Рефераты. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера






Однако его ответ был теологическим и ограничивался указанием на верховное

Сущее, Творца лучшего из миров. Вопрос, поставленный Хайдеггером, напротив,

не доискивается до Первопричины, а пытается выйти из забытости бытия.

Хайдеггер недоумевает, почему в мышлении человека сущее прорывается на

передний план, обрекая ничтожащее Ничто на забытость.

,,Человеческое присутствие означает: выдвинутость в Ничто”[19]. Только

на основе изначальной явленности Ничто человеческое присутствие способно

подойти к сущему и вникнуть в него. Т.к. наше бытие по самой своей сути

состоит в отношении к сущему каким оно и не является и каким оно само

является, в качестве такого присутствия оно всегда про-исходит из заранее

уже приоткрывшегося Ничто. Выдвинутое в Ничто, наше присутствие в любой

момент всегда заранее уже выступило за пределы сущего в целом. Данное

выступание за пределы сущего есть, по Хайдеггеру, трансценденция.

Следовательно, не будь наше присутствие трансцендирующим в основании своего

существа, т.е. не будь оно всегда заранее уже выдвинуто в Ничто, оно не

могло бы встать в отношение к сущему, а значит и к самому себе.

Таким образом, Ничто – это не предмет, ни вообще что-либо сущее. Оно не

встречается ни само по себе, ни побок от сущего, не составляет антонима к

сущему, а исходно принадлежит к самой его основе. Ничто есть условие

возможности раскрытия сущего как такового для человеческого бытия.

Без исходной открытости Ничто нет никакой самости и никакой свободы.

Перед лицом открывшегося человеку Ничто его бытие оказывается пустым – или,

что тоже самое освобождённым; и потому делается очевидной свобода человека.

Человек обнаруживает способность дистанцироваться от любого сущего,

принимать или не принимать его. Поэтому он оказывается трансцендентным в

отношении любого сущего; это изначальное, ещё не наполненное конкретикой

отношение ко всему сущему, и есть свобода. Не будь Ничто важнейшей

онтологической характеристикой, не будь человек выдвинутым в Ничто - не

было бы свободы и всех её проявлений: творчества, искусства, преобразования

и т.д. и т.п., т.е. всего, что делало человеческий мир миром культуры.

Собственно нельзя было бы говорить о человеческом мире вообще.

Заключение

Согласно Хайдеггеру, философия (метафизика) – это не наука или

мировоззренческая проповедь, на самом деле, это ностальгия, это тяга

повсюду быть дома, а значит иметь отношение к миру в целом, к бытию. Цель,

провозглашенная в его главной работе ,,Бытие и время”, - ,,онтология,

адекватно определяющая смысл бытия”, т.е. конкретная разработка проблемы

смысла бытия.

Вопрос о смысле бытия является основным для всего творчества М.

Хайдеггера. Между бытием и сущим он проводит онтологическое различие.

Хайдеггер считает, что данные каких бы то ни было конкретных наук ничего не

говорят нам о бытии. Науки имеют дело с сущим, с теми или иными предметными

областями, которые описываются в родо-видовых определениях. К бытию

необходимо подходить с точки зрения такого сущего, которое способно

раскрывать сокрытое, спрашивать и одновременно понимать самого себя, т.е.

нужно указать на такое сущее, в котором бытие само себя обнаруживает.

Таково бытие человека (Dasein). Однако это не значит, что люди занимаются

исключительно онтологическими размышлениями. Напротив, это делают крайне

немногие. Но в той или иной форме данный вопрос всегда стоит перед людьми,

и ,,каждый из нас поражался хотя бы однажды, возможно чаще, чем однажды,

скрытой власти этого вопроса, даже не осознавая при этом, что с ним

происходит”[20].

Хайдеггер ставит проблему подлинного и неподлинного бытия. Он пытается

выявить те основополагающие установки европейского мышления, которые

создали неподлинный мир, настолько интегрировавший современного человека,

что ,,теперь только бог может нас спасти”, как говорил он в своем посмертно

опубликованном интервью журналу ,,Шпигель”22. В основе поворота к

собственному, к бытию лежит осознание человеком своей историчности,

конечности, свободы.

Принцип философии Хайдеггера состоит в том, чтобы понять явное через

неявное, то что сказано, через то, что не может быть сказано, понять слово

через молчание, сущее – через несущее, бытие – через Ничто.

Непосредственное соприкосновение с Ничто, по Хайдеггеру, происходит в

состоянии ужаса. Хайдеггер отличает онтологический ужас (Angst) от

онтического стаха (Furcht). В ужасе человека пугает Ничто, а не конкретные

предметы и люди, весь мир теряет смысл. Человек обнаруживает себя в полном

одиночестве. Перед лицом открывшегося человеку Ничто его бытие оказывается

пустым – или, что тоже самое освобождённым; и потому делается очевидной

свобода человека. Именно тогда исчезает власть публичности и анонимности,

человеческое бытие (Dasein) пробуждается к подлинному существованию, к

ответственности за собственные деяния. Это поворот к самому себе.

Человеческое бытие открывается в своей уникальности и незавершенности как

свободно проектирующее себя.

Список источников и литературы.

1. Арендт Х. Хайдеггеру – восемьдесят лет. // Вопросы философии. 1998. №1.

2. Богомолов А.С. Современная буржуазная философия и религия. М.:

Политиздат, 1977.

3. ,,Бытие и время” Мартина Хайдеггера в философии ХХ века // Вопросы

философии. 1998. №1.

4. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М.: Интерпракс,

1994.

5. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991.

6. Кузнецов В.Г. Предисловие к публикации отрывка из работы М. Хайдеггера

“Бытие и время” // Вестник МГУ серия 7 философия. 1997. №4.

7. Михайлов И. Был ли Хайдеггер “феноменологом”? // Логос. М., 1994. №3.

8. Михайлов М. Замечания к переводу В.В. Бибихина работы Хайдеггера “Что

такое метафизика” // Логос. М., 1997. №9.

9. Подорога В. Выражение и смысл. М.: Ad Marginem, 1995.

10. Реале Д. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Том

4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК ,,Петрополис” 1997.

11. Тавризян Г.М. Искусство и бытие. М. Хайдеггер о сущности

художественного произведения // Философия. Религия. Культура. М.: Наука,

1982.

12. Типсина А.Н. Немецкий экзистенциализм и религия. ЛГУ: 1990.

13. Фалев Е.В. Истолкование действительности в ранней герменевтике

Хайдеггера. // Вестник МГУ серия 7 философия. 1997. №5.

14. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997.

15. Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

16. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993.

17. Хайдеггер М. Мой путь в феноменологию // Логос. М., 1994. №6.

18. Хайдеггер М. Семинар в Ле Торе, 1969 // Вопросы философии.1993. №10.

19. Хайдеггер М. Цолликонеровские семинары // Логос. М., 1992. №3.

20. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики – критика техники – этика

// Вопросы философии. 1998. №5.

-----------------------

1 Стр. 271.Вальтер Бимель. Мартин Хайдеггер. Урал LTD 1998.

2 Трактат “Бытие и время” впервые вышел весной 1927 в издававшемся

Гуссерлем ,,Ежегоднике по феноменологии и феноменологическому

исследованию”, т.VIII и одновременно отдельным оттиском. Полный русский

перевод книги, выполненный В.В. Бибихиным, вышел в свет лишь в 1997 г. Без

преувеличения можно сказать, что в философской ситуации ХХ в. книга

Хайдеггера “Sein und Zeit” стала одним из ключевых текстов.

[1] По мнению Хайдеггера, Платон ответствен за деградацию метафизики к

физике. Философы-досократики (Анаксимандр, Парменид, Гераклит) понимали под

истиной самораскрытие бытия, что подтверждается этимологически ( от греч.

Aletheia, где lantano – скрывать, а – отрицание, что вместе означает

непотаенность). Платон же отвергнул понятие истины как несокрытости, бытие

он основал на истине так, что мышление, а не бытие стало устанавливать

отношения между содержанием и идеями. Таким образом, бытие должно было

соотнестись и оконечиться человеческой мыслительной способностью и языком.

[2] Dasein. В западных переводах и дискуссиях этот ключевой термин

хайдеггеровской книги “Бытие и время” обычно оставляют как есть. Проблема

этого термина не только в буквальном или небуквальном переводе. Хайдеггер

играет семантическими значениями термина Dasein во многих своих

произведениях. Не существует однозначного раз и навсегда заданного

определения Dasein, оно всегда определяется контекстуально, окрашиваясь в

соответствующие тона. Dasein в текстах Хайдеггера подобно некой плавающей

метке, указывающей на то, что данное явление или проблема имеют отношение к

самому существу онтологии. Выявляя смыслы Dasein в различных контекстах,

можно как в рамках одной работы, так и в работах разных лет выявить

динамику движения мысли философа от проблемы к проблеме. Поэтому

целесообразнее это понятие оставлять без перевода. Смысл должен активно

постигаться читающим. Что же касается перевода В.В. Бибихиным этого понятия

словом присутствие, то здесь исчезает дву-составность немецкого слова Da-

sein, которое само уже говорит о строении человеческого бытия. Внутренняя и

внешняя форма этого слова, его двучленность, двоякость, раздвоенность

передаёт сущностную особенность нашего человеческого бытия как бытия

герменевтического, бытия-о-бытии, несовпадение бытия этого сущего с самим

собой, несовпадение самого бытия с самим собой как онтологическое основание

самой возможности этого – человеческого – существа. Возможны такие русские

переводы как: существование, здесь-бытие, бытие-вот, наше (человеческое)

бытие и т.п., хотя и они страдают всеми недостатками искусственности и

размытости.

[3] Хайдеггер М. Бытие и Время. Москва, 1997. Стр.8.

[4] Там же. Стр.12.

[5] Там же. Стр.12.

[6] Там же. Стр.126.

[7]Man – на русский язык не переводимо, употребляется в роли подлежащего в

неопределённо-личных и обобщённо-личных предложениях (man sagt, daЯ…

говорят, что…).

[8] Там же. Стр.274.

[9] Там же. Стр.277.

[10] Там же. Стр. 253.

[11] Там же. Стр. 240.

[12] Там же. Стр. 258.

[13] Это понятие является чрезвычайно важным для экзистенциальной

онтологии. Оно не случайно было вынесено в заголовок “самой онтологической”

книги Ж.-П. Сартра – “Бытие и Ничто”.

[14] Лекция, прочитанная Хайдеггером на общем собрании естественных и

гуманитарных факультетов Фрайбургского университета по случаю вступления в

профессорскую должность.

[15] Из диалога о языке// Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления.

– М.: Республика. 1993. Стр.283.

[16] Что такое метафизика? Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и

выступления. – М.: Республика. 1993. Стр.20.

[17] Там же. Стр.21.

[18] Там же. Стр 22.

[19] Введение к ,,Что такое метафизика?” Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи

и выступления. – М.: Республика. 1993.

22 Der Spiegel, 1976, № 23.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.