Рефераты. Информационная революция и становление информационного общества






Дом и семья. Распад классической “нуклеарной” семья как “ячейки общества”

на сегодня стал реальностью. Единство формы семьи заменяется на

многообразие видов брака и совместного проживания. Естественность этой

тенденции очевидна, и, согласно данным статистики, в США уже сегодня иные

формы брака численно превышают количество “нуклеарных” семей. Что же

касается возникновения “электронного коттеджа”, то здесь я не согласен с

Тоффлером. Книга была написана в 70-х годах, когда ставилась цель

избавления от бумажно-канцелярского труда, с каковой целью работа

переносилась на компьютер и отдавалась на дом. Сейчас можно с уверенностью

утверждать, что за 20 истекших лет этот процесс должен был прийти к

логическому завершению. И тот факт, что этого не произошло, подтверждает

идею о необходимости личного контакта людей для выполнения большинства

видов творческой, а иногда и нетворческой работы.

Дети и образование. Очевидно, что в настоящее время образование

претерпевает огромные изменения, прежде всего, в плане специализации,

диверсификации и индивидуализации. Утопические идеи обучения по телевизору

остались нереализованными в силу малой практического эффекта данного

способа.

Политическая, социальная и общественная жизнь. В этой сфере я полностью

согласен с идеями респондентного телевидения и реализации свободы слова

через создание собственных информационных банков. Несмотря на некоторую

утопичность попыток построения “настоящей” демократии, подобные технические

нововведения служили бы как минимум надежной защитой против попыток

тоталитарного возрождения.

ПРОБЛЕМЫ НОВОГО ОБЩЕСТВА

Многие авторы пытаются слить воедино три вида проблем: трудности

настоящего момента, трудности перехода к новому обществу и собственно

проблемы нового общества. Рассмотрим эти группы несколько подробнее.

Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные войны,

экономическая пропасть между Западом и странами “третьего мира” и т.д..

Иного рода проблемы поджидают нас при переходе к “информационному обществу”

- такому, как его идеализированно понимают авторы концепции. Мы уже

практически выяснили, что надо делать, но не всегда знаем как - то есть

остается открытым вопрос технологий. Кроме того, неясен вопрос о

перестройке сознания людей для нового типа мышления.

Что же касается проблем “информационного общества”, то здесь несколько

глобальных являются причиной более мелких. Первая из них - принципиальная

неопределенность сущности информации, как материальной, так и с философской

точки зрения. Другая - взаимодействие техники и природы -является ли первая

продолжением второй или ее антиподом. Наконец, третья - взаимоотношения

техники, информации и человека - должен ли человек приспосабливаться к

бурно растущему шквалу информации и стремительно меняющейся технике или же

следует затормозит развитие и поискать иной путь. В принципе, вопросы о

бюрократически-информационной системе и тотальной контроле являются

производными от этих трех. Эти вопросы еще ждут своих исследователей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(Тенденции в изменении параметров, соотношения и типов взаимосвязи

социальных групп при переходе к постиндустриальному, информационному

обществу.)

Анализ и прогнозирование изменений социальной структуры под влиянием

информатизации необходимо вести по следующим направлениям:

- изменения самих социальных групп (их размера, качественных параметров);

- изменение процентного соотношения между различными социальными группами;

- изменение типов взаимосвязей между социальными группами.

Подобный анализ и прогнозирование изменений социальной структуры

проводятся в предположении, что социальные связи выражены в той мере, что в

принципе возможно говорить об обществе как системе.

Однако, следует отметить, что проблема “атомизации” общества обсуждается

сегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем в

стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми человек может

все больше и больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии

независимости от него. Необходимо воспитывать чувство ответственности

каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания

взаимозависимости всех людей. Эта огромной важности задача ложится прежде

всего на систему образования и средства массовой информации.

Рассмотрим прогнозируемый учеными характер изменений социальной структуры

под влиянием информатизации по указанным выше направлениям:

Количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к

уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии

предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета

интересов людей.

Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким

параметрам как уровень образования, интеллектуальности и др.

Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в

обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим

образом:

1) возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов.

Прогнозируется появление особого класса “интеллектуалов”. Для тех же, кто

не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в

сфере информационных услуг, которые, как уже ранее отмечалось, должны в

информационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или в

сфере материального производства.

2) увеличится количество работоспособных людей. Люди старшего возраста

смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится

планка работоспособного возраста (тело стареет раньше мозга).

Пирамидальная социально-экономическая структура все больше и больше будет

уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети точнее

соответствует новой информационной технике.

Американские исследователи отмечают, что “конвергенция меняющихся

общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими

нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”.

На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией,

оригинальностью) оказывается автономия личности, что традиционному обществу

вообще не свойственно. Там личность реализуется только через принадлежность

к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго

определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую

либо корпорацию, он не личность. В техногенной цивилизации возникает особый

тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи,

поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко

строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности,

в разные культурные традиции.

Современная наука и техническое творчество втягивают в орбиту человеческой

деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует

новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой

саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их

развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния

неустойчивости (точки бифуркации), и в эти моменты небольшие случайные

воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней

организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и

трансформируют их.

Основные стимулы трудовой деятельности в индустриальном,

постиндустриальном и информационном обществе.

Если в доинформационном периоде своего развития общество в качестве

стимула к действию эффективно использовало стремление человека к сытости,

материальному комфорту, то при переходе к информационному обществу действие

этих стимулов резко ослабевает, так как сносное удовлетворение

физиологических потребностей человека требует незначительных усилий.

В информационном обществе необходимо найти общественный усилитель слабо

выраженных духовных стимулов деятельности человека.

Стимулирующими деятельность человека усилителями могут быть:

- гарантии повышения общественного статуса;

- возможность получения элитного образования;

- общественная известность.

- специальная организация социально-экономического пространства.

Среди факторов, способствующих формированию благоприятного для развития

технологических инноваций социально-экономического климата, Дж. Стьютвилл

особо выделяет так называемый “информационный пул ”.

Эффект нового “информационного пула” возникает когда концентрация ярких

индивидуальностей “на квадратную милю обеспеченной необходимой

инфраструктурой площади” вновь создаваемого промышленного региона начинает

заметно превышать “критический уровень”. Возникающий при этом скачок

интенсивности обмена знаниями, поддержанный благоприятными условиями для

немедленной практической их реализации (в рамках инфраструктуры

производственного сервиса активно развивающегося нового промышленного

региона), ведет к резкому ускорению характерного для такого региона

инновационного цикла “идея - технология - продукт”.

Примером такого типа регионов, где социально-экономический эффект

“информационного пула” устойчиво наблюдается уже не одно десятилетие и стал

поэтому за последние годы объектом пристального изучения экспертами многих

стран мира, обычно называют Кремниевую долину (Silicon Valley) в Калифорнии

и “коридор высокой технологии”, расположенный недалеко от Бостона вдоль

“дороги 128”. Научной базой Кремниевой долины является Станфордский

университет, “дороги 128” - Массачусетский технологический институт.

Специфика трудовой деятельности в постиндустриальном, информационном

обществе.

Основными чертами трудовой деятельности будут являться:

- физические перемещения будут заменены в той или иной мере

информационными связями, т.е., образно говоря, произойдет замена

перемещения людей движением сообщений (посылаемых людьми сигналов). Сегодня

по оценкам экспертов 90% всех транспортных перемещений людей связано с

информационными целями (совещания, подписи, справки и т.д.). Современное

“надомничество” резко уменьшает необходимое время присутствия людей на

рабочих местах, в учебных заведениях. Это потребует радикальной перестройки

производственного и учебного процессов, значительного повышения культуры и

сознательности людей, а также выработки нового контрольно-оценочного

аппарата.

- из-за изменения структуры экономики и соответствующих изменений в сфере

занятости возникнет необходимость в переподготовке больших масс населения;

в течение активной жизни человек в информационном обществе вынужден будет

несколько раз менять профессию.

- повысятся требования к интеллектуальным и творческим способностям

человека, к его психофизическим характеристикам. Возникнет проблема

безработных поневоле, т.е. людей, находящихся в активном возрасте, но чьи

способности к труду не будут отвечать новым требованиям. Чем значительнее

будет эта группа, тем острее будет проблема их занятости.

- встанет проблема адекватно высокой оплаты интеллектуального труда,

готовность к этому представителей других социальных групп.

Так, например, компьютерный программист в США в среднем имеет около 40

тыс. $ в год ( для сравнения: таксист - 40 тыс., офицер полиции - от 33 до

47 тыс., инженер на авиакосмическом заводе - 60 тыс. $ в год).

- возникает серьезная опасность “роботизации” человека, занятого

информационным трудом.

Сегодня тотальная электронная слежка охватывает в США около 2/3 из 12 млн.

работающих у дисплеев и распространяется с рабочих и служащих уже на

специалистов инженеров, бухгалтеров и врачей. В итоге растут

“технострессы”, требования работников вернуться к персонифицированному

контролю как “допускающему диалог”, протесты против вторжения в “приватную

область” трудовой жизни, множатся призывы социологов доверять новым

поколениям работников, полагаться на их самодисциплину и самоконтроль в

целях и экономического, и социального прогресса современного производства.

Проблема предотвращения формирования общества потребления.

Появление информации в качестве потребительских благ ведет к качественным

сдвигам в потреблении, образе жизни, рождает новую модель жизнедеятельности

индивидов. В условиях информационного общества особо важную роль начинают

играть не просто материальные и духовные блага, а организационно-

информационные факторы - “порядки”. Уровень и образ жизни начинают зависеть

не столько от количества полученного хлеба, мяса, одежды, книг, сколько от

уровня услуг, культуры, образования и т.д.

Однако, стремительное нарастание уровня услуг может привести к тому, что

значительное количество людей “потеряется” в этом море изобилия, включится

в гонку за качеством услуг ради них самих, а не ради развития человека.

Может минимизироваться деятельностная и максимизироваться потребительская

сторона образа жизни людей, что, в конечном итоге, приведет к деградации

общества.

Данная проблема уже заявила о себе в развитых странах мира. Например,

преимущество японской модели экономики состоит в ее способности преодолеть

своеобразный "демонстрационный эффект", который экономист Ф.Хирш определил

как феномен "позиционной экономики", в которой важен не абсолютный уровень

потребления, а относительный, в сравнении с другими членами общества. В

экономике, где важно не потреблять , а потреблять больше других,

индивидуальный выигрыш отдельных людей не прибавляет счастья обществу в

целом. Например, важным становится не качество автомобиля, а его

относительная престижность по сравнению с автомобилем соседа. Жизнь в таком

обществе превращается в бесконечные "крысиные гонки". Неравенство из

средства стимулирования производителя превращается в самоцель.

Понятно, что движение к равенству в японском обществе не есть всеобщая

уравниловка. Иным становится сам способ самовыражения. Американец

соревнуется в потреблении, японцы - в производстве. Возникает новое

качество мотивации.

Труд как потребность в условиях информационного общества есть один из

опорных элементов концепции постиндустриального общества И.Масуды,

некоторые элементы которой уже реализуются на практике в Японии. Данная

теория противопоставляет цикл развития общества индустриального типа:

"материальные потребности - производство материальных благ - потребление -

удовлетворение - развитие материальной производительной силы - материальные

потребности" циклу развития общества постиндустриального типа: "потребности

в достижении - производство информации - действие по достижению цели -

удовлетворение - развитие информационной производительной силы -

потребности в достижении".

Речь идет о новом качестве японской модели. Об этом, кстати, говорит и

то, что конкуренция на мировом рынке заставляет американские корпорации все

в большей мере использовать именно японский опыт.

Для преодоления опасности возникновения общества потребления необходимо:

- систематически в масштабах государства необходимо производить поиск и

отбор людей, заинтересованных в самом процессе деятельности, творческой

работы с дальнейшим созданием им благоприятных условий. Эта направление

должно иметь для общества, государства приоритетный, стратегический

характер;

- формировать общественное мнение о необходимости трудовой деятельности и

творчества, воспитывать с детства установку на это.

- создавать гибкую, совершенную систему материального и морального

стимулирования деятельности как таковой.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Блюменау Д.И. Информация и информационный сервис. - М.:Наука,1989.

2. Информационные ресурсы России. - М.:Росинформресурс,1996

3. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политическая

литература,1990.

4. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика,

идеология. №7-11 за 1982 год.

5. Философский словарь. М.: Политиздат, 1987.

6. Урсул А.Д. Информатизация общества. - М.:1990.

7. Подшивки журналов:

. Компьютер пресс;

. Компьютерра.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.