Рефераты. Идеалистическая философия






Идеалистическая философия

Содержание.

Введение.

Ф. М. Достоевский – I часть.

1. Достойное место среди русских философов.

2. Философские взгляды в романе «Преступление и наказание».

В. С. Соловьёв – II часть.

1. Неверующий человек.

2. Своя правда.

3. Гармоническая связь органов.

4. Сущность мира.

Заключение.

Ссылки.

Литература.

Введение.

Между демократами, с одной стороны, и реакционерами, с другой

(Победоносцев, К. Леонтьев), находилась третья, как бы средняя линия в

русской философии второй половины XIX — начала XX века. Нынешние

радикальные реформаторы под русской философией понимают только эту, третью

линию, напрочь отбрасывая, например, Чернышевского. В какой-то мере такая

реакция объясняется тем, что русским революционным демократам в советское

время пелась осанна (людьми, которые часто не понимали их и, по сути дела,

были враждебными идеям Белинского и Чернышевского), а В. Соловьев, Н.

Бердяев, П. Флоренский либо не упоминались, либо предавались проклятию.

Усилиями современных сикофантов Чернышевский был превращен в некое подобий

«красно-коричневого» чудища, на которого, например, В. Соловьев должен был

бы взирать с непреодолимым отвращением.

На самом деле отношение В. Соловьева к Чернышевскому было совершенно

иным. Вот какими словами заканчивается заметка В. Соловьева о Чернышевском:

«Никакой позы, пряженности и трагичности; ничего мелкого и злобного;

чрезвычайная простота и достоинство. В теоретических взглядах Чернышевского

(до катастрофы) (то есть ареста и ссылки. — В.А.) я вижу важные

заблуждения...Но нравственное качество его души было испытано великим

испытанием и оказало полновесным. Над развалинами беспощадно разбитого

существования встает тихий, грустный и благородный образ мудрого и

справедливого человека»1.

Соловьев, Достоевский и другие русские философы, близкие к ним,

отличались от революционных демократов тем, что были убежденными

идеалистами, частью даже теологами — и противниками революции. аргументы,

которые выдвигает русская религиозно-идеалистическая философия второй

половины ХIХ—XX веков против социализма, это аргументы не социально-

экономического, а общефилософского и этического порядка.

Ф. М. Достоевский – I часть.

1. Достойное место среди русских философов.

Огромное место в истории русской и мировой философской мысли занимает

великий писатель-гуманист Ф. М. Достоевский (1821—1881).

В своих общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько

периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в кружке

петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им религиозно-

нравственных идей. Начиная с 60-х годов исповедовал идеи почвенничества,

для которого была характерна религиозная ориентированность философского

осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки

зрения представала как история борьбы за торжество христианства. Самобытный

путь России в этом движении заключался в том, что на долю русского народа

выпала мессианская роль носителя высшей духовной истины.

“ Он призван спасти человечество через «новые формы жизни, искусства»

благодаря широте его «нравственного захвата»”2. Таким образом, Достоевский

делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с отрицанием

революционных методов общественной борьбы, с разработкой темы об особом

историческом призвании России, способной объединить народы на основе

христианского братства.

Философские взгляды Достоевского приобрели небывалую нравственно-

эстетическую глубину (отсюда тезис — «красота спасет мир»), взятую под

углом зрения религиозной идеи.”В понимании человека Достоевский выступал

как мыслитель экзистенциально-религиозного плана, пытающийся через призму

индивидуальной человеческой жизни решить «последние вопросы» бытия”3. Он

развивал специфическую диалектику «идеи» и «живой жизни», при этом идея для

него обладает бытийно-энергической силой, и в конце концов живая жизнь

человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи («идееносные

герои» романов Достоевского). Сильные религиозные мотивы в философском

творчестве Достоевского противоречивым образом сочетались с определенными

богоборческими мотивами и религиозными сомнениями. Достоевский оказал

сильное влияние на религиозно-экзистенциальное направление в русской

философии начала XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и

персоналистской философии на Западе.

2. Философские взгляды в романе «Преступление и наказание».

Различие между ницшеанскими установками и глубоко нравственным

пафосом, изначально одушевляющим большую русскую литературу в решении той

же проблемы предстает особенно разительным, когда обращаемся к роману

Достоевского "Преступление и наказание".

Вот они - основные элементы анализируемой "парадигмы, каждый из

которых высвечивает особый аспект сознания индивида, желающего утвердить

себя в качестве "Сверхчеловека", находящегося "по ту сторону" нравственных

норм и моральных законов, значимых, по его убеждению, лишь для

"обыкновенных" людей, но отнюдь не для "необыкновенных" :

1. Предпосылка сознания этого типа - все то же убеждение на счет

полнейшего отсутствия "высшей правды", возникающее при виде

несправедливостей, творящихся вокруг, и усиливаемое личными невзгодами и

неурядицами; иначе говоря, вывод о том, что "правды нет - и выше", делается

на основе констатации факта отсутствия ее "на земле".

2. Отсюда стремление утвердить эту "правду" самому, так сказать, на

свой страх и риск, и стало быть - как свою собственную, самоличную правду;

"мою" правду я хочу предложить взамен отсутствующей - как на земле, так и

на небе.

3. Но как только я начинаю размышлять о том, как бы мне осчастливить

человечество, утвердив среди людей мою правду, я замечаю, что кое-какая,

правда меж людьми все-таки обетается.

4. Итак, я прихожу к заключению, что, с одной стороны, есть я со своей

правдой (разумеется, высшей), а с другой - "обыкновенные" люди с их кое-

какими правденками, не выдерживающими, на мой взгляд, "строго логического"

анализа, например, тоже самое "не убий", которое ведь попирается на каждом

шагу, а потому гроша ломанного не стоит.

5. Вот тут и начинается "арифметика", о которой так много говорит

Достоевский как в подготовительных работах к "Преступлению и наказанию",

так и в тексте самого романа. Моя "высшая" (самоличная) правда сталкивается

с общечеловеческими "правденками", и я прикидываю, в какой мере могу

принести их в жертву, облагодетельствовав этой ценой человечество.

"Мне надо было узнать тогда, и поскорее узнать, вошь ли я, как все,

или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и

взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею..."

Вот она, та потрясающая глубина нравственной рефлексии, которая

осталась недоступной экзистенциалистским трубодурам ницшеанского

"Сверхчеловека", пытавшимся обрядить в пышную тогу "благодетеля

человечества". Вот она, истинная, а не подложная интеллектуальная

совестливость, которой никогда не могли достичь ни Ницше, ни Сартр,

желавшие представить себя единственно последовательными борцами против

"дурной веры" ("нечистой совести") в Х1Х и ХХ столетиях. В свете

интеллектуальной совестливости (не путать с ницшеанской "интеллектуальной

честностью": это - ее антипод!) Достоевского становится совершенно

очевидным: знаменитые "метафизические опыты", которые производит

экзистенциалистское "я" в целях утверждения "абсолютности" своей "свободы",

это всегда, на самом-то деле осуществляемые этим "я" не над самим собою, а

над "другим": экспериментирую над "другим", чтобы понять, "кто я есть".

“ Так тренируются "высшие натуры", "господа будущего", "законодатели и

установители человечества", приучаясь устанавливать различие между -

непременно гениальным - "я" и - обязательно бездарным - "другим", привыкая

смотреть на этого последнего как на материал истории, объект разнообразных

импровизаций ни чем не детерминированной экзистенции»4

В. С. Соловьёв – II часть.

1. Неверующий человек.

У Владимира Соловьева (сына знаменитого историка С. М. Соловьева) мы

встречаемся с самой, пожалуй, мягкой оппозицией к грядущей социалистичекой

революции, которая ему представлялась неизбежной или, во всяком случае,

очень вероятна. Любопытно, что в ранней юности Соловьев вовсе не был

верующим человеком, напротив, увлекался териализмом и материалистическим

естествознанием. Чернышевский (сын священника) и Добролюбов в юности

страстно верили в Бога. Тем не менее зрелые русские демократы — убежденные

атеисты. Но вот что писал о так называемых «русских нигилистах» 60-х годов

прошлого века, в частности о Н. Добролюбове, их убежденный противник

Николай Бердяев: «Это была структура души, из которой выходят святые». И

хотя предшественники большевизма, развивает свою мысль Бердяев, «не

понимали тайны Креста, но в высшей степени были способны на жертвы и

отречение. Этим они выгодно отличались от христиан своего времени, которые

проявляли очень мало жертвенности и были соблазном, отталкивающим от

христианства»5.

В самом деле, проповедуя скромность, смирение i самопожертвование,

официальная церковь в России XIX века стояла на страже крепостного права,

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.