Рефераты. Фрейд и научный позитивизм






стать тем скептиком, который допустит связь подобного рода, только если

она будет выявлена сразу, на основании поставленного опыта, и все же,

может, не без того, чтобы чувствовать некие сомнения" ([5], стр. 78).

Юм и Фрейд разделяют скептицизм по отношению к сверхъестественному и веру

в науку. Тем не менее, относительно понятия опыта появляются разногласия.

Фрейд начинает убеждаться, что объективность может быть существенна,

когда субъективный размер увлечённости наблюдателя имеет значение для его

наблюдения, искажая опыт и мешая суждению. Тем не менее, вместо того, чтобы

отступать, как Декарт, перед этим злым гением, который мог предстать перед

его восприятием, его сновидениями с той же силой, что и перед бодрствующим

восприятием, Фрейд стремится подчинить этот злой гений, называя его

бессознательным и выводя законы его функционирования из опыта анализа.

В другом месте Фрейд обращается к отношению между опытом и знанием в

других терминах, проявляя точку зрения, сходную с таковой Юма, при этом

особенно это касается возможности постижения психоаналитической доктрины,

так как он полагал, что "обучение психоанализу основано на неисчислимом

количестве наблюдений и опытов, и только тот, кто повторил эти наблюдения

на себе самом и на других, находится в состоянии составить себе личное

суждение о нём" ([6], стр. 76). То есть без эксперимента над самим собой

невозможно постичь психоанализ. Предполагается, что психоаналитическое

знание превратится в особый вид рационального убеждения, когда обучающийся

будет испытывать в себе самом то, что является бессознательным,

подавлением, переносом, инстинктивным импульсом и т.д. до тех пор, пока на

своем собственном опыте он не постигнет те теоремы и доказательства,

которые ему не могло бы дать изучение книг и теорий. Это то, что придает

опыту позитивность.

Это показывает ценность, которую Фрейд отводил опыту. Для венского врача

опыт может даже изменить суждения, сложившиеся в результате предшествующего

опыта. Опыт, подобно клиническим данным, вынуждает исследователя

переоценивать постоянно свои суждения на основании произошедших в нём

изменений. Опыт ограничивает Я в психическом структурообразовании, вынуждая

не забывать про реальность, но также он и обогащает опытом внешнего мира,

вообще говоря. Также опыт и ограничивает исследователя в этом же самом

постижении реальности. При этом Фрейд приравнивает опыт к конкретному, в

противоположность научной абстракции.

И хотя этот опыт может учить, свидетельствовать, раскрывать, подкреплять,

подчеркивать, обозначать или показывать правоту или ошибочность знаний,

приобретенных посредством него, или теоретических спекуляций, с которыми

можно построить даже основы новой теории, "равнозначные" основам самого

опыта, Фрейд всегда считал эти знания и представления временными, поскольку

рано или поздно опыт опровергал их как основанные больше на надеждах, чем

на реальных заниях.

Примат опыта, равно как и у Юма, был онтологическим началом у Фрейда. Он

даже сравнивает "твердую почву опыта" с самим разумом, которому, в конечном

счёте, ничему не дано противиться; это были те понятия, которые радикально

противопоставлены тем, на которых основывается религия. Из-за этого самого

Фрейд также может считаться скептиком; подобно Юму, он предпочитал видеть в

опыте рациональный метод, противоположный любой метафизике и религиозности

с их притязаниями на обретение знаний.

Упор на опыт не может, однако, быть достаточной причиной, чтобы

классифицировать Фрейда как позитивиста, поскольку в то же время он придаёт

значение опыту в связи с теоретическими построениями, спекуляциями и

созданием гипотез и вспомогательных интерпретаций, из которых выводятся

законы функционирования самого опыта. Это подход, который отдаляет его от

радикального позитивизма, ограниченного лишь "объективной" записью опыта.

Жак Лакан* указывает у Юма на его стремление рационалистического

нахождения причины явлений и связывает ее, тем не менее, с бессознательным:

"Только как нечто бессознательное, бессознательное по Фрейду, видится

причина на том уровне, откуда Юм стремится её вывести и который является

именно тем местом, где он указывает на её обоснованность" ([7], стр. 32).

Из этого фрагмента можно заключить, что вера в опыт не делает из Фрейда

позитивиста в юмовском смысле, он выходит за его пределы, когда в

бессознательном он находит рационалистическую причину, от которой отказался

Юм.

*Французский специалист по психоанализу (1900-1981), который произвел

теоретическую, клиническую и политическую революцию в психоанализе своими

курсом лекций, названным "Возвращение к Фрейду".

Кант, усеянное звёздами небо и категорический императив в душе

Фрейд, определённым образом, тоже разделял кантианские устремления, так

как его использование понятия опыта может в некоторых случаях быть

сопоставлено с понятием разума. Эта идея, разрабатываемая также Гегелем,

описывается в отрывке, который часто упоминает Жак Лакан и в котором

показывается равнозначность сперва рационального реальному, а затем

реального рациональному ([8], стр. 28). Кант выводит из этой идеи, теодицеи

природы и истории, радикальное утверждения о существовании чувства самого

по себе. Такое решение, однако, не заставляет Фрейда исключить у субъекта

какую бы то ни было драматическую сопричастность в реальном осуществлении

своего желания. Это основы того, на чём Фрейд строит свою "науку, которая

поднялась над этой хрупкой верой, той самой, которая, в общем, может всегда

быть выражена в следующих терминах: все реальное рационально, и все

рациональное реально" ([8], стр. 30).

Это вера, которая пронизывает парадигму ньютоновских законов природы и

является верой в разум, из которого она стремится вывести свои законы. Но

это всё довольно бесхитростная реальность, которую Фрейд доверяет полностью

разуму, однако он, исследователь бессознательного, великий рационалист,

знает, что в прошлом субъектов есть события травматического характера,

которые тяжело вписываются в категорию реального. Но Фрейд совпадает с

Кантом в том, что признаёт различные сферы реального и что проблемы,

которые выдвигают один и другой, зарождаются тоже в различных сферах.

Но законы этой рациональности, полагаемые универсальными, тоже находят

предел в психоаналитической мысли. Согласно Канту, разум дает уверенность и

убеждённость в то, что испытывается самим субъектом. Внутри этой сферы

опыта, такие фундаментальные понятия как пространство и время верны;

говорится о сфере опыта, которая образует априори фундаментальные, как

пространство и время, ньютоновские представления и, понятное дело, по этой

причине универсальные и абсолютные.

Когда Кант имеет в виду пространство и время как категории априори, он

придаёт им способность чувственного познания, которые опыт подразумевает,

но который не является достаточным, чтобы объяснять их. И, тем не менее,

это понятия, у которых нет применения в другой области, чем в самом опыте.

Касательно позитивизма, речь идёт о таких абсолютных категориях, как у

Канта и Ньютона.

Подобный упор на этот существенном аспекте вынуждает рассматривать

логическую, психологическую и хронологическую проблему времени в

историографическом контексте истории мышления и психоаналитической

концепции этой темпоральности. Можно закончить на том, что Фрейд отходит

от кантианских априори, когда он говорит об определённой

внепространственности бессознательного и о его же явной вневременности, и,

конечно, вообще о бессознательном мышлении. Тем не менее, с точки зрения

скептицизма и рационализма, Фрейд более позитивист, чем Кант.

В прологе к “Тотему и табу” Фрейд упоминает Канта в следующих выражениях

([9], стр. 366): "Это различие [между анализом тотема и табу] связано с

тем, что табу, собственно говоря, ещё существует у нас; хотя отрицательно

понимаемое и перенесённое на другие содержания, по психологической природе

своей оно является не чем иным, как «категорическим императивом» Канта,

действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку". Фрейд

расширяет аналогию табу и сверх-Я, и в этом контексте вновь можно найти

намёк на Канта в связи с культивированием нравственного сознания субъекта и

категорическим императивом ([9], стр. 856): "Сверх-Я сохранило, таким

образом, существенные черты интроецированных личностей [в течение Эдипова

комплекса]: их власть, строгость и склонность к бдительности и наказанию

[...] подразумевается, что отделение инстинктов, спровоцированное таким

нововведением в Я, должно было усиливать строгость. Сверх-Я, или же

моральное сознание, которое действует в нем, может, таким образом, быть

твердым, жестоким и неумолимым по отношению к Я из-за стремления оберегать

само себя. Категорический императив Канта, следовательно, – прямой

наследник комплекса Эдипа".

Обсуждая проблему понятия Вселенной, Фрейд упоминает снова Канта ([3],

стр. 142): "В своей знаменитой фразе философ Кант приводит существование

усеянного звёздами небосвода и морального закона в нашей душе как самые

твердые свидетельства могущества Бога. Из такого сопоставления, весьма

удачного, [...] он выводит великую психологическую истину. Тот же отец

(родительская инстанция), что дал жизнь ребенку и защитил от её же

опасностей, показал ему то, что он был должен делать, и то, что не должен,

показал ему необходимость подчиняться определённым ограничениям его

инстинктивных желаний и заставил его узнать, что он должен уважать

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.