Рефераты. Философские взгляды представителей Милетской школы






вынянчивании, поэтому он и вначале ни за что бы не выжил, будучи таким

[беспомощным].

АРИСТОТЕЛЬ. О небе, В 13. 295 а 9: Поэтому, если теперь Земля покоится

насильственно, то и вихревое движение, благодаря которому ее части

собрались в центр [космоса], тоже было насильственным. Именно его все

считают причиной, основываясь на [наблюдении вихрей], происходящих в

жидкостях и в воздухе: в них более крупные а более тяжелые тела всегда

устремляются к центру вихря. По мнению всех, кто [в своих космогониях)

порождает Небо [«Вселенную»], это и объясняет, почему Земля собралась в

центр, а причину того, что она остается на месте, им приходится искать

[ниже следует А 26].

АРИСТОТЕЛЬ. Физика, Г 4. *202 Ь 36: [Аристотель приступает к анализу

понятия бесконечного , занимающего главы.4—8 III книги «Физики», и, как

обычно, начинает о изложения и критики взглядов предшественников, которые

должны служить диалектическим аргументом в пользу его собственной

концепции. Свидетельством того, что рассмотрение бесконечного входит в

компетенцию этой [физической] науки, служит тот факт, что вое, кто только

заслуживающим внимания образом занимался натуральной философией, толковали

о бесконечном и вое полагают его неким онтологическим началом, но только

одни, как, например, пифагорейцы и Платон, - о бесконечном в себе, (t. е.)

не как об акциденции чего-то другого (другой субстанции), но как о

самосущей субстанции.

Там же, 203 а 16: А все натурфилософы всегда полагают в качестве

субстрата бесконечного некую иную [отличную от него] естественную

субстанцию , как-то: воду, воздух или промежуточное между ними (тело).

Там же, 203 Ь 4: Логично и то, что все полагают его началом ибо: 1)

оно не может быть всуе; 2) оно не может иметь никакого другого значения,

кроме значения начала. В самом деле, всякая вещь либо начало, либо

[происходит] из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном

случае у него был бы конец . Кроме того, то, что оно не возникло и

неуничтожимо, также [указывает на то, что его следует понимать] как некое

начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и

всякое уничтожение сопряжено о понятиям конца. Поэтому, как мы говорим, у

этого [начала] вот начала, но оно само представляется началом других вещей,

и «все объемлет», и «всем правит», как говорят те, кто не принимает, помимо

бесконечного, иных причин, как-то: ум или дружбу. И оно-то и есть божество,

ибо оно «бессмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр.

[Следует перечисление Пяти источников понятия бесконечности, резюмирующее

взгляды различных философов; третий аргумент (203 Ь 18) — «возникновение и

уничтожение могут быть неиссякаемы только в том случае, если [тело], от

которого отнимается то, что возникает, бесконечно»,—в «Мнениях философов»

приписан Анаксимандру, см. А 14.]

СИМПЛИКИЙ. Комм. к этому месту, 149, 3: Также и среди физиков одни

полагают [началом] единое, другие — многое. У полагающих единое, по его

словам, (можно выделить) два способа порождения из него сущих. Все полагают

это единое чем-то телесным, но одни из них [полагают это единое] одним из

трех элементов; как, например, Фалес и Гиппон — водой, Анаксимен и Диоген —

воздухом, Гераклит и Гиппас — огнем (одну только землю никто не счел

возможным принять за начало вследствие ее неподверженности изменениям), а

некоторые — чем-то отличным от трех элементов: более плотным, чем огонь, но

более топким, чем воздух, или, как од говорит в Другом месте, более

плотным, чем воздух, по более тонким, чем вода. Александр полагает, что

[физик], принявший за начало некую отличную от элементов телесную природу,

— Анаксимандр. Однако Порфирий, исходя из того что Аристотель

противопоставляет принимающих субстратное тело без определений принимающим

один из трех элементов или нечто другое, среднее между огнем и во пухом,

говорит, что Анаксимандр полагает субстратное (без определений) тело

бесконечным, не уточняя его вида [огонь, вода или воздух]; промежуточное же

[тело] Порфирий, как и Николаи из Дамаска, приписал Диогену из Аполлонии.

Но, по-моему, следуя тексту, естественно толковать его не в смысле

противопоставления [неопределенного субстратного] тела трем элементам и

«промежуточному» [телу], но скорее в смысли подразделения на три [элемента,

с одной стороны], и «промежуточное» [тело—с другой]: «Тело-субстрат, —

говорит [Аристотель], — или одно из трех, или другое, которое плотнее огня,

но тоньше воздуха». Правда, его слова о том, что «они порождают прочие

[тела] разреженностью и плотностью», относятся ко всем вышеназванным

[философам] в целом, хотя Анаксимандр, как он сам же говорит, объясняет

возникновение не так, а выделением из бесконечного. Но если он именно его

считал [физиком], принимающим [за начало] тело без определений, то почему

же он привел возникновение путем качественного изменения в качестве их

общего мнения? Их всех объединяет то, что они полагают одно начало, но они

разделяются на две группы в соответствии со способом возникновения. Одни

порождают прочие [тела] из материального единого посредством разреженности

с плотности, как Анаксимен.

Там же, 150, 20: Согласно второму способу, причину [возникновения]

усматривают уже не в превращении материи и объясняют возникновение не

инаковением субстрата, но выделением . Так, Анаксимандр говорит, что

противоположности, содержащиеся в наличии в субстратном бесконечном теле,

выделяются [из него], первым назвав субстрат началом. Противоположности же

суть: горячее, холодное, сухое, влажное и др.

Dubia

ОЛИМПИОДОР. О священном искусство философского камня, гл. 25; Coll.

alch. gr. т. Ill, с. 83 Bertholot: Анаксимандр полагал началом

промежуточное вещество. Под промежуточным веществом я разумею пар или дым,

так как пар есть нечто промежуточное между огнем и землей. Вообще все

промежуточное между горячими и жидкими [веществами] есть пар, а между

горячими и сухими — дым.

Там же, гл. 27, с. 84: И Анаксимандр принимал промежуточное вещество,

то есть дым или пар.

ТЕОФРАСТ. Об огне, §§ 3—4: Пламя как бы постоянно находится в

возникновении и подобно движению. Возникая, оно в то же время погибает, а

когда кончается горючее, то погибает и сам огонь. Именно это имели в виду

древние, когда говорили, что «огонь всегда ищет пищу» — в том смысле, что

без дров он не может существовать.

АХИЛЛ. Введение к «Феноменам» Арата, 4. с. 34, .Т~-12 Maass: То, что

земля остается неподвижной, поясняют на следующем примере, если в надувной

пузырь положить просяное зерно или зернышко чечевицы, а затем надуть его и

наполнить воздухом, то зернышко окажется неподвижным во взвешенном

состоянии в центре пузыря; так и земля, испытывая толчки воздуха со всех

сторон, пребывает неподвижно в состоянии равновесия в центре [космоса]. Или

другой пример: если взять некое тело, привязать к нему со всех сторон {с

обеих сторон} веревки, и дать кому-то тянуть, соблюдая точное равновесие,

то окажется, что, когда его равномерно тянут во все стороны, оно остается

неподвижным. Ксенофан, однако, отрицает, что земля парит в воздухе н т. д.

[следует 21 В 28]. Ср. 12 А 26.

ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ. Историческая библиотека. 1, 7, 1: [По мнению

«авторитетнейших фисиологов», признающих космос возникшим и уничтожимым],

при изначальном образовании всего земля и небо имели единый облик,

поскольку естество их было смешано. Затем, после того как тела [элементов]

отделились одно от другого, космос воспринял все ныне видимое в нем

устройство. При этом воздух приобрел непрерывное движение, причем огнистая

часть его стеклась в самые горные места, поскольку подобной природе в силу

легкости свойственно устремляться вверх, (по этой причине Солнце и прочее

множество светил были вовлечены во всеобщий вихрь), а илистая и мутная

[часть] в сочетании с жидкой консистенцией осела в одно и то же место в

силу тяжести. (2) Непрерывно вращаясь вокруг своей оси и сбиваясь в комок,

она произвела из жидких [частиц] море, а из более твердых — землю,

(поначалу) грязеобразную и совершенно мягкую. (3) Когда же воссиял огонь

солнца, земля сперва затвердела, а затем, поскольку от нагревания

поверхность [ее] забродила, некоторые из влажных веществ во многих местах

вздулись [пузырями], в этих местах возникли гнильцы, покрытые тонкими

оболочками, что и теперь еще наблюдается в топях и болотистых местах, когда

после охлаждения местности воздух внезапно, а не путем постепенного

изменения становится раскаленным. (4) Как только влажные вещества стали

живородить от нагревания указанным образом, (гнильцы] начали по ночам

получать пищу из тумана [в виде росы], выпадающей из окружающего [воздуха],

,а днем отвердевать от жара. Наконец, когда утробные зародыши, вынашиваемые

[в гнильцах - пузырях], выросли до зрелого состояния, обожженные оболочки

растрескались и произошли всевозможные породы животных.

Анаксимен

Анаксимен, также уроженец Милета, слывет у позднейших писателей

учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Время

его жизни приходится, согласно Аполлодору, на период между 585/4 и 525/4 до

Р.Х. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь

небольшой отрывок.

В своей физической теории Анаксимен уклоняется от Анаксимандра в том

отношении, что в качестве первоначала он признает не безграничное вещество

без какого-либо определения, подобно Анаксимандру, а, вместе с Фалесом, -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.