Рефераты. Философский аспект проблемы взаимодействия интеллектуальных систем






Но (и в этом смысл аргументов Джемса) с логической точки зрения эта связь

не означает то, что мозг есть орган мысли; любые данные

физиологии доказывают лишь наличие соответствия и не более того.

Высшим судьей научных концепций всегда в конечном счете является

практика. Если мы можем доказать правильность нашего понимания

данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из

его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, то

кантовской неуловимой "вещи в себе" приходит конец. Этот аргумент

искусственного воспроизведения отсутствовал в традиционной философии и

кибернетика дает его независимо от исхода споров о возможности создания

искусственного интеллекта, сравнимого с человеческим.

На основе уже достигнутого можно утверждать, что целый ряд функций

мышления, ранее считавшихся исключительным достоянием живого мозга,

искусственно воспроизводится кибернетическими устройствами. В этом

заключается огромной важности философский результат кибернетики,

констатировать который можно уже сегодня.

Итак, конкретно-научное обоснование материалистической концепции

мышления, практическое доказательство того, что мышление есть

функция высокоорганизованной материальной системы - важнейшее философское

завоевание кибернетики. Но кибернетика идет дальше и ставит вопрос,

вместе с которым мы попадаем в пучину споров, вопрос о возможности

"искусственного интеллекта", "машинного мышления", "кибернетического

разума" и т.д. Здесь обнаруживается полный спектр взглядов, начиная от

"крайне оптимистических" до "крайне пессимистических" на возможность

возникновения мыслящих машин. Аргументация в пользу пессимистического

взгляда обычно двоякая : либо авторы исходят из особой

субстанционной природы мышления, либо из особой качественной его

специфичности. Правда не совсем ясно, чем отличается первое от второго.

Представляется наиболее разумной позиция, которую можно назвать

"умеренно оптимистической": не сегодня нет непреодолимых,

принципиальных преград на пути создания искусственных устройств,

обладающих интеллектом. Но на этом пути стоят огромные трудности, отнюдь

не уменьшающиеся с бурным развитием кибернетики (например машинный

перевод), хотя лет 10 назад большинство специалистов рисовали самые

радужные перспективы на самое ближайшее будущее; но задача оказалась

на много сложнее, чем это показалось вначале. Кроме того, нет оснований

считать, что непреодолимые препятствия не появятся в будущем.

Имеющееся у нас знание включает в себя как совокупность

научных теорий и эмпирических сведений, так и общефилософские принципы.

Из имеющихся научных теорий и эмпирических данных "крайне

пессимистический" вывод не следует. Аргументы против возможности

искусственного интеллекта, основанные на имеющихся научных теориях и

эмпирических данных, могут быть указании на какие-нибудь определенные

действия мышления, которые неспособно выполнить никакое

кибернетическое устройство. Однако все такие аргументы были опровергнуты в

ходе развития кибернетики. Более того, существует теорема МакКаллока

Питса, сводящая вопрос о выполнении любой функции головного мозга к

вопросу о познаваемости этой функции. Не становясь на позиции

агностицизма трудно быть приверженцем "конкретных" аргументов.

3. ИДЕЯ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА.

Идея искусственного интеллекта часто объявляется механистической на

том основании, что работа ЭВМ управляется законами электродинамики,

и, значит, здесь происходит сведение высшего (мышления) к низшему

(физическим процессам в ЭВМ). Однако исходная посылка неверна.

Работа ЭВМ отнюдь не управляется законами электродинамики.

Этими законами управляется работа отдельных элементов машины. По

физическим законам ЭВМ работает только в том смысле, то она,

скажем, преобразует электрическую энергию в тепло. Ведь сущность

работы состоит не в этом преобразовании, а в том, что она производит

определенные арифметико-логические операции. Машина имеет дело с

информацией и работает по законам преобразования информации, т.е. по

законам кибернетики. Поэтому, если рассматривать эти процессы с

позиции механизма, неизбежно оказываешься на позициях механицизма,

т.к. происходит сведение более сложных процессов переработки информации к

более простым. Это то же самое, что сказать, будто работа мозга

сводится к биохимическим и биофизическим процессам. На самом деле эти

процессы происходят на уровне нервных клеток, а на уровне процессов

переработки информации действуют другие законы, закономерности которых

отнюдь не эквивалентны.

С этой точки зрения и работу ЭВМ надо рассматривать как работу

системы по переработки информации. Тезису искусственного интеллекта

приписывается также и отрицание идеального характера сознания и обвинение

в вульгарном материализме. Можно показать, то это не так.

Не касаясь вопроса о структуре информации, представляющей

собой меру упорядоченности процесса и составляющей его внутреннее

достояние, мы охарактеризуем внешнюю или относительную информацию,

всегда связанную с отношением двух процессов. Пусть имеются процессы А

и В со множеством некоторым образом упорядоченных состояний А1...Аn и

В1...Вn. Если каждому Аi соответствует определенное Вi и отношение

между состояниями А изоморфны состояниям В, то можно сказать, что процесс

В несет в себе информацию о процессе А. Эта информация заключается не в В

ни в А, но существует именно в отношении этих процессов друг к другу.

Взятая сама по себе эта информация столь же объективна и материальна,

как и любые другие свойства и отношения объектов или процессов.

Теперь возьмем множество состояний нашего мозга в процессе

функционирования. Мозг отражает внешний мир, что значит, что между

множеством состояний элементов мозга и множеством состояний внешних

процессов имеется соответствие, т.е. мозг имеет информацию о внешних

процессах. Эта информация заключена и не заключена в мозгу, т.к.

сколько бы мы ни исследовали мозг кроме электрических, химических и др.

характеристик нейронов мы там ничего не обнаружим. Необходимо рассмотреть

связь мозга с внешним миром. Именно в этом и заключена информация,

носителем которой и являются нейроны. Информация, с которой работает

мозг и есть та идеальная сторона в его работе, и таким образом

идеальное не существует в виде особого предмета или субстанции. Оно

существует как сторона деятельности мозга, заключающейся в

установлении связей между множеством состояний внешнего мира и головного

мозга. Идеальная информация человеческого мозга имеет в принципе тот же

характер, что и относительная информация вообще.

На известной ступени исторического развития материи произошел

качественный скачок, в результате которого информация, превратившись в

достояние мозга, приобрела характер идеальной информации. Если мы

признаем у кибернетических систем возможность достижения сложности,

сравнимой со сложностью мозга, то необходимо признать у таких систем

существование у них черт, которые мы называем идеальными.

Ряд авторов объявляет тезис искусственного интеллекта

противоречащим тезису о социальной природе сознания и мышления. Но здесь

скрывается ошибка - отсутствие различия между естественно историческим

зарождением мышления и сознательным воспроизведением его человеком в

универсальной ЭВМ. Во втором случае машина не становится социальным

существом, но человек, поняв сущность мышления, воссоздает его в машине.

Если социальная природа мышления закономерна и познаваема, то она

может быть в принципе искусственно воспроизведена.

Человек, кроме того есть не только природное существо, его

основные характеристики - продукт социального, а не чисто

биологического развития. Это означает, что мышление человека не может

развиваться в изоляции, для этого необходимо, чтобы человек был

включен в общество.

Во-первых, для возникновения мышления необходимо наличие языка,

что возможно лишь в обществе. Во-вторых, с кибернетической точки зрения

"разумность" машины определяется количеством перерабатываемой информации,

поэтому даже мощная система, попавшая в информационно бедную среду, не

может стать достаточно "разумной". Яркий пример - дети, выросшие вне

общества, например в лесу. Для человека необходимым условием его развития

было функционирование в обществе, т.к общество по своим информационным

параметрам является чрезвычайно богатой средой.

Все это дает возможность понять, что тезис об общественной

природе мышления никак не противоречит тезису о искусственном

интеллекте. Кибернетическая система, имеющая достаточную мощность, для

полного использования своих возможностей должна быть помещена в

информационно богатую среду, образовав вместе с создателями некий

симбиоз, называемый "интегральным интеллектом".

Принцип невозможности кибернетического интеллекта жестко привязывает

определенный род функционирования к строго определенному субстрату (мозгу).

Это ставит философскую проблему соотношения функции и субстрата.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.