Рефераты. Фихте






Фихте

Государственный университет

Высшая школа экономики

Эссе по философии

Природа у Шеллинга

и

фихтеанское "Я"

Составлено: Провоторова Мария, экономика, 205 группа

Проверено:

1998 год

Философская революция в Германии была начата Иммануилом Кантом. Он в

корне перевернул представление, согласно которому познающий субъект

подчинен предмету, определяется впечатлениями от него и находится в

страдательном состоянии, предмет же исполнен активности. Согласно Канту,

субъект познающий предметы, дает им законы их существования, каковы вещи "в

себе", независимо от нас, мы не знаем и знать не можем; но вещи, какими мы

их знаем, есть наше собственное создание, продукт познающего субъекта.

Выступивший вслед за Кантом Фихте отверг существование непознаваемых

"вещей в себе" и возвел само осознающего субъекта - Я - в единственную

истинную и самостоятельную реальность: "...кто сознает свою

самостоятельность и независимость от всего, что вне его, - а чтобы прийти к

такому сознанию надо действительно сделать себя чем-нибудь, независимо ни

от чего, через самого себя, - тот не нуждается уже в вещах, как в

определении для своего Я". Результатом этой теории было отрицание

самостоятельности мира объектов, сама природа появляется в ней лишь как

призрачная тень субъекта; природа порождается бессознательной деятельностью

мирового Я, или абсолютного субъекта; Я абсолютно, а не - Я - природа, это

только продукт само противоположения Я (субъекта), результат его

бессознательной деятельности.

В системе Фихте оставалось невыясненным отношение между конечным

субъектом, или человеческим Я, и бесконечным субъектом, абсолютным Я, и

при недостаточной их различенности второе нередко подменялось по сути дела

первым. Это смешение не ускользнуло из поля зрения Шеллинга, который,

овладев наукоучением Фихте еще в юности, развил ее дальше породил новую

философскую систему, покоящуюся на более общем принципе. Абстрактное

фихтеанское не - Я приобретало у него живой и чувствительный облик природы,

и Шеллинг утвердил взгляд на нее как на бессознательную деятельность

бесконечного субъекта, или "души мира". Природа - это абсолютное Я, которое

продвигается вперед через целый ряд ступеней материального процесса и

только в человеке приходит наконец к самосознанию. Это "видимый дух",

живой, связный во всех своих частях единый организм.

В философии Фихте, от которой отправлялся Шеллинг, учение о природе

не было разработано. Интерес автора "Наукоучения" был сосредоточен на том,

как в отрешенности от природы и независимо от нее субъект сам определяет и

целенаправленно формирует себя. Бессознательно действующее Я, которое, по

Фихте, творит природу, осталось у него вне рассмотрения Шеллинг обратил

внимание на то, что такое Я еще не есть, собственно, субъект; чтобы стать

тождественным субъекту, оно должно пройти путь бессознательного природного

развития, и ему еще только предстоит возвыситься к самосознанию. Таким

образом, Шеллинг пришел к мысли, что начинать сразу с само познающего Я,

как это делает Фихте, не исторично, что надо возвратиться к самому истоку:

изобразить генезис самопознания и показать необходимость его появления.

Однако, учение о природе было "упущено" отнюдь не случайным образом.

Дело в том, что Фихте упорно настаивал на невозможности такого раздела в

своей философии. Соответственно, диалектический метод рассмотрения в том

его виде, в каком он вышел из рук Фихте, неприложим к природе, в следствие

того, что она с точки зрения Фихте, есть неизменное, застойное «бытие",

резюмирующееся в понятии "объект", все в ней - от века, а метод наукоучения

имеет дело только с тем, что развивается только с самопознанием. Объект -

это "только необходимое препятствие" развитию, он - неустранимый элемент

фихтеанской системы, но вовсе не предмет исследования в ней. Таким образом,

Фихте настаивал на том, что развитие заключено не в самом "объекте", а лишь

в способе теоретического построения его и в характере изложения. Понятие о

"развивающемся объекте" представлялось ему само противоречивым и

разрушительным для всей его системы. Предмет естествознания, каким

воспринял его Фихте, мог и должен был включаться в его учение не как

положительный источник и опора для диалектики самосознания, а лишь

негативно, как контрастирующий фон, на котором она развивается. Природа не

пробный камень, а антипод этой диалектики, безусловное противоположение ей.

Сточки зрения Шеллинга диалектический метод, используемый Фихте,

должен быть пересмотрен, без этого нельзя было сопоставить анализ

самосознания с анализом природы.

Изучая "Наукоучение" Шеллинг столкнулся с тем, некоторая скрытая, не

сознаваемая людьми необходимость, чьим носителем является акт воли,

объектируется "наперекор воле действующего, в качестве такого, что он сам

по своему желанию никогда не мог бы осуществить" И отсюда попытки "доброй

воли" установить моральный порядок "явно обнаружили свою порочность,

приводя к полной противоположности своим замыслам и к деспотизму в той его

самой ужасной форме, которая является самым непосредственным следствием

всех таких стараний".

Неудачи сознания, собравшемуся строить мир "свободно и согласно

своему собственному закону " (Фихте), обусловлены отнюдь не намеренным

уклонением от поставленной им перед собой цели; дело в том, что модель

сознания, раскрываемая с помощью фихтеанской системы, содержит в себе

самомнение, нежелание взглянуть на себя извне, но только изнутри; порок

заключается не в непосредственности, а в субъективизме. Таким образом, если

развивать учение Фихте, призванное им стать "философией свободы", то можно

прийти к идее такого государства, которое, как оказывается, должно служить

не средством реализации свободы индивидов, а средством ограничения и

подавления их свободы.

В следствие всего этого Шеллинг считал, что для преодоления

фихтеанской формы диалектического метода, придания ему универсального

смысла и объективной значимости необходимо было реинтерпретировать взгляд

на объективное, как таковое. А в наиболее чистом виде объективное

присутствует в природе. Природа, как известно, область компетенции

естественных наук. Поэтому Шеллинг к ним и обратился. Но на науки о природе

он взглянул иначе, чем Фихте, - не со стороны "состояния", а со стороны

происходящих в них изменений, процессов, тенденций.

Шеллинг отмечает, что естествознание, принимая объективное, или

природу, за первичное, с неизбежностью влечется к противоположному полюсу.

Стараясь "обречь явления в форму теории", оно и само вместе с тем встает на

путь преобразования себя из эмпирического в теоретическое естествознание и

вступает на почву разума, общую с философией. Здесь Шеллинг увидел

"неизбежную тенденцию естествознания оразумливать природу", "переход от

природы к интеллигенции".

Если допускать вслед за Фихте, что каждая из сменяющих одна другую

научных теорий одного и того же объекта есть не более чем субъективная

конструкция, то в появлении каждой их них не улавливается никакой

необходимости, она просто сосуществует наряду с прежними, и переход, точнее

скачок от нее к последующей - дело произвола, связь между ними остается

непонятной, необъяснимой. Шеллинг же, в отличие от Фихте, исходит из

эволюционирующего естествознания, находит в развитии тех или иных теорий и

в смене их новыми определенную закономерность, которую можно выразить как

тенденцию ко все большему "одухотворению" (идеализации) объекта и (у Фихте

этот момент отсутствует) к постепенной его "де материализации".

Таким образом, Шеллинг выявил внутри естественнонаучного

познавательного процесса не улавливаемое фихтеанским рассмотрение движение

от объективного к субъективного и расширил метод своего предшественника

(Куно Фишер назовет его "методом возрастающей субъективности"), выявив

постепенное возрастание "субъективного" с соответствующем уменьшением

"объективного".

Итак, "объективное" отправляется от полюса, противоположному всему

"субъективному". Тем самым Шеллинг пытается решить задачу, обратную задаче

Фихте: показать переход от природного развития к духовному, превращение

объективного в субъективное, бессознательного в само сознающее.

Опираясь на естествознание, он установил изначальность тенденции ко

все большему "воодушевлению" природы. Природа сама имеет тенденцию

"идеализировать себя", очеловечиваться и она не остается только при

бесконечном "долженствовании" (на манер фихтеанского и романтического

субъективного долженствования), а достигает своих как бы бессознательно

поставленных целей. Наше оразумливание природы есть лишь продолжение ее

собственной, поначалу бессознательной, "работы над собой". Человеческий

разум - высший продукт ее усилий. "Благодаря последнему, природа впервые

цело купно самое себя вновь объемлет, обнаруживая тем самым, что искони она

тождественна с постигающимся в качестве разумного и сознательного в нас".

Природа, таким образом, есть по существу не "познаваемое нами", а само

познающее", "ибо лишенное разумности" не могло бы стать предметом для

разума, само лишенное познания не могло бы быть познано". Природа - не

созерцаемое нами, а нечто само созерцающее, и существуют люди, "в которых

смотрит сама природа и которые сами в своем видении сделались природою".

Итак, по Шеллингу природа не нуждается в "наделении ее душою": душа в

ней есть, и душа есть собственная сущность природы. Этот "идеализм природы"

и ее диалектика соединились в учении Шеллинга отнюдь не случайным образом.

Если природа мертва, "бездушна", если она только "объект" и совершенно

лишена "субъективности" (внутренней активности), то прав Фихте: она не

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.