Рефераты. Физика и богословие






|отразили это понимание в словах Символа Православной Веры. Его первые |

|строки на греческом языке в буквальном переводе так и звучат: “Верую во |

|единого Бога Отца Вседержителя, Поэта неба и земли...”. |

|Корпускулярно-волновой дуализм элементарных частиц приводит к |

|поэтической аналогии нашего мира - к представлению его в виде гигантской|

|“звуковой волны” от струн “волшебного” музыкального инструмента. Этот |

|инструмент находится в руках невидимого и всемогущего Творца, который |

|трогает струны и поддерживает “звук”, тем самым сберегая нынешние небеса|

|и землю, содержимые словом (2-е Петра, 3:7). Если на миг остановится |

|вибрация - “улягутся волны”, то, быть может, и “свернутся небеса”. Из |

|этого живительного Источника льются “звуки”, приводя все из небытия в |

|бытие. |

|Совершенство конструкции человеческого организма |

|Да, действительно, человек всегда с изумлением останавливался перед |

|совершенством и гармонией окружающего его мира. Но и само устройство |

|человеческого организма поистине достойно не меньшего восхищения. Оно |

|превосходит по своей сложности все остальное вместе взятое. Рассмотрим, |

|например, количество информации, которую может содержать человеческий |

|мозг. Оно оценивается числом между 1010 и 1015 бит. При этом нижняя |

|цифра предполагает, что 1 бит информации в среднем содержится в каждой |

|из 1010 "ячеек” человеческой памяти. Скорость же вычислений |

|человеческого мозга оценивается величиной от 10 до 1000 гигафлопов. |

|Минимальная скорость в 10 гигафлопов определяется всего лишь той |

|быстротой, с которой глаз обрабатывает информацию перед тем, как послать|

|ее в мозг без учета всей остальной многообразной деятельности |

|человеческого интеллекта. Для сравнения, такой один из самых мощных |

|компьютеров на сегодняшний день, как Cray-2, имеет скорость всего лишь 1|

|гигафлоп и объем памяти в 2*1010 бит, что от 10 до 1000 раз меньше, чем |

|у человека.Однако человеческий мозг скорее всего сознательно ограничен |

|Творцом в своих возможностях. Поэтому лучшей иллюстрацией могут служить |

|более “простые вещи”, например, цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты |

|(ДНК), которые содержатся в каждой клетке человеческого организма. Эти |

|цепочки ДНК несут в себе информацию о всех частях человеческого тела - |

|от кончиков пальцев до корней волос. Причем способность ДНК хранить |

|информацию настолько эффективна, что все сведения, необходимые для |

|описания всех видов организмов, когда-либо существовавших на нашей |

|планете, могут уместиться в чайной ложке, и еще останется место для |

|содержания всех когда-либо написанных книг. |

|Думается, что работающим в этой области науки специалистам, мысль об |

|“автоматической” эволюции, основанной на действии случайных сил, должна |

|казаться просто противоестественной. |

|Свидетельства фундаментальной науки |

|Что же говорит современная фундаментальная наука о проблеме сотворения |

|мира? Чтобы попытаться по-настоящему оценить ее вклад, следует перейти |

|от частностей, исследуемых той или иной дисциплиной, к неким общим |

|категориям, лежащим в основании каждой области знаний. Аналогией, хотя и|

|несовершенной, может послужить гипотетическое дерево, каждая ветвь |

|которого представляет собой ту или иную отрасль человеческого познания. |

|Общим стволом, от которого в разные стороны расходятся эти “ветви”, |

|являются фундаментальные физические законы. Действительно, всего имеется|

|четыре основных физических взаимодействия. Из них непосредственно |

|вытекают все те частные законы, посредством которых управляется вся |

|неживая материя. Фундаментальными взаимодействиями обусловлены и |

|структурные свойства вещества - от строения атомов до галактик. Но и |

|сами эти взаимодействия “произросли” не на голом месте. Ведутся |

|небезуспешные попытки построить всеобщую теорию поля, которая призвана |

|объединить все взаимодействия в одно целое. При этом начинает все более |

|отчетливо проступать некое общее положение, находящееся в основании |

|всего мироздания. Это эстетический принцип симметрии. Сегодня ученым, |

|работающим на переднем крае теоретической физики, становится совершенно |

|очевидно, что мир построен по законам красоты. Именно идея красоты, |

|которая на математическом языке выражается законами симметрии, “питает” |

|все древо. Основанием такому утверждению может служить тот факт, что все|

|физические взаимодействия, как теперь это стало очевидно, по своей сути |

|есть проявление и даже средство для поддержания в природе присущего ей |

|набора определенных скрытых симметрий. Под последними в физике |

|понимается неизменность ее законов относительно некоторого |

|калибровочного преобразования. Поиски таких симметрий лежат в основе |

|научной стратегии, призванной привести к более глубокому пониманию сути |

|вещей. Предполагается, что в первые мгновения существования Вселенной |

|при энергиях порядка 1015 ГЭВ все физические взаимодействия представляли|

|собой проявления единого фундаментального взаимодействия, единую |

|константу. Симметрия же, служившая основой объединения этих |

|взаимодействий, была идеально точной. |

|Принцип красоты усматривается и в математических формулировках законов |

|природы. Обладая практически абсолютной точностью, они несут в себе |

|строгую лаконичность и изящество. Откройте любой справочник по физике и |

|вы в этом сразу убедитесь - основные законы записаны просто, нигде нет |

|длинных, сложных и аляповатых формул. Последние встречаются разве что в |

|приближенных, компьютерных расчетах, весьма далеких от совершенства. |

|Так, формулируя закон всемирного тяготения, Исаак Ньютон заботился |

|главным образом о функциональной и алгебраической простоте этого закона.|

|Иоганн Кеплер, руководствуясь стремлением к лаконичности, добился |

|большей точности в описании движения планет и большей простоты |

|вычислений, введя эллиптические орбиты и т.д. |

|В истории науки очень часто бывает так, что существенно различные |

|теории, призванные описать новые явления, в одинаковой мере |

|подтверждаются экспериментально. В таком случае более предпочтительными |

|оказываются те концепции, которые являются наиболее простыми. Таким |

|образом, принцип простоты представляет собою специфическое требование к |

|построению научной теории. Многие известные ученые полагали простоту |

|гипотез одним из наиболее решающих критериев их корректности. В этом |

|находит свое выражение простота и гармония самого мира. |

|В современную эпоху эта простота природы мыслится как наличие в ней |

|тенденции к ограничению разнообразия. Как свидетельствуют данные науки, |

|за различием и сложностью постоянно обнаруживаются ритмы и повторения, |

|симметрии и инварианты. Они находят свое выражение в “способности |

|природы”, используя лишь ограниченный набор элементов, создавать все |

|многообразие материального мира. В них находит свое последнее основание |

|сама возможность существования законов науки, в частности, законов |

|сохранения. Само призвание науки как бы и заключается в нахождении за |

|видимой сложностью мира его невидимой простоты. По словам знаменитого |

|натуралиста Ж.-Л. Бюффона, “Верховное Существо, создавая мир, пожелало |

|использовать лишь одну идею, варьируя ее сразу всеми возможными |

|способами так, чтобы человек смог восхищаться совершенством исполнения и|

|простотой замысла.” |

|Совершенно невозможно представить себе, чтобы все это реализовалось |

|случайным образом. Гораздо легче помыслить, что в мире без Творца скорее|

|самопроизвольно реализуется хаотическое нагромождение бесформенной |

|материи, чем гармоничное благообразие стройного порядка, совершенного в |

|своей полноте и единстве, на основах высокого эстетического принципа. |

|Без Разумного, Всемогущего, Щедрого Творца - Устроителя и Промыслителя о|

|всем сущем здравый человеческий рассудок отказывается воспринимать мир |

|таким, каким он видится и невооруженным глазом, и в свете последних |

|научных данных. Мир не только сотворен, но и содержится Словом Божиим, |

|поэтому печать Божественной красоты неотъемлема от него. Особым образом |

|она касается человека. Как цветы украшают любое растение, так и |

|человечество по Божественному замыслу увенчивает все древо мироздания. |

|Между этими “цветами” и всеми остальными частями строения Вселенной |

|существует очень строгая, жесткая зависимость, нашедшая в науке название|

|“антропного” принципа. Этот принцип гласит, что Вселенная приспособлена |

|для существования жизни и что как законы физики, так и начальные |

|параметры подобраны таким образом, чтобы гарантировать ее появление. |

|Современная физика свидетельствует: окружающий нас мир очень |

|“чувствителен” к численным значениям универсальных мировых констант, |

|поскольку все основные особенности реального мира (размеры ядер, атомов,|

|планет, звезд и т. д.) в конечном итоге определяются величинами |

|фундаментальных постоянных. Само существование мира обусловлено |

|выполнением очень жестких соотношений между ними. Ничтожные, с |

|человеческой точки зрения, отклонения от наблюдаемой удивительно сложной|

|и невероятно точной числовой соразмеренности значений мировых констант |

|привели бы к фатальным последствиям для существующей Вселенной. Ее |

|природа была бы такова, что в ней невозможна была бы жизнь. |

|Литература: |

|С.А.Майорова, А.Н.Ткачева, С.И.Яковленко, «Физика и Религия», 1994, |

|Девис П., "Суперсила", Москва, Мир, 1989. |

|Линде А.Д., "Физика элементарных частиц и инфляционная космология", |

|Москва, Наука, 1990. |

|Библия |

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.