реального мира, который преобразуется в этом процессе. Назовем

важнейшие формы практики: Это - материальное производство (труд),

- социальная деятельность,

- научный эксперимент;

- техническая деятельность;

- военно-политическая деятельность. Практика и познание тесно

связаны, практика имеет познавательную сторону, а познание - практическую.

Практика является источником информации для познания, в том числе и

военного. Формы военной практики:

Своеобразие практики выражается в её функциях в процессе познания:

1. практика является источником познания, ибо все значения вызваны к

жизни потребностями практики.

- креатиеная функция

2. практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она

пронизывает все его стороны, ставит проблемы, обнаруживает новые свойства и

стороны мира, обеспечивает познание техническими средствами. -

детерминирующая функция

3. практика является целью познания, поскольку служит для преобразования

мира и регулирует деятельность людей

- целеполагающая функция

4. практика представляет собой и решающий критерий истины

" критериальная функция Остановимся на последней функции.

Проверка знания практикой не есть одноразовый акт, а есть длительный

процесс, носящий исторический, противоречивый характер. Это означает, что

критерий практики одновременно и абсолютен и относителен. Абсолютен в том

смысле, что только практика может окончательно доказать какие-либо

положения. Относителен потому, что сама практика развивается,

совершенствуется и потому не может в каждый данный момент доказать

истинность развивающегося знания.

Вот почему, возникает необходимость дополнения практики иными критериями,

которые дополняют, но не отменяют или заменяют его. Особо важен логический

критерий истины, сочетающий и формально-логический и диалектический методы,

а также аксиологический критерий.

Своеобразны подходы к пониманию истины и её критерия у М.Хайдеггера и

КЛоппера. Сущность истины открывается как свобода человека, считает

Хайдеггер. Истина - образец, утверждает Поппер. Заблуждение как

противоположность истины - дело рук человеческих, следствие его ошибок,

свободы, хотения.

Понятие истины близко к понятию ПРАВДА, ПРАВОТА. Правда - истина на деле,

истина в образе, благе, честности, справедливости, поступать по правде,

значит поступать по истине, по справедливости (Вл.Даль). Тем самым правда,

шире чем истина, так как включает в своё определение и мораль. С другой

стороны, это свидетельство о аксиологическом аспекте истины.

Таким образом, практика является наиболее точным критерием позволяющим

отличить заблуждение от истины, при дополнении другими критериями

обеспечивает процесс познания истины.

Вместе с тем, в формировании инженерного мышления важнейшим было и

остаётся приобщение к науке, научной истине. Достижение последней связанно

с соотношением веры и знания.

3 вопрос,

В предыдущей лекции мы отмечали наличие научных и всенаучных форм

познания. Классификация форм знания и по сей день является во многом

дискуссионной. Мы же попытаемся выделить некоторые формы и рассмотреть их

основные особенности.

Уже на ранних этапах истории существовало обыденно-практическое познание,

поставляющее элементарные сведения о природе, людях, социальных связях и

т.д. Основой данной формы познания является опыт повседневной жизни,

практики людей. Знания эти носят хотя и прочный, но хаотический,

разрозненный характер (набор сведений, правил и т.п.). Сфера обыденного

познания включает в себя здравый смысл, верования, приметы, традиции,

предания, назидания, интуитивные убеждения, предчувствия и пр.

Важно и мифологическое познание. Его специфика в том, что оно представляет

совой фантастическое отражение реальности, является безсознательно-

художественной переработкой природы и общества народной фантазией, но и 2-

е, это своеобразное моделирование мира в метафорах и обобщениях, имеющих и

логическую природу.

Ему свойственно: слитность с эмоциональной сферой, неотчётливое

разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова,

происхождения и сущности явлений. Значение мифологического познания в его

обращенности к культуре.

Художестеенно-0бразная форма познания, наиболее проявившаяся в искусстве,

хотя полностью, целиком не сводима к познанию, но через систему

художественных образов - позволяет раскрыть истину. Поскольку в структуру

любого произведения искусства включаются знания о людях их характерах, о

странах и народах, обычаях, нравах, быте, об их чувствах, мыслях и т.д.

Одними из древнейших форм познания является философское познание

(речь о нём шла в 1 лекции) и религиозное познание. Особенностью последнего

есть то, что, будучи фантастическим отражением земных, природных и

социальных сил оно содержит в себе определённые знания о действительности.

Хотя и не в теоретической форме. Религиозное познание не выполняет функций

производства объективного знания, носящего всеобщий, целостный, самоценный

и доказательный характер.

О научном познании и его особенностях мы уже говорили. Но, уточним,

сущностью научного познания является рациональность, которая в качестве

подчинённых моментов содержит эмоции и веру.

Сущностью научной рациональности является способность работать с

идеальными объектами с тем условием, что их можно превратить в реальную

вещь, предмет или дело - это способность разума к целостному охвату

природы, общества и собственной субъективности и их фиксация в системе

общезначимых правил.

При этом научное познание имеет свои границы. Но каковы его реальные и

потенциальные пределы? Наука состоит из системы внутренне

дифференцированных научных дисциплин, имеющих свою предметную область,

методы и формы познания. Это - физика, химия, биология, социология,

история. Развитие науки происходит на основе 2-х взаимосвязанных тенденций:

дифференциации и интеграции.

Дифференциация предполагает деление, отпочкование и размножение научных

направлений (специализация методов познания для отражения качественно

различных объектов).

Интеграция обратный процесс (так возникли биохимия, физическая химия),

так возникает кибернетика, как перенос одних форм и методов на другие

направления.

Наука развивается через постановку проблем, чем ограничивает поле

исследования. Такое ограничение не означает признание непознаваемости мира.

Непознаваемость означает недоступность объекта познания, а ограниченность

означает, что в объекте высвечивается определённая сторона. Конструируется

определенный образ объекта, не соответствующий его реальной полноте.

Граница между вопросами объясняемыми науками и бессмысленными с их

позиций является подвижной и условной. Но такая граница существует, как

существует объективный процесс преодоления этой границы.

Человеческий мир сложен, более неуловим для науки. Не случайно, что

гуманитарные науки менее развиты, чем естественные, здесь меньше

общепризнанных теорий и больше разномыслия и неоднозначности. Изучение

единичного, уникального, субъективного ещё более трудно.

Таким образом, научный анализ имеет свою специфику, и, следовательно,

ограниченную сферу применимости. Возникает вопрос, как соотносятся вера и

знание в научном познании?

Надо отличать религиозную и обычную веру, основанную на обобщенном

практическом опыте людей.

Первая определяется как верность Богу и последовательное практическое

осуществление в жизни религиозных идей, ценностей и норм и не имеет

(практически) гносеологического значения.

Второй тип веры состоит в психологической уверенности в правильности

содержания высказывания. Эта вера играет важную роль, как в обыденной

жизни, так и в научном познании. Разновидности такой веры: от уверенности в

чём либо до жизненных убеждений.

Такая вера - неотъемлемый компонент практической деятельности. Поскольку,

человек в условиях, когда имеются несколько альтернатив решения вынужден

опираться на свою веру в успех предприятия.

Вера помогает действовать в условиях неопределённости. Полной

информированности о мире объективно не может быть, принимая решения

принципиально нельзя просчитать как логический вывод.

Вера не возникает на пустом месте, она формируется опытом и практикой,

самой жизнью. Можно сказать, что вера основывается на знании и опыте.

Вера помогает на всех уровнях познания: эмпирическом, теоретическом,

технической разработки. Гипотеза опирается на веру, поскольку есть много

вариантов объяснения явлений. Разработка теории тоже может

натолкнуться на альтернативные подходы, вера позволяет осуществить

учёному выбор.

Сами истоки практической деятельности и познавательной деятельности

уходят в глобальную веру в то, что мир познаваем и изменяем. Причем вера

учёного отличается от веры невежественного человека. Вера учёного есть

средоточие опыта, знаний и опирается на историю науки. К тому же она

корректируется научным сообществом.

Научное сообщество ничего не принимает на веру. Аргументация верой

исключается из стиля научного мышления. Методическое сомнение,

организованная критика не допускают в науки недостаточно аргументированных

идей.

Сама проблема взаимоотношения знания и веры имеет давнюю историю.

Особенно активно она обсуждалась в средневековой схоластике. Так,

Тертуллиан активно выступал против разума провозглашая "Верую, потому что

абсурдно"

Августин Блаженный - познать разумом то, что принято верой. Более

компромиссна Формула Ансельма Кентерберийского: "Верю и понимаю".

Фома Аквинский говорил о гармонии веры и знания при приоритете веры

Ф. Бекон выдвинул лозунг "Знание - сила", в котором утверждает силу

разума. Уже в начале XX века католическая церковь полагала, что расхождения

веры и разума нет, так как все знания произошли от бога. Современный

неотомизм главную задачу видит в рациональном истолковании истин теологии.

Причём эта рациональность освещена "светом веры". Ж. Маритен ратовал за

возрождение религиозно ориентированной философии природы.

Французский теолог, философ и учёный Тейяр де Шарден пытался создать

такую концепцию развития Вселенной, которая бы сочетала данные науки и

религиозного опыта. Бертран Рассел вообще называл истину свойством веры.

Вопрос о соотношении веры и разума (знания) занимал важное в русской

религиозной философии. Одно из важнейших понятий которой - "цельное

знание". Идеал цельного знания, всеединства включает чувственный опыт,

рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт и религиозное

созерцание (Хомяков, Франк, Соловьев).

С.Л. Франк считал, что вера важнейший компонент духовного мира человека.

Она является могучим стимулом творчества и открывает простор сознанию.

И.А. Ильин подчеркивал, что знание и вера не исключают друг друга. Наука

имеет свой предмет и метод и не отрицает, что истину можно достичь при

помощи другого опыта и метода, в том числе и-религиозного. А настоящая вера

идёт своим особым путем, не вторгаясь в научную область.

Рассматривая взаимоотношения веры и знания, НА Бердяев отмечал, что они

не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить

другую. Наука верно учит о законах природы, но некомпетентна в вопросах

веры, откровения.

Бердяев различал религиозную веру и веру гносеологическую. Он

указывал, что знание в обоих аспектах оказывается формой веры. Знание есть

вера, вера есть знание. Образуя единство, они различаются, поскольку для

упрочнения истин научного знания и веры нужен "свет религиозной веры".

Каково соотношение науки и религии, знания и веры? Ещё раз заострим

внимание на соотношении знания и религиозной веры. Здесь три позиции:

• абсолютизация знания и элиминация веры;

• гипертрофирование веры в ущерб знанию;

• совмещение обоих полюсов (религиозная философия).

В современной науке высказываются идеи о многообразии духовного опыта

человечества (религии, мифа, философии, мистики, эзотеризма) и его учёта в

поисках научной истины. Нужно стремиться к диалогу меду всеми формами

культуры, всеми способами освоения человеком мира.

Таким образом, познание истины есть процесс, опирающийся в равной мере на

веру и знание, а научная истина опирается на все формы культуры.

Подведём итог нашему сегодняшнему занятию:

1. Итогом познания является отыскание истины, истина - есть соответствие

знания действительности.

2. Истина объективна и конкретна, и как процесс сочетает в себе

абсолютные и относительные черты.

3. Критерием истины выступает практика, которая сочетается с критериями

логичности, общезначимости, прагматизма, конвенционализма, морали и

красоты.

4. В поисках истины исследователь (в том числе и военный) опирается на

взаимосвязь знания и веры, на опыт всего человечества.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.