Рефераты. Истина и ее критерии






Истина и ее критерии

«Утверждаю»

начальник кафедры №4

подполковник В. Грабарь.

«__» ________ 1999г.

Лекция №10.

Истина и ее критерии. Знание и вера.

Лекция обсуждена и одобрена на

заседании ПМК «Философия».

Протокол № от

«__» ________ 1999г.

Пермь 1999г.

Тема: "Истина и её критерии. Знание и вера."

Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы

теории познания, изучение которой мы начали на прошлой лекции касаются либо

средств и путей достижения истины (чувственных и рациональных, дискурсивных

и интуитивных), либо форм существования истины (понятие факта, гипотезы,

теории), либо методов её познания, форм ее реализации.

Проблемы истины, её понимание, аспекты, формы, критерии мы рассмотрим в

лекции:

Истина и её критерии. Знание и вера. Основные вопросы которой:

1. Проблема истины и её место в гносеологии.

2. Проблема критерия истины.

3. Проблема соотношения знания и веры.

В ходе рассмотрения первого вопроса мы изучим разные походы к определению

истины, рассмотрим понятие объективности, конкретности, абсолютности и

относительности истины. Особенности познания истины в военном деле.

Во - втором увидим многообразие подходов к критерию истины, рассмотрим

критерий практики, её структуру, социальные формы, формы военной практики.

В третьем вопросе определим границы научного познания, рассмотрим

диалектику веры и знания.

Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих

проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как

"справедливость", "добро", "смысл жизни", а также позволяет оптимистически

смотреть на возможность познания мира, общества, военного дела, человека и

его мышления. В этом актуальность сегодняшней темы лекции, и её значимость

для формирования инженерного мышления, мировоззрения офицера РВСН.

1 вопрос.

Можно сказать, что вопрос, что такое истина относится к одному из вечных

вопросов гносеологии. Имеются разные понимания истины "Истина - есть

соответствие знания действительности", "Истина - это опытная

подтверждаемость", "Истина - это свойство самоорганизованности знаний",

"Истина - это соглашение", "Истина - это полезность знания, его

эффективность".

Первое положение, согласно которому Истина - есть знание, соответствующее

своему предмету,

совпадающее с ним, - есть соответствие знания действительности.

Шляется главным в классической концепции истины. Такое её понимание

разделяли Платон и Аристотель, ФомаАквинский и Г.В. Гегель, Л. Фейербах и

Маркс, мноте философы XX Века.

Ей придерживаются и материалисты, и идеалисты, метафизики и диалектики и

даже агностики. Различия внутри её проходят по вопросу отражаемой

действительности и по вопросу о механизме соответствия.

Современная трактовка истины включает в себя следующие моменты

характеристики:

1) Объективность, она - в обусловленности реальной действительности в

которую входит -объективная реальность, субъективная реальность она - в

связи с предметно^чувственной деятельностью человека, с практикой

она - в независимости содержания истины от отдельных людей

2) Субъективность, поскольку истину познают люди она субъективна по

своим внутренним идеальным содержанию и форме (например,

всемирное тяготение изначально присуще миру, но истиной стала благодаря

Ньютону)

3) Истина есть процесс, она не постигается сразу, целиком в полном

объёме, а постепенно углубляется и вместе с тем всегда неполна и неточна.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются

категории абсолютного (выражающего устойчивое, неизменное в явлениях) и

относительного (отражающей изменчивое, преходящее).

Абсолютная истина (абсолютное в объективной истине) -это полное,

исчерпывающее знание о действительности, которое в границах конкретного

этапа развития науки не уточняется и не дополняется, это идеал, который не

может быть достигнут, хотя познание и приближается к нему, это элемент

знаний, который не может быть опровергнут в будущем: "люди смертны" и т.д.

- это вечные истины.

Движение к абсолютной истине идёт через нахождение множества

относительных истин.

Относительная истина (относительное в объективной истине) - это неполное,

приблизительное, незавершённое знание о действительности, которое

углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.

При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика

квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждением (как истины о

флогистоне, теплороде, эфире, вечном двигателе).

В любой абсолютной истине мы находим элементы относительности, а в

относительной черты абсолютности. Признание только относительного в

объективной истине грозит релятивизмом, преувеличение устойчивого момента -

есть догматизм.

Диалектика абсолютной и относительной истин ставит вопрос о конкретности

истины. Это означает, что любое истинное знание определяется

1) характером объекта к которому относится,

2) условиями места, времени;

3) ситуации, историческими рамками. Распространение истинного знания за

пределами его действительной применимости превращает его в заблуждение.

Даже 2+2=4 является истиной только в десятичной системе исчисления.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная истина

- это не разные "сорта" истин, а одно и тоже истинное знание с этими

свойствами.

Кроме названных выделяются и другие свойства истины: непротиворечивость

(с точки зрения формальной логики), когерентность (согласованность знания с

фундаментальными идеями), простота, красота, эвристичность, плюрализм,

антиконьюктурность, способность к самокритичной рефлексии (В.И.Ленин).

Существуют и разные формы истины: экзистенциальная (понимание духовного

мира), предметная (знание о материальных системах), концептуальная, а

также истины обусловленные видами познавательной деятельности: научная,

обыденная, нравственная.

При этом постоянный спутник истины в любой её форме -заблуждение.

И истина и заблуждение - две противоположные, но неразрывные стороны

единого процесса познания.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, несовпадающее с

ним. Это неадекватная форма знания, возникает непреднамеренно из-за

ограниченности, неразвитости или ущербности практики и самого познания.

Заблуждения неизбежны, но они необходимый предмет познания истины.

Заблуждения многообразны по своим формам: научные и ненаучные, религиозные

и философские, эмпирические и теоретические.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения истины в

корыстных целях и дезинформации -передачи ложного знания (как истинного)

или истинного знания как ложного.

Все эти явления имеют место в научном знании, но встречается и

мошенничество, и подлог. Чаще встречаются ошибки - как результат

неправильных действий в вычислениях, в политике, в жизни. Они бывают

логическими и фактическими.

Заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (учение

о "вечном двигателе"), либо становятся истиной (превращение алхимии в

химию, астрологии в астрономию),

Познание истины в военном деле имеет свои особенности связанные с

многоплановостью, динамичностью объектов исследования. Это - и технические,

и организационные, и учебно-воспитательные системы, виды деятельностей

разного характера.

Объекты познания сложны сами по себе, и усложняются ещё более условиями

противоборства.

Обстановка опасности снижает возможность правильного познания, ещё более

осложняется познание с применением маскировки, дезинформации, то что

называется - военной хитростью.

Военное познание отражает действительность и в чувственных и в

логических формах, но значительное место отводится - интуиции. Развитая

интуиция отличала выдающихся полководцев прошлого и настоящего века.

Вопрос о том, можно ли ограничить истину от заблуждения, и каким образом,

есть вопрос о критерии истины.

2 вопрос.

В истории науки и философии высказывались разные точки зрения на критерий

истины (критерий - это средство проверки достоверности знания). Так, Декарт

критерием истинных знаний считал их ясность самоочевидность. Фейербах такой

критерий искал в чувственных данных. Но оказалось - никаких самоочевидных

положений нет, ясность мышления - вопрос крайне субъективный, а чувства -

зачастую нас обманывают (ложка в стакане воды изломана...).

Коренным пророком этих критериев то, что они находятся в самом знании, в

его особых привилегированных частях. Необходим критерий, который был бы и

теоретическим (для отражения объекта) и внетеоретическим (для проверки

знаний), отличался бы от субъективных процессов познания и от объективных

естественных процессов.

Такими свойствами обладает практика, но во всём её объёме и

историческом развитии. При этом практику, дополняют и другие критерии -

общезначимость (то, что признаётся многими людьми), - прагматизм (то, что

признают полезным, что приводит к успеху); - когерентность

(взаимосоответствие суждений); - конвенционализм (то, что соответствует

соглашению).

Так, математики склоняются когерентной концепции истины, гуманитарии к

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.