вынянчивании, поэтому он и вначале ни за что бы не выжил, будучи таким
[беспомощным].
АРИСТОТЕЛЬ. О небе, В 13. 295 а 9: Поэтому, если теперь Земля покоится
насильственно, то и вихревое движение, благодаря которому ее части
собрались в центр [космоса], тоже было насильственным. Именно его все
считают причиной, основываясь на [наблюдении вихрей], происходящих в
жидкостях и в воздухе: в них более крупные а более тяжелые тела всегда
устремляются к центру вихря. По мнению всех, кто [в своих космогониях)
порождает Небо [«Вселенную»], это и объясняет, почему Земля собралась в
центр, а причину того, что она остается на месте, им приходится искать
[ниже следует А 26].
АРИСТОТЕЛЬ. Физика, Г 4. *202 Ь 36: [Аристотель приступает к анализу
понятия бесконечного , занимающего главы.4—8 III книги «Физики», и, как
обычно, начинает о изложения и критики взглядов предшественников, которые
должны служить диалектическим аргументом в пользу его собственной
концепции. Свидетельством того, что рассмотрение бесконечного входит в
компетенцию этой [физической] науки, служит тот факт, что вое, кто только
заслуживающим внимания образом занимался натуральной философией, толковали
о бесконечном и вое полагают его неким онтологическим началом, но только
одни, как, например, пифагорейцы и Платон, - о бесконечном в себе, (t. е.)
не как об акциденции чего-то другого (другой субстанции), но как о
самосущей субстанции.
Там же, 203 а 16: А все натурфилософы всегда полагают в качестве
субстрата бесконечного некую иную [отличную от него] естественную
субстанцию , как-то: воду, воздух или промежуточное между ними (тело).
Там же, 203 Ь 4: Логично и то, что все полагают его началом ибо: 1)
оно не может быть всуе; 2) оно не может иметь никакого другого значения,
кроме значения начала. В самом деле, всякая вещь либо начало, либо
[происходит] из начала, но у бесконечного нет начала, ибо в противном
случае у него был бы конец . Кроме того, то, что оно не возникло и
неуничтожимо, также [указывает на то, что его следует понимать] как некое
начало, ибо то, что возникло, по необходимости должно прийти к концу и
всякое уничтожение сопряжено о понятиям конца. Поэтому, как мы говорим, у
этого [начала] вот начала, но оно само представляется началом других вещей,
и «все объемлет», и «всем правит», как говорят те, кто не принимает, помимо
бесконечного, иных причин, как-то: ум или дружбу. И оно-то и есть божество,
ибо оно «бессмертно и не подвержено гибели», как говорит Анаксимандр.
[Следует перечисление Пяти источников понятия бесконечности, резюмирующее
взгляды различных философов; третий аргумент (203 Ь 18) — «возникновение и
уничтожение могут быть неиссякаемы только в том случае, если [тело], от
которого отнимается то, что возникает, бесконечно»,—в «Мнениях философов»
приписан Анаксимандру, см. А 14.]
СИМПЛИКИЙ. Комм. к этому месту, 149, 3: Также и среди физиков одни
полагают [началом] единое, другие — многое. У полагающих единое, по его
словам, (можно выделить) два способа порождения из него сущих. Все полагают
это единое чем-то телесным, но одни из них [полагают это единое] одним из
трех элементов; как, например, Фалес и Гиппон — водой, Анаксимен и Диоген —
воздухом, Гераклит и Гиппас — огнем (одну только землю никто не счел
возможным принять за начало вследствие ее неподверженности изменениям), а
некоторые — чем-то отличным от трех элементов: более плотным, чем огонь, но
более топким, чем воздух, или, как од говорит в Другом месте, более
плотным, чем воздух, по более тонким, чем вода. Александр полагает, что
[физик], принявший за начало некую отличную от элементов телесную природу,
— Анаксимандр. Однако Порфирий, исходя из того что Аристотель
противопоставляет принимающих субстратное тело без определений принимающим
один из трех элементов или нечто другое, среднее между огнем и во пухом,
говорит, что Анаксимандр полагает субстратное (без определений) тело
бесконечным, не уточняя его вида [огонь, вода или воздух]; промежуточное же
[тело] Порфирий, как и Николаи из Дамаска, приписал Диогену из Аполлонии.
Но, по-моему, следуя тексту, естественно толковать его не в смысле
противопоставления [неопределенного субстратного] тела трем элементам и
«промежуточному» [телу], но скорее в смысли подразделения на три [элемента,
с одной стороны], и «промежуточное» [тело—с другой]: «Тело-субстрат, —
говорит [Аристотель], — или одно из трех, или другое, которое плотнее огня,
но тоньше воздуха». Правда, его слова о том, что «они порождают прочие
[тела] разреженностью и плотностью», относятся ко всем вышеназванным
[философам] в целом, хотя Анаксимандр, как он сам же говорит, объясняет
возникновение не так, а выделением из бесконечного. Но если он именно его
считал [физиком], принимающим [за начало] тело без определений, то почему
же он привел возникновение путем качественного изменения в качестве их
общего мнения? Их всех объединяет то, что они полагают одно начало, но они
разделяются на две группы в соответствии со способом возникновения. Одни
порождают прочие [тела] из материального единого посредством разреженности
с плотности, как Анаксимен.
Там же, 150, 20: Согласно второму способу, причину [возникновения]
усматривают уже не в превращении материи и объясняют возникновение не
инаковением субстрата, но выделением . Так, Анаксимандр говорит, что
противоположности, содержащиеся в наличии в субстратном бесконечном теле,
выделяются [из него], первым назвав субстрат началом. Противоположности же
суть: горячее, холодное, сухое, влажное и др.
Dubia
ОЛИМПИОДОР. О священном искусство философского камня, гл. 25; Coll.
alch. gr. т. Ill, с. 83 Bertholot: Анаксимандр полагал началом
промежуточное вещество. Под промежуточным веществом я разумею пар или дым,
так как пар есть нечто промежуточное между огнем и землей. Вообще все
промежуточное между горячими и жидкими [веществами] есть пар, а между
горячими и сухими — дым.
Там же, гл. 27, с. 84: И Анаксимандр принимал промежуточное вещество,
то есть дым или пар.
ТЕОФРАСТ. Об огне, §§ 3—4: Пламя как бы постоянно находится в
возникновении и подобно движению. Возникая, оно в то же время погибает, а
когда кончается горючее, то погибает и сам огонь. Именно это имели в виду
древние, когда говорили, что «огонь всегда ищет пищу» — в том смысле, что
без дров он не может существовать.
АХИЛЛ. Введение к «Феноменам» Арата, 4. с. 34, .Т~-12 Maass: То, что
земля остается неподвижной, поясняют на следующем примере, если в надувной
пузырь положить просяное зерно или зернышко чечевицы, а затем надуть его и
наполнить воздухом, то зернышко окажется неподвижным во взвешенном
состоянии в центре пузыря; так и земля, испытывая толчки воздуха со всех
сторон, пребывает неподвижно в состоянии равновесия в центре [космоса]. Или
другой пример: если взять некое тело, привязать к нему со всех сторон {с
обеих сторон} веревки, и дать кому-то тянуть, соблюдая точное равновесие,
то окажется, что, когда его равномерно тянут во все стороны, оно остается
неподвижным. Ксенофан, однако, отрицает, что земля парит в воздухе н т. д.
[следует 21 В 28]. Ср. 12 А 26.
ДИОДОР СИЦИЛИЙСКИЙ. Историческая библиотека. 1, 7, 1: [По мнению
«авторитетнейших фисиологов», признающих космос возникшим и уничтожимым],
при изначальном образовании всего земля и небо имели единый облик,
поскольку естество их было смешано. Затем, после того как тела [элементов]
отделились одно от другого, космос воспринял все ныне видимое в нем
устройство. При этом воздух приобрел непрерывное движение, причем огнистая
часть его стеклась в самые горные места, поскольку подобной природе в силу
легкости свойственно устремляться вверх, (по этой причине Солнце и прочее
множество светил были вовлечены во всеобщий вихрь), а илистая и мутная
[часть] в сочетании с жидкой консистенцией осела в одно и то же место в
силу тяжести. (2) Непрерывно вращаясь вокруг своей оси и сбиваясь в комок,
она произвела из жидких [частиц] море, а из более твердых — землю,
(поначалу) грязеобразную и совершенно мягкую. (3) Когда же воссиял огонь
солнца, земля сперва затвердела, а затем, поскольку от нагревания
поверхность [ее] забродила, некоторые из влажных веществ во многих местах
вздулись [пузырями], в этих местах возникли гнильцы, покрытые тонкими
оболочками, что и теперь еще наблюдается в топях и болотистых местах, когда
после охлаждения местности воздух внезапно, а не путем постепенного
изменения становится раскаленным. (4) Как только влажные вещества стали
живородить от нагревания указанным образом, (гнильцы] начали по ночам
получать пищу из тумана [в виде росы], выпадающей из окружающего [воздуха],
,а днем отвердевать от жара. Наконец, когда утробные зародыши, вынашиваемые
[в гнильцах - пузырях], выросли до зрелого состояния, обожженные оболочки
растрескались и произошли всевозможные породы животных.
Анаксимен
Анаксимен, также уроженец Милета, слывет у позднейших писателей
учеником Анаксимандра, влияние которого явственно сказывается на нем. Время
его жизни приходится, согласно Аполлодору, на период между 585/4 и 525/4 до
Р.Х. Из его сочинения, написанного ионийской прозой, сохранился лишь
небольшой отрывок.
В своей физической теории Анаксимен уклоняется от Анаксимандра в том
отношении, что в качестве первоначала он признает не безграничное вещество
без какого-либо определения, подобно Анаксимандру, а, вместе с Фалесом, -
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5