природа обладает способностью разрушения "первого" бытия, что
делает ( при известных обстоятельствах ) физическое существование
человека невозможным.
В рамках природного бытия необходимо выделить человеческое
бытие. В нем пересекаются 1). бытие человека в мире вещей как
мыслящей вещи, 2). бытие человека как индивида, особи,
принадлежащей роду HOMO SAPIENS, 3). бытие человека как социального
существа в рамках бытия общества.
Человек, как целостность, есть единство физического, природного
и духовного. Диалектическое сочетание этих характеристик определяют
его существование.
Духовный мири человека характеризуется двояким существованием.
Его можно подразделить на субъективный и объективный дух,
реализуемый через бытие индивидуального духовного и бытие
общественного сознания. Индивидуальное духовное реализуется через
бытие сознания индивида ( идеи, убеждения, ценности, установки,
мотивы, мысли, впечатления, чувства, переживания ), его
бессознательное ( желания, сны, побуждения, патологии) и
неосознанное ( интуиции, наития, откровения).
Бытие общества понимается как реальный процесс
жизнедеятельности людей, центральным моментом которого выступает
практика.
В различных философских воззрениях различаются формы бытия и их
взаимоотношения. Материализм считает основой природное бытие,
субъективный идеализм - субъективное бытие, объективный идеализм за
основу берет объективный дух.
Разнообразие форм бытия предполагает постановку вопроса: что же
объединяет эти формы, можно ли говорить о единстве всего бесконечно
многообразного мира.
Идея такого единства приводит к представлению об общей основе
всего существующего, обозначаемой категорией субстанция. Эта
категория фиксирует внутреннее единство всех вещей, явлений,
процессов, первооснову, не от чего независящую, причину всего и
вся, единство сущности и существования.
Философские учения, объединяющие единство мира, исходя из одной
субстанции относятся к монизму. Монизму противостоит дуалистическая
трактовка мира, исходящая из идеи существования двух субстанций. В
зависимости от того, какой сфере бытия приписывается первичность
(природа или дух, материя или сознание), различают
материалистический и идеалистический монизм, а философов относят к
материалистам или идеалистам. Оба течения имеют в равной степени
имеют фундаментальное философское обоснование. Поэтому современная
мысль, осмысливая по-новому идею субстанции приходит к принципу
целостности всего материально-духовного процесса. В нем потенции
субстанции актуализируются в процессе развития мира. Однако
общечеловеческий опыт, принцип научности при его усвоении позволяют
выделить философское понятие "материи".
2 ВОПРОС
Вопрос о сущности понятия "материя" затрагивает основы любого
развитого мировоззрения.
Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом
развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления
в древнегреческих философских учениях ( Фалеса, Анаксимена,
Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные
стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось
модификацией этих стихий.
Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления.
Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их
свойств, в том числе со свойством неделимости ( Бекон, Локк ).
Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи
достигло в трудах французских материалистов 18 в. Ламетри,
Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 - 18
в. Трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя". В
условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и
гаранта бытия озабоченность человека об основаниях существования
мифа снималась в категории "материя". С помощью ее обосновывалось
как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен
самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем
обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность,
непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция - атрибутами
движения, пространства времени, и наконец способностью вызывать
ощущения ( Гольбах ).
Третий этап - философско-гносеологическое представление о
материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в
начале ХХ века. Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости
материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов -
разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия "поля"
описывало новое состояние материи отличное от вещества.
Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение
атомистическо-механической картины мира было названо "кризисом в
физике". Рушиться наука, поскольку "материя исчезает" считали
ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не
наука, а старый предел понимания мира. Картина мира усложнилась,
следовательно наука испытывает кризис, а с него и
материалистическая философия.
Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в
естествознании и диалектико-материалистического понимания материи
философии.
Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность
как данная человеку в его ощущениях, которые копируются,
фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя
независимо от них. В этом определении признак существования
отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А
такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и
то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием
чувственных вещей, а функция обоснования их бытия приписывается
материи. В этом и методологическое значение определения. Названная
нами формулировка определения материи называется гносеологическим,
поскольку содержит элемент связи объективной реальности с
сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое
понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с
конкретным строением материи, но и неспособна охватить все
многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает
рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.
В этом случае атрибутами ( неотъемлемыми свойствами материи
являются: структурность, системность, воздействие, движение,
самоорганизация, пространства, время и отражения ).
Все объекты материального мира, как и духовного могут быть
рассмотрены как системы. Материальные системы - это системы
предметов, объекты вещей. Духовная система - это система ценностей
идеалов.
Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.
Материальный мир делится на три сферы : неживая природа, живая
природа и социум ( или типы материальных систем : неорганическую,
органическую и социальную).
Неживая природа представлена уровнями :
а) субмикроэлемнтарный;
б) микроэлементарный;
в) ядерный;
г) атомарный;
д) молекулярный;
е) макротел ( соизмеримых человеку величин);
ж) планет;
з) систем планет;
и) галактик;
к) систем галактик;
л) метагалактик;
м) вселенной, мира в целом.
Живая природа имеет свои уровни :
а) доклеточный (ДНК,РНК,белки);
б) клеточный – клетки;
в) многоклеточный – многоклеточные организмы;
г) надорганизменный – виды популяции, биоценозы, биосфера.
В рамках биосферы начинает развиваться свободный тип
материальной системы – человеческое общество.
Социум представлен такими уровнями :
а) индивид;
б) семья;
в) коллективы;
г) социальные группы;
е) этносы, нации, племена, расы;
ж) государства;
з) союзы государств;
и) общества, человечество в целом.
На разных уровнях материи мы сталкиваемся с особенностями
проявления просранственно-временных отношений, различными видами
движения.
3 ВОПРОС
Философов всегда волновал вопрос о бесконечном многообразии
материальных форм. Откуда и как оно произошло? Высказывалось
предложение, что это многообразие есть результат активности
материи. Большинство мыслителей идеалистического направления
объясняли активность вмешательством Бога, одушевляли материю.
Страницы: 1, 2, 3