Однако его ответ был теологическим и ограничивался указанием на верховное
Сущее, Творца лучшего из миров. Вопрос, поставленный Хайдеггером, напротив,
не доискивается до Первопричины, а пытается выйти из забытости бытия.
Хайдеггер недоумевает, почему в мышлении человека сущее прорывается на
передний план, обрекая ничтожащее Ничто на забытость.
,,Человеческое присутствие означает: выдвинутость в Ничто”[19]. Только
на основе изначальной явленности Ничто человеческое присутствие способно
подойти к сущему и вникнуть в него. Т.к. наше бытие по самой своей сути
состоит в отношении к сущему каким оно и не является и каким оно само
является, в качестве такого присутствия оно всегда про-исходит из заранее
уже приоткрывшегося Ничто. Выдвинутое в Ничто, наше присутствие в любой
момент всегда заранее уже выступило за пределы сущего в целом. Данное
выступание за пределы сущего есть, по Хайдеггеру, трансценденция.
Следовательно, не будь наше присутствие трансцендирующим в основании своего
существа, т.е. не будь оно всегда заранее уже выдвинуто в Ничто, оно не
могло бы встать в отношение к сущему, а значит и к самому себе.
Таким образом, Ничто – это не предмет, ни вообще что-либо сущее. Оно не
встречается ни само по себе, ни побок от сущего, не составляет антонима к
сущему, а исходно принадлежит к самой его основе. Ничто есть условие
возможности раскрытия сущего как такового для человеческого бытия.
Без исходной открытости Ничто нет никакой самости и никакой свободы.
Перед лицом открывшегося человеку Ничто его бытие оказывается пустым – или,
что тоже самое освобождённым; и потому делается очевидной свобода человека.
Человек обнаруживает способность дистанцироваться от любого сущего,
принимать или не принимать его. Поэтому он оказывается трансцендентным в
отношении любого сущего; это изначальное, ещё не наполненное конкретикой
отношение ко всему сущему, и есть свобода. Не будь Ничто важнейшей
онтологической характеристикой, не будь человек выдвинутым в Ничто - не
было бы свободы и всех её проявлений: творчества, искусства, преобразования
и т.д. и т.п., т.е. всего, что делало человеческий мир миром культуры.
Собственно нельзя было бы говорить о человеческом мире вообще.
Заключение
Согласно Хайдеггеру, философия (метафизика) – это не наука или
мировоззренческая проповедь, на самом деле, это ностальгия, это тяга
повсюду быть дома, а значит иметь отношение к миру в целом, к бытию. Цель,
провозглашенная в его главной работе ,,Бытие и время”, - ,,онтология,
адекватно определяющая смысл бытия”, т.е. конкретная разработка проблемы
смысла бытия.
Вопрос о смысле бытия является основным для всего творчества М.
Хайдеггера. Между бытием и сущим он проводит онтологическое различие.
Хайдеггер считает, что данные каких бы то ни было конкретных наук ничего не
говорят нам о бытии. Науки имеют дело с сущим, с теми или иными предметными
областями, которые описываются в родо-видовых определениях. К бытию
необходимо подходить с точки зрения такого сущего, которое способно
раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, т.е.
нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.
Таково бытие человека (Dasein). Однако это не значит, что люди занимаются
исключительно онтологическими размышлениями. Напротив, это делают крайне
немногие. Но в той или иной форме данный вопрос всегда стоит перед людьми,
и ,,каждый из нас поражался хотя бы однажды, возможно чаще, чем однажды,
скрытой власти этого вопроса, даже не осознавая при этом, что с ним
происходит”[20].
Хайдеггер ставит проблему подлинного и неподлинного бытия. Он пытается
выявить те основополагающие установки европейского мышления, которые
создали неподлинный мир, настолько интегрировавший современного человека,
что ,,теперь только бог может нас спасти”, как говорил он в своем посмертно
опубликованном интервью журналу ,,Шпигель”22. В основе поворота к
собственному, к бытию лежит осознание человеком своей историчности,
конечности, свободы.
Принцип философии Хайдеггера состоит в том, чтобы понять явное через
неявное, то что сказано, через то, что не может быть сказано, понять слово
через молчание, сущее – через несущее, бытие – через Ничто.
Непосредственное соприкосновение с Ничто, по Хайдеггеру, происходит в
состоянии ужаса. Хайдеггер отличает онтологический ужас (Angst) от
онтического стаха (Furcht). В ужасе человека пугает Ничто, а не конкретные
предметы и люди, весь мир теряет смысл. Человек обнаруживает себя в полном
одиночестве. Перед лицом открывшегося человеку Ничто его бытие оказывается
пустым – или, что тоже самое освобождённым; и потому делается очевидной
свобода человека. Именно тогда исчезает власть публичности и анонимности,
человеческое бытие (Dasein) пробуждается к подлинному существованию, к
ответственности за собственные деяния. Это поворот к самому себе.
Человеческое бытие открывается в своей уникальности и незавершенности как
свободно проектирующее себя.
Список источников и литературы.
1. Арендт Х. Хайдеггеру – восемьдесят лет. // Вопросы философии. 1998. №1.
2. Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия. М.:
Политиздат, 1977.
3. ,,Бытие и время” Мартина Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы
философии. 1998. №1.
4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс,
1994.
5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.
6. Кузнецов В.Г. Предисловие к публикации отрывка из работы М. Хайдеггера
“Бытие и время” // Вестник МГУ серия 7 философия. 1997. №4.
7. Михайлов И. Был ли Хайдеггер “феноменологом”? // Логос. М., 1994. №3.
8. Михайлов М. Замечания к переводу В.В. Бибихина работы Хайдеггера “Что
такое метафизика” // Логос. М., 1997. №9.
9. Подорога В. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995.
10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том
4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК ,,Петрополис” 1997.
11. Тавризян Г.М. Искусство и бытие. М. Хайдеггер о сущности
художественного произведения // Философия. Религия. Культура. М.: Наука,
1982.
12. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. ЛГУ: 1990.
13. Фалев Е.В. Истолкование действительности в ранней герменевтике
Хайдеггера. // Вестник МГУ серия 7 философия. 1997. №5.
14. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.
15. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
16. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.
17. Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию // Логос. М., 1994. №6.
18. Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии.1993. №10.
19. Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары // Логос. М., 1992. №3.
20. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики – критика техники – этика
// Вопросы философии. 1998. №5.
-----------------------
1 Стр. 271.Вальтер Бимель. Мартин Хайдеггер. Урал LTD 1998.
2 Трактат “Бытие и время” впервые вышел весной 1927 в издававшемся
Гуссерлем ,,Ежегоднике по феноменологии и феноменологическому
исследованию”, т.VIII и одновременно отдельным оттиском. Полный русский
перевод книги, выполненный В.В. Бибихиным, вышел в свет лишь в 1997 г. Без
преувеличения можно сказать, что в философской ситуации ХХ в. книга
Хайдеггера “Sein und Zeit” стала одним из ключевых текстов.
[1] По мнению Хайдеггера, Платон ответствен за деградацию метафизики к
физике. Философы-досократики (Анаксимандр, Парменид, Гераклит) понимали под
истиной самораскрытие бытия, что подтверждается этимологически ( от греч.
Aletheia, где lantano – скрывать, а – отрицание, что вместе означает
непотаенность). Платон же отвергнул понятие истины как несокрытости, бытие
он основал на истине так, что мышление, а не бытие стало устанавливать
отношения между содержанием и идеями. Таким образом, бытие должно было
соотнестись и оконечиться человеческой мыслительной способностью и языком.
[2] Dasein. В западных переводах и дискуссиях этот ключевой термин
хайдеггеровской книги “Бытие и время” обычно оставляют как есть. Проблема
этого термина не только в буквальном или небуквальном переводе. Хайдеггер
играет семантическими значениями термина Dasein во многих своих
произведениях. Не существует однозначного раз и навсегда заданного
определения Dasein, оно всегда определяется контекстуально, окрашиваясь в
соответствующие тона. Dasein в текстах Хайдеггера подобно некой плавающей
метке, указывающей на то, что данное явление или проблема имеют отношение к
самому существу онтологии. Выявляя смыслы Dasein в различных контекстах,
можно как в рамках одной работы, так и в работах разных лет выявить
динамику движения мысли философа от проблемы к проблеме. Поэтому
целесообразнее это понятие оставлять без перевода. Смысл должен активно
постигаться читающим. Что же касается перевода В.В. Бибихиным этого понятия
словом присутствие, то здесь исчезает дву-составность немецкого слова Da-
sein, которое само уже говорит о строении человеческого бытия. Внутренняя и
внешняя форма этого слова, его двучленность, двоякость, раздвоенность
передаёт сущностную особенность нашего человеческого бытия как бытия
герменевтического, бытия-о-бытии, несовпадение бытия этого сущего с самим
собой, несовпадение самого бытия с самим собой как онтологическое основание
самой возможности этого – человеческого – существа. Возможны такие русские
переводы как: существование, здесь-бытие, бытие-вот, наше (человеческое)
бытие и т.п., хотя и они страдают всеми недостатками искусственности и
размытости.
[3] Хайдеггер М. Бытие и Время. Москва, 1997. Стр.8.
[4] Там же. Стр.12.
[5] Там же. Стр.12.
[6] Там же. Стр.126.
[7]Man – на русский язык не переводимо, употребляется в роли подлежащего в
неопределённо-личных и обобщённо-личных предложениях (man sagt, daЯ…
говорят, что…).
[8] Там же. Стр.274.
[9] Там же. Стр.277.
[10] Там же. Стр. 253.
[11] Там же. Стр. 240.
[12] Там же. Стр. 258.
[13] Это понятие является чрезвычайно важным для экзистенциальной
онтологии. Оно не случайно было вынесено в заголовок “самой онтологической”
книги Ж.-П. Сартра – “Бытие и Ничто”.
[14] Лекция, прочитанная Хайдеггером на общем собрании естественных и
гуманитарных факультетов Фрайбургского университета по случаю вступления в
профессорскую должность.
[15] Из диалога о языке// Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.
– М.: Республика. 1993. Стр.283.
[16] Что такое метафизика? Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и
выступления. – М.: Республика. 1993. Стр.20.
[17] Там же. Стр.21.
[18] Там же. Стр 22.
[19] Введение к ,,Что такое метафизика?” Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи
и выступления. – М.: Республика. 1993.
22 Der Spiegel, 1976, № 23.
Страницы: 1, 2, 3, 4