Философский анализ тенденций современного научного знания делает мало
вероятным (но не исключает) вывод о жесткой привязанности мышления к
мозгу. Именно из-за этого "крайний пессимист" отрицает возможность наличия
интеллекта у кибернетического устройства.
Он безоговорочно связывает мышление с одним, строго определенным
субстратом - человеческим мозгом, и не приемлет попытки определения
мышления без связи со структурой мыслящей системы. По его мнению это
есть сведение мышления только к информационной стороне, в то время как
мышлением называют возникшую у биологических существ способность. Таким
образом, мышление можно назвать только то, то осуществляется только
мозгом человека, но это не является приемлемым решение проблемы.
Разумеется, мышление есть функция высокоорганизованной материи и
определено структурой системы. Но с гносеологической точки зрения
знание функции выводится из знания структуры, а знание структуры
является выводом из все более полного изучения способов
функционирования.
Если представить себе множество различных систем, осуществляющих
функцию мышления, то именно выявление инвариантного аспекта этих
систем и будет раскрытием той структуры, которая лежит в процессе
мышления. Конечно может оказаться, что эта структура жестко связана со
строго определенным субстратом, но этот тезис должен являться
результатом научного исследования, а не исходной предпосылкой.
Вопрос о жесткой связи мышления со строгоопределенным
субстратом связан с вопросом о роли субстратных методов вообще. Не подлежит
сомнению ведущая роль в современном естествознании функционально-
структурных методов. Пока наука имела дело с непосредственно ощущаемыми
объектами, она могла исходить из субстратной точки зрения. Суть ее
заключается в том, что объект обладает набором характеристик, выражающим
его природу, свойства того материала, из которого он сделан. Зная эти
характеристики можно изучить поведение объекта. Материал, субстрат
первичен; движение, поведение вторично. Эта точка зрения образует
содержание так называемого мифического субстанционализма.
Уже в 19 веке ограниченность этой концепции была вскрыта
диалектическим материализмом, показавшим, что лишь в движении тело
обнаруживает, что оно есть..Познание различных форм движения и есть
познание тел. Отсюда, разумеется, не следует, что только движение
существует и никакого субстрата нет вообще. Отсюда следует лишь
неправомерность употребления отношения первичности-вторичности для
характеристики связи движения (поведения) и субстрата в плане их
реального существования.
Отсюда следует также, что в гносеологическом плане поведение
действительно первично по отношению к субстрату и познание
субстрата не содержит ничего иного, кроме непрерывно расширяющихся способов
изучения объектов.
Диалектико-материалистическая концепция мышления понимает последнее
как свойство особым образом высокоорганизованной материи. В ней не
содержится никаких ограничений в отношении специфических
характеристик и открывает необозримые перспективы на пути исследования
этих характеристик. Кибернетика достигает на этом пути некоторых
результатов.
4. ПУТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И МЫШЛЕНИЯ
В наши дни, идущие под знаком ускорения научно-технического
прогресса, автоматизация интеллектуальной деятельности становится
насущной проблемой.
Согласно положению специалиста по кибернетике И.А.Полетаева мы
вступаем в эпоху "пересечения кривых". Экстраполируя на
обозримое будущее современные тенденции развития общества можно прийти к
парадоксальным результатам. Сейчас число лиц, занятых в сфере
управления и обслуживания растет быстрее, чем число лиц,
непосредственно занятых в производстве. Причем происходит это так
быстро, что через некоторое время количество людей, занятых в
непроизводственной сфере и, в частности, в науке будет близко к общей
численности населения Земли.
Cтремительное увеличение потока перерабатываемой информации там, где
раньше ее почти не было(торговля, банковское дело), также приведет к
значительным изменениям в методах работы и потребует автоматизации, а
возможно и интеллектуализации.
Под интеллектом будем понимать способность любого организма (или
устройства) достигать некоторой измеримой степени успеха при поиске одной
из многих возможных целей в обширном многообразии сред. Будем отличать
знания от интеллекта, имея в виду, что знания - полезная информация,
накопленная индивидуумом, а интеллект - это его способность предсказывать
состояние внешней среды в сочетании с умением преобразовывать каждое
предсказание в подходящую реакцию, ведущую к заданной цели. По-
разному дается и определение искусственного интеллекта. Полагают, что
о реализации тогда, когда автомат начнет решать задачи, непосильные для
человека, причем сделает это не в результате высокого быстродействия,
а в результате применения нового найденного метода. Однако не все
с этим согласны. В большинстве случаев на нынешнем начальном этапе
исследований по искусственному интеллекту лишь соизмеримыми с
результатами, полученными человеком, и не столь оригинальными.
Принято различать три основных варианта моделирования интеллекта и
мышления :
-классический, или (как его теперь называют) бионический;
- эвристического программирования;
- эволюционного моделирования.
Рассмотрим их в этой последовательности.
Бионическое моделирование. Непосредственное моделирование
человеческого мозга (т.е. моделирование каждой нервной клетки и связей
между ними) с целью создания автоматов, обладающих интеллектом,
чрезвычайно сложно. Мозг представляет собой самую сложную и лишь
частично изученную структуру. Сложнейшее переплетение связей коры
головного мозга практически не поддаются расшифровке. Известно лишь
примерное расположение зон мозга, отвечающих за ту или иную функцию. В
настоящее время не известен и принцип работы мозговых элементов
нейронов, многочисленные связи которых имеют внешне хаотический
характер. Попытки смоделировать работу головного мозга соединением
между собой множества процессоров подобно нейронной сети, показали,
что некоторое увеличение скорости и потока обрабатываемой информации
идет лишь до уровня одного - двух десятков процессоров, а затем
начинается резкий спад перестают контролировать ситуацию или проводят
большую часть времени в ожидании соседа. Некоторых успехов удалось
добиться лишь в приборах, работающих в "двумерном варианте",
т.е. обрабатывающих не последовательную, а параллельную информацию,
например в системах распознаваниях образов. В них одна плоскость данных
одновременно взаимодействует с другой, причем количество единиц
информации может достигать нескольких миллионов. Таким образом происходит
единовременный охват изучаемого объекта, а не последовательное изучение
его частей.
Эвристическое программирование. Второй подход к решению задачи
искусственного интеллекта связан с эвристическим программированием и
решает задачи, которые в общем можно назвать творческими.
Практичность этого метода заключается в радикальном уменьшении
вариантов, необходимых при использовании метода проб и ошибок.
Правда, всегда существует вероятность упустить наилучшее решение,
так что говорят, что этот метод предлагает решения с некоторой
вероятностью правильности.
Обычно используют два метода : метод анализа целей и средств и метод
планирования. Первый заключается в выборе и осуществлении таких
операций, которые последовательно уменьшают разницу между исходным и
конечным состоянием задачи. Во втором методе вырабатывается
упрощенная формулировка исходной задачи, которая также решается методом
анализа целей и средств. Один из полученных вариантов дает решение
исходной задачи.
Эволюционное моделирование. Третий подход является попыткой
смоделировать не то, что есть, а то, что могло бы быть, если бы
эволюционный процесс направлялся в нужном направлении и оценивался
предложенными критериями.
Идея эволюционного моделирования сводится к экспериментальной
попытке заменить процесс моделирования эволюции. При моделировании эволюции
предполагается, что разумное поведение предусматривает сочетание
способности предсказывать состояние внешней среды с умением подобрать
реакцию на каждое предсказание, которое наиболее эффективно ведет к
цели.
Этот метод открывает путь к автоматизации интеллекта и
освобождению от рутинной работы. Это высвобождает время для
проблемы выбора целей и выявления параметров среды, которые
заслуживают исследования. Такой принцип может быть применен для
использования в диагностике, управлении неизвестными объектами, в игровых
ситуациях.
Итак, существуют три пути моделирования интеллекта: бионический,
эвристический и эволюционный. В зависимости от использованных средств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5