Рефераты. Идеалистическая философия






равносилен для Соловьева эгоизму и злу.

Однако и сама природа рассыпалась бы в прах, просто перестала бы

существовать, если бы реально не существовало более высокого, чем вражда и

эгоизм, принципа всеединства, который равнозначен для Соловьева Добру. Что

же представляет из себя принцип всеединства — абстрактно общее или реально

существующее общее (вспомним здесь о средневековом споре номиналистов и

реалистов)? Для Соловьева, разумеется, реально существующее общее. Но это

реально общее не есть платоновская идея — тут русский философ солидарен с

Аристотелем, его критикой платоновских идей. Если общее существует реально,

то оно должно быть не некоей тенью, а существом. Так, например, единство и

абсолютная истина человека есть сам человек, а не некая бесплотная

абстракция, имя.

Точно так же, если вся природа, весь мир имеют абсолютную истину,

всеединство, то оно должно заключаться в некоей высшей, но действительно

существующей личности. Это и есть Бог. Разумеется, Бог, при всей его

реальности, не может быть материальным телом, иначе он был бы только частью

материального мира и подчинялся бы его законам. Бог не материален, но, как

абсолютная истина бытия, он более действителен, чем материя. Ибо он

образует то, что спасает материю от распада и зла, от энтропии эгоизма:

«когда же мировая душа перестает объединять собою всех, — все теряет свою

общую связь, и единство мироздания распадается на множество отдельных

элементов, всемирный организм превращается в механическую совокупность

атомов»8.

Выходит, что именно разум приводит нас к мысли о необходимости Бога, и

следовательно, бытие его разумно доказуемо? Нет, Соловьев прекрасно

понимает, что это не так. Бог — личность, но трансцендентная, то есть

потусторонняя, не имеющая ни атома материи. Поэтому, собственно, мы ничего

можем сказать о Боге, не можем о нем судить, выше нашего разумного

понимания. Единственным действительным доказательством бытия Бога является

не разум, а вера.

Иначе говоря, разумом мы можем понять, природа требует всеединства,

абсолютной истины, предполагает это всеединство, но разумом открыть это

всеединство мы не в состоянии. Поэтому мы можем только верить в абсолютное

единое начало бытия, но раскрыть это начало в самом бытии не можем. Оно для

нас запредельно, разумно не постигаемо.

Связующим звеном между запредельным и материальным миром является

человек. Как единственное материальное существо, которому доступна

абсолютная истина и свобода, он принадлежит одной своей стороной к

запредельному, трансцендентному миру. Вместе с тем он материален, он часть

природы. Больше того, природа нуждается в человеке, ибо только он может

привнести в природу начало подлинной свободы и смысла. Человечество в своем

развитии выполняет миссию по преображению природы, оно поднимает ее на

ступень абсолютной истины и всеединства. Эта свобода и истина не могут быть

дарованы природе свыше, ибо «это для нее явилось бы только как внешний

факт, как что-то роковое и насильственное»9.

Ничего в мире и сама природа не может существовать без свободы и истины. Но

первоначально «свободным актом мировой души объединяемый ею мир отпал от

Божества и распался сам в себе на множество враждующих элементов; длинным

рядом свободных актов все это восставшее множество должно примириться с

собою и с Богом и возродиться в форме абсолютного организма»10, то есть

стать истинной, настоящей, преображенной, а не унылой и прозаической

природой.

Для того чтобы осуществить свою высокую миссию, человек не должен

ограничиться одной только материальной деятельностью, практикой

преобразования природы. Ведь его подлинная задача — создание необходимого

природе для ее преображения трансцендентного единства. Следовательно,

материальную практику человечество должно органично совмещать с

трансцендентной деятельностью. Социализм, как считает Соловьев,

предполагает материальное объединение людей, имеющее вполне материальную

цель — достижение равенства и сытости. Этого недостаточно для преображения

природы. Необходимо такое единство людей, которое связывало бы материальный

мир с запредельным. Этот союз свойственен всем религиям мира, но только

христианство создает подлинное единство божественного и материального.

Сначала это единство выступает в форме Человеко-бога — Христа. Затем

человечество осуществляет свою миссию и становится Богочеловечеством.

4. Сущность мира.

Сущность мира — всеединство, абсолютная истина. Сущность человечества —

не эгоистическая раздробленность, злоба и вражда, а солидарность: «человеко-

бог необходимо есть коллективный и универсальный, то есть всечеловечество,

или Вселенская церковь. Богочеловек индивидуален, человеко-бог универсален

» 11.

История христианства есть история борьбы узко-материальных и

высокодуховных начал в самой церкви. Западная христианская церковь пыталась

вывести человечество из заблуждения посредством насилия и обмана

(инквизиция), и потому сама впала в ложь и неверие. Современный западный

мир подчинен рационалистическому и материальному началу, в нем практически

ничего не осталось от истинного учения Христа. (Вот почему, заметим,

кстати, многие на современном Западе рассуждают по принципу: если ты такой

умный, то почему такой бедный?) «Восток же, то есть Византия и воспринявшие

византийскую культуру народы с Россией во главе, остался в стороне»12.

Но Запад развил деятельное начало в человеке, и хотя результаты его

развития отрицательны, они, считает русский философ, были необходимы для

человечества. «Теперь же сохраненный Востоком божественный элемент

христианства может достигнуть своего совершенства в человечестве, ибо ему

теперь есть на что воздействовать, есть на чем проявить свою внутреннюю

силу, именно благодаря освободившемуся и развившемуся на Западе началу

человеческому»13. Будущее человечества, да и всей преображенной природы, —

в синтезе Запада и Востока, причем, России в этом синтезе суждена далеко не

последняя роль.

Этот вывод Владимира Соловьева был подхвачен и развит русской

религиозной философией конца XIX — начала XX века. Разумеется, каждый

философ придавал мысли о соединении Запада и Востока свой, иногда очень

отличный от духа философии Соловьева, оттенок. Так, например, в годы первой

мировой войны Николай Бердяев писал, что захват Россией Константинополя и

Дарданелл и есть необходимый духовный синтез Запада и Востока. Вообще,

когда говорят о философии Н. Бердяева, то вспоминают его главную идею —

идею творчества. «...Истинная национальная политика может быть лишь

творческой»14, — доказывал он. В чем же заключается это национальное

творчество России, согласно Бердяеву? «Дело идет о мировом духовном

преобладании славянской расы. Мне неприятен весь нравственный склад

германца, противен его формалистический пафос долга, его обоготворение

государства, и я склонен думать, что славянская душа с трудом может

переносить самые нравственные качества германцев, их нравственную идею

устроения жизни»15.

Как видим, и русский философ, по крайней мере в годы первой мировой

войны, отдал дань расовой идее. И наше счастье, что не на долю России в XX

веке выпало воплощать ее в жизнь. Но Бердяев был прав, когда писал, что

«мировая война должна вывести Россию из замкнутого провинциального

существования в ширь мировой жизни... Это, во всяком случае, должно

произойти если не путем победоносной силы и прямого возрастания мощи, то

путем жертвенного страдания и даже унижения... Самые страшные жертвы могут

быть даже нужны народу, и через великие жертвы возможны достижения, которые

невозможны были для самодовольного и благополучного прозябания»16.

Бердяев имел в виду жертвы в борьбе России за жизненное пространство, за

Константинополь и проливы. Однако русской идеей в XX веке стал не расизм, а

братство народов.

Заключение.

Россия в начале XX века выжила благодаря синтезу западного и восточного

принципов, но этот синтез оказался совсем не таким, каким его представляли

Владимир Соловьев и его последователи. Хотя религиозные философы Н.

Бердяев, К. Леонтьев, братья С. Н. и Е. Н. Трубецкие, С. Булгаков, Н.

Федоров, П. Флоренский, Н. О. Лосский размышляли прежде всего о так

называемых метафизических проблемах (о Боге, смысле жизни, абсолютной

истине), их мысль была разбужена предощущением катаклизмов в России,

неизбежность которых чувствовалась задолго до 1917 года.

России суждена особая историческая судьба — эта идея является

лейтмотивом взглядов всех представителей русской религиозной философии.

Какую же роль она призвана сыграть в этом мире? Ни много ни мало как

полностью преобразовать не только общество, но и всю Природу, Космос ?

Ссылки:

1 Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С.650.

2 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.С. 341.

3 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.С. 408.

4 Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.С. 456.

5 Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990. С.41,39.

6 Эрн В.Ф. Соч. М.,1991. С. 193.

7 Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С.24.

8 Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С.133.

9 Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С.137.

10 Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С.137.

11 Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С.169.

12 Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С.167.

13 Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С.168-169.

14 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 189.

15 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 182.

16 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. С. 128.

Список литературы:

1. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.- 567с

2. Соловьёв В.С. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2.- 678с.

3. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990. – 631с.

4. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. – 490с.

5. Эрн В.Ф. Соч. М.,1991. – 622с.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.