Материалистическая философия не признает наличие души в материи
и объясняет ее активность взаимодействием вещества и полей. Но,
термин “движение” обыденное сознанием понимает как пространственное
перемещение тел. В философии такое движение называется
механическим. Существуют и более сложные формы движения:
физическая, химическая, биологическая, социальная и другие. Так,
например, процессами микромира характеризуются взаимодействиями
элементарных частиц и субэлементарными взаимодействиями.
Галактические взаимодействия и расширение Метагалактики – есть
новые формы физического движения материи, неизвестные ранее.
Все формы движения материи взаимосвязаны. Так, например,
механическое движение ( самое простое), обусловлено процессами
взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлиянием
гравитационных и электромагнитных полей, сильных и слабых
взаимодействий в микромире.
Что же такое движение вообще? Философское понятие движения
обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний
объектов, вызываемых этим взаимодействием.
Движение – это изменение вообще.
Оно характеризуется тем, что
1. неотделимо от материи, поскольку является атрибутом (
неотъемлемым существенным свойством объекта, без которого
объект не может существовать ) материи. Нельзя мыслить
материю без движения, как и движение без материи;
2. движение объективно, изменения в материю может внести лишь
практика;
3. движение – есть противоречивое единство устойчивости и
изменчивости, прерывности и непрерывности,
4. движение никогда не сменяется абсолютным покоем. Покой – это
тоже движение ,но такое при котором не нарушатся
качественная специфика предмета ( особое состояние
движения);
Типы движения, наблюдаемые в объективном мире, условно можно
разделить на количественные и качественные изменения .
Количественные изменения связаны с переносом материи и энергии
в пространстве.
Качественные изменения всегда связаны с качественной
перестройкой внутренней структурой объектов и превращением их в
новые объекты, обладающие новыми свой свойствами. По сути речь
идет о развитии. Развитие – это движение, связанное с
преобразованием качества предметов, процессов или уровней и форм
материи. Развитие разделяется на динамическое и популяционное.
Динамическое – осуществляется как усложнение объектов, через
раскрытие потенциальных возможностей скрытых в предшествующих
качественных состояниях , причем превращения не выходят за рамки
существующего вида материи ( развитие звезд ). При популяционном
развитии осуществляется переход от качественных состояний,
характерных для одного уровня материи, к качественному состоянию
следующего (переход от неживой природы к живой ). Истоком
популяционного движения служит самодвижение материи, по принципу
ее самоорганизации. Проблема самоорганизации решается научной
дисциплиной – синергетикой ( Г.Хакен , И. Пригожин, И. Стенгерс ).
Перечисленные формы движения материи и их связь с видами
материи и их развитием схватывается в следующих принципах :
1. Каждому уровню организации материи соответствует специфическая форма
движения;
2. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие
формы движения возникают на базе низших;
3. Высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.
Многообразие видов движения получает единство через такие
всеобщие формы, как пространство и время.
4 ВОПРОС
Обсуждение вопроса о сущности пространства и времени ведется
с древности. Во всех спорах стоял вопрос в каком отношении
относятся пространство и время к материи. По этому вопросу в
истории философии сложилось две точки зрения. Первую, мы называем
– субстанциональной концепцией; пространство и время трактовались
как самостоятельные сущности, существующие наряду с материей и
независимо от нее ( Демокрит, Эпикур, Ньютон ). То есть делался
вывод о независимости свойств пространства и времени от характера
протекающих материальных процессов. Пространство здесь – пустое
вместилище вещей и событий, а время – чистая длительность, оно
одинаково во всей вселенной и это течение ни от чего не зависит.
Вторую концепцию называют реляционной ( relatuo – отношение
). Её сторонники ( Аристотель, Лейбниц, Гегель ) понимали
пространство и время не как самостоятельные сущности, а как
систему отношений, образуемых движущейся материей.
В наше время реляционная концепция имеет естественнонаучное
обоснование в виде созданной А.Энштейном теории относительности.
Теория относительности, специальная ее часть, гласит пространство
и время зависит от движущейся материи, в природе существует единое
пространство – время ( пространственно-временной континиум ). В
свою очередь общая теория относительности утверждает :
пространство и время не существует без материи их метрические
свойства ( кривизна и скорость течения времени ) создаются
распределением и взаимодействием тяготеющих масс.
Таким образом, согласно реляционной концепцией:
Пространство – это форма бытия материи, характеризующая ее
протяженность, структурность, сосуществования и взаимодействия
элементов во всех материальных системах.
Понятие пространства имеет смысл постольку, поскольку сама
материя дифференцирована, структурована. Если бы мир не имел
сложной структуры, если бы он не расчленялся на предметы, а те в
свою очередь на элементы , связанные между собой, то понятие
пространства не имело бы смысла.
Но материальный мир не просто состоит из
структурнорасчлененных объектов. Эти объекты находятся в движении,
они представляют собой процессы, в них можно выделить определенные
качественные состояния, сменяющие одно другое. Сравнение между
собой качественно различных измерений дает нам представление о
времени.
Время – форма бытия материи, выражающая длительность
существования материальных систем, последовательность смены
состояний и изменений этих систем в процессе развития.
Понятие пространства и времени соотносительны не только с
материей, но и друг с другом: в понятии пространства отражается
структурная координация различных объектов в один и тот же момент
времени, а в понятии времени – координация длительности сменяющих
друг друга объектов и их состоянии в одном и том же месте
пространства.
Из реляционной концепции пространства и времени вытекает идея
качественного многообразия пространственно-временных структур:
развитие материи и проявления новых форм ее движения должно
сопровождаться становлением качественно специфических форм
пространства и времени.
В неорганической природе свойства материи варьируются в микро-
макро и мега-мире. В живой природе проявляется резкое проявление
левизны, что оценивается как особое биологическое пространство.
Специфично и временная организация живого, речь идет о
биологических часах. Они позволяют приспособиться к ритмичному
чередованию факторов внешней среды.
Социальное пространство обладает особым человеческим смыслом,
социально значимыми характеристиками – техника, архитектура
городов формируется людьми и несут на себе их ценности в
определенные исторические эпохи. Социальное время является мерой
изменчивости социальных процессов, и мы видим, что социальное
время постоянно ускоряется.
ВЫВОДЫ
1. На основании категории бытия возможно понимание места человека в
мире. Бытие – все реально сущее.
2. Гносеологическое определение материи как объективной реальности
дополняется субстанциональным аспектом и позволяет удовлетворительно
объяснять окружающий мир.
3. Материя обладает атрибутом движения, пространства, времени,
структурирована.
4. Знание категорий бытия, материи и ее атрибутов позволяет грамотно
подходить к научному исследованию в качестве инженера и ученого.
Страницы: 1, 2, 3