|отразили это понимание в словах Символа Православной Веры. Его первые |
|строки на греческом языке в буквальном переводе так и звучат: “Верую во |
|единого Бога Отца Вседержителя, Поэта неба и земли...”. |
|Корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц приводит к |
|поэтической аналогии нашего мира - к представлению его в виде гигантской|
|“звуковой волны” от струн “волшебного” музыкального инструмента. Этот |
|инструмент находится в руках невидимого и всемогущего Творца, который |
|трогает струны и поддерживает “звук”, тем самым сберегая нынешние небеса|
|и землю, содержимые словом (2-е Петра, 3:7). Если на миг остановится |
|вибрация - “улягутся волны”, то, быть может, и “свернутся небеса”. Из |
|этого живительного Источника льются “звуки”, приводя все из небытия в |
|бытие. |
|Совершенство конструкции человеческого организма |
|Да, действительно, человек всегда с изумлением останавливался перед |
|совершенством и гармонией окружающего его мира. Но и само устройство |
|человеческого организма поистине достойно не меньшего восхищения. Оно |
|превосходит по своей сложности все остальное вместе взятое. Рассмотрим, |
|например, количество информации, которую может содержать человеческий |
|мозг. Оно оценивается числом между 1010 и 1015 бит. При этом нижняя |
|цифра предполагает, что 1 бит информации в среднем содержится в каждой |
|из 1010 "ячеек” человеческой памяти. Скорость же вычислений |
|человеческого мозга оценивается величиной от 10 до 1000 гигафлопов. |
|Минимальная скорость в 10 гигафлопов определяется всего лишь той |
|быстротой, с которой глаз обрабатывает информацию перед тем, как послать|
|ее в мозг без учета всей остальной многообразной деятельности |
|человеческого интеллекта. Для сравнения, такой один из самых мощных |
|компьютеров на сегодняшний день, как Cray-2, имеет скорость всего лишь 1|
|гигафлоп и объем памяти в 2*1010 бит, что от 10 до 1000 раз меньше, чем |
|у человека.Однако человеческий мозг скорее всего сознательно ограничен |
|Творцом в своих возможностях. Поэтому лучшей иллюстрацией могут служить |
|более “простые вещи”, например, цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты |
|(ДНК), которые содержатся в каждой клетке человеческого организма. Эти |
|цепочки ДНК несут в себе информацию о всех частях человеческого тела - |
|от кончиков пальцев до корней волос. Причем способность ДНК хранить |
|информацию настолько эффективна, что все сведения, необходимые для |
|описания всех видов организмов, когда-либо существовавших на нашей |
|планете, могут уместиться в чайной ложке, и еще останется место для |
|содержания всех когда-либо написанных книг. |
|Думается, что работающим в этой области науки специалистам, мысль об |
|“автоматической” эволюции, основанной на действии случайных сил, должна |
|казаться просто противоестественной. |
|Свидетельства фундаментальной науки |
|Что же говорит современная фундаментальная наука о проблеме сотворения |
|мира? Чтобы попытаться по-настоящему оценить ее вклад, следует перейти |
|от частностей, исследуемых той или иной дисциплиной, к неким общим |
|категориям, лежащим в основании каждой области знаний. Аналогией, хотя и|
|несовершенной, может послужить гипотетическое дерево, каждая ветвь |
|которого представляет собой ту или иную отрасль человеческого познания. |
|Общим стволом, от которого в разные стороны расходятся эти “ветви”, |
|являются фундаментальные физические законы. Действительно, всего имеется|
|четыре основных физических взаимодействия. Из них непосредственно |
|вытекают все те частные законы, посредством которых управляется вся |
|неживая материя. Фундаментальными взаимодействиями обусловлены и |
|структурные свойства вещества - от строения атомов до галактик. Но и |
|сами эти взаимодействия “произросли” не на голом месте. Ведутся |
|небезуспешные попытки построить всеобщую теорию поля, которая призвана |
|объединить все взаимодействия в одно целое. При этом начинает все более |
|отчетливо проступать некое общее положение, находящееся в основании |
|всего мироздания. Это эстетический принцип симметрии. Сегодня ученым, |
|работающим на переднем крае теоретической физики, становится совершенно |
|очевидно, что мир построен по законам красоты. Именно идея красоты, |
|которая на математическом языке выражается законами симметрии, “питает” |
|все древо. Основанием такому утверждению может служить тот факт, что все|
|физические взаимодействия, как теперь это стало очевидно, по своей сути |
|есть проявление и даже средство для поддержания в природе присущего ей |
|набора определенных скрытых симметрий. Под последними в физике |
|понимается неизменность ее законов относительно некоторого |
|калибровочного преобразования. Поиски таких симметрий лежат в основе |
|научной стратегии, призванной привести к более глубокому пониманию сути |
|вещей. Предполагается, что в первые мгновения существования Вселенной |
|при энергиях порядка 1015 ГЭВ все физические взаимодействия представляли|
|собой проявления единого фундаментального взаимодействия, единую |
|константу. Симметрия же, служившая основой объединения этих |
|взаимодействий, была идеально точной. |
|Принцип красоты усматривается и в математических формулировках законов |
|природы. Обладая практически абсолютной точностью, они несут в себе |
|строгую лаконичность и изящество. Откройте любой справочник по физике и |
|вы в этом сразу убедитесь - основные законы записаны просто, нигде нет |
|длинных, сложных и аляповатых формул. Последние встречаются разве что в |
|приближенных, компьютерных расчетах, весьма далеких от совершенства. |
|Так, формулируя закон всемирного тяготения, Исаак Ньютон заботился |
|главным образом о функциональной и алгебраической простоте этого закона.|
|Иоганн Кеплер, руководствуясь стремлением к лаконичности, добился |
|большей точности в описании движения планет и большей простоты |
|вычислений, введя эллиптические орбиты и т.д. |
|В истории науки очень часто бывает так, что существенно различные |
|теории, призванные описать новые явления, в одинаковой мере |
|подтверждаются экспериментально. В таком случае более предпочтительными |
|оказываются те концепции, которые являются наиболее простыми. Таким |
|образом, принцип простоты представляет собою специфическое требование к |
|построению научной теории. Многие известные ученые полагали простоту |
|гипотез одним из наиболее решающих критериев их корректности. В этом |
|находит свое выражение простота и гармония самого мира. |
|В современную эпоху эта простота природы мыслится как наличие в ней |
|тенденции к ограничению разнообразия. Как свидетельствуют данные науки, |
|за различием и сложностью постоянно обнаруживаются ритмы и повторения, |
|симметрии и инварианты. Они находят свое выражение в “способности |
|природы”, используя лишь ограниченный набор элементов, создавать все |
|многообразие материального мира. В них находит свое последнее основание |
|сама возможность существования законов науки, в частности, законов |
|сохранения. Само призвание науки как бы и заключается в нахождении за |
|видимой сложностью мира его невидимой простоты. По словам знаменитого |
|натуралиста Ж.-Л. Бюффона, “Верховное Существо, создавая мир, пожелало |
|использовать лишь одну идею, варьируя ее сразу всеми возможными |
|способами так, чтобы человек смог восхищаться совершенством исполнения и|
|простотой замысла.” |
|Совершенно невозможно представить себе, чтобы все это реализовалось |
|случайным образом. Гораздо легче помыслить, что в мире без Творца скорее|
|самопроизвольно реализуется хаотическое нагромождение бесформенной |
|материи, чем гармоничное благообразие стройного порядка, совершенного в |
|своей полноте и единстве, на основах высокого эстетического принципа. |
|Без Разумного, Всемогущего, Щедрого Творца - Устроителя и Промыслителя о|
|всем сущем здравый человеческий рассудок отказывается воспринимать мир |
|таким, каким он видится и невооруженным глазом, и в свете последних |
|научных данных. Мир не только сотворен, но и содержится Словом Божиим, |
|поэтому печать Божественной красоты неотъемлема от него. Особым образом |
|она касается человека. Как цветы украшают любое растение, так и |
|человечество по Божественному замыслу увенчивает все древо мироздания. |
|Между этими “цветами” и всеми остальными частями строения Вселенной |
|существует очень строгая, жесткая зависимость, нашедшая в науке название|
|“антропного” принципа. Этот принцип гласит, что Вселенная приспособлена |
|для существования жизни и что как законы физики, так и начальные |
|параметры подобраны таким образом, чтобы гарантировать ее появление. |
|Современная физика свидетельствует: окружающий нас мир очень |
|“чувствителен” к численным значениям универсальных мировых констант, |
|поскольку все основные особенности реального мира (размеры ядер, атомов,|
|планет, звезд и т. д.) в конечном итоге определяются величинами |
|фундаментальных постоянных. Само существование мира обусловлено |
|выполнением очень жестких соотношений между ними. Ничтожные, с |
|человеческой точки зрения, отклонения от наблюдаемой удивительно сложной|
|и невероятно точной числовой соразмеренности значений мировых констант |
|привели бы к фатальным последствиям для существующей Вселенной. Ее |
|природа была бы такова, что в ней невозможна была бы жизнь. |
|Литература: |
|С.А.Майорова, А.Н.Ткачева, С.И.Яковленко, «Физика и Религия», 1994, |
|Девис П., "Суперсила", Москва, Мир, 1989. |
|Линде А.Д., "Физика элементарных частиц и инфляционная космология", |
|Москва, Наука, 1990. |
|Библия |
Страницы: 1, 2