Рефераты. Философское учение о бытии и материи






Материалистическая философия не признает наличие души в материи

и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но,

термин “движение” обыденное сознанием понимает как пространственное

перемещение тел. В философии такое движение называется

механическим. Существуют и более сложные формы движения:

физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так,

например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями

элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями.

Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть

новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например,

механическое движение ( самое простое), обусловлено процессами

взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием

гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых

взаимодействий в микромире.

Что же такое движение вообще? Философское понятие движения

обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний

объектов, вызываемых этим взаимодействием.

Движение – это изменение вообще.

Оно характеризуется тем, что

1. неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (

неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого

объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить

материю без движения, как и движение без материи;

2. движение объективно, изменения в материю может внести лишь

практика;

3. движение – есть противоречивое единство устойчивости и

изменчивости, прерывности и непрерывности,

4. движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это

тоже движение ,но такое при котором не нарушатся

качественная специфика предмета ( особое состояние

движения);

Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно

разделить на количественные и качественные изменения .

Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии

в пространстве.

Качественные изменения всегда связаны с качественной

перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в

новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь

идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с

преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм

материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное.

Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через

раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих

качественных состояниях , причем превращения не выходят за рамки

существующего вида материи ( развитие звезд ). При популяционном

развитии осуществляется переход от качественных состояний,

характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию

следующего (переход от неживой природы к живой ). Истоком

популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу

ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной

дисциплиной – синергетикой ( Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ).

Перечисленные формы движения материи и их связь с видами

материи и их развитием схватывается в следующих принципах :

1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма

движения;

2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие

формы движения возникают на базе низших;

3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Многообразие видов движения получает единство через такие

всеобщие формы, как пространство и время.

4 ВОПРОС

Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется

с древности. Во всех спорах стоял вопрос в каком отношении

относятся пространство и время к материи. По этому вопросу в

истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы называем

– субстанциональной концепцией; пространство и время трактовались

как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и

независимо от нее ( Демокрит, Эпикур, Ньютон ). То есть делался

вывод о независимости свойств пространства и времени от характера

протекающих материальных процессов. Пространство здесь – пустое

вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно

одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит.

Вторую концепцию называют реляционной ( relatuo – отношение

). Её сторонники ( Аристотель, Лейбниц, Гегель ) понимали

пространство и время не как самостоятельные сущности, а как

систему отношений, образуемых движущейся материей.

В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное

обоснование в виде созданной А.Энштейном теории относительности.

Теория относительности, специальная ее часть, гласит пространство

и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое

пространство – время ( пространственно-временной континиум ). В

свою очередь общая теория относительности утверждает :

пространство и время не существует без материи их метрические

свойства ( кривизна и скорость течения времени ) создаются

распределением и взаимодействием тяготеющих масс.

Таким образом, согласно реляционной концепцией:

Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее

протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия

элементов во всех материальных системах.

Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама

материя дифференцирована, структурована. Если бы мир не имел

сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в

свою очередь на элементы , связанные между собой, то понятие

пространства не имело бы смысла.

Но материальный мир не просто состоит из

структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении,

они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные

качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между

собой качественно различных измерений дает нам представление о

времени.

Время – форма бытия материи, выражающая длительность

существования материальных систем, последовательность смены

состояний и изменений этих систем в процессе развития.

Понятие пространства и времени соотносительны не только с

материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается

структурная координация различных объектов в один и тот же момент

времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих

друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте

пространства.

Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея

качественного многообразия пространственно-временных структур:

развитие материи и проявления новых форм ее движения должно

сопровождаться становлением качественно специфических форм

пространства и времени.

В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-

макро и мега-мире. В живой природе проявляется резкое проявление

левизны, что оценивается как особое биологическое пространство.

Специфично и временная организация живого, речь идет о

биологических часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному

чередованию факторов внешней среды.

Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом,

социально значимыми характеристиками – техника, архитектура

городов формируется людьми и несут на себе их ценности в

определенные исторические эпохи. Социальное время является мерой

изменчивости социальных процессов, и мы видим, что социальное

время постоянно ускоряется.

ВЫВОДЫ

1. На основании категории бытия возможно понимание места человека в

мире. Бытие – все реально сущее.

2. Гносеологическое определение материи как объективной реальности

дополняется субстанциональным аспектом и позволяет удовлетворительно

объяснять окружающий мир.

3. Материя обладает атрибутом движения, пространства, времени,

структурирована.

4. Знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно

подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.