Рефераты. Философские взгляды представителей Милетской школы






считает [материальное начало] водой (поэтому он и утверждал, что земля — на

воде). Вероятно он вывел это воззрение из наблюдения, что пища всех

[существ] влажная и что тепло как таковое рождается из воды и живет за

счет нее, а «то, из чего [все] возникает», - это, [по определению], и есть

начало всех [вещей]. Вот почему оп принял это воззрение, а также потому,

что сперма всех [живых существ] имеет влажную природу, а начало и причина

роста содержащих влагу [существ] —вода.

Некоторые полагают, что уже первые богословы, жившие в глубочайшей

древности задолго до нынешнего поколения, держались того же воззрения на

природу, [что и Фалес]: дескать, в своей поэзии они изобразили праотцами

всего возникшего океана и Тефию и [говорили], что боги клянутся водой или,

как они сами (поэты) ее назвали Стиксом: старейшее, [рассуждают

«некоторые»], чтимо всего более, а чтимое всего более — это то, чем

клянутся, (следовательно, «вода» - «старейшее»). Действительно ли это

мнение о природе столь древнее и старое — пожалуй, неясно, однако Фалес,

говорят, высказался о первой причине указанным образом.

Мнения философов, 1, 3 («О началах»), 1 [слова «сей муж… постарше»

отсутствуют у Стобея; вставка Псевдо-Плутарха]: Фалес Милетский утверждал,

что начало сущих [вещей] —вода. (Сей муж считается зачинателем философии, и

по нему была названа ионийская школа: ведь философских преемств было

множество. Изучив философию в Египте, он вернулся в Милет постарше.) Все из

воды, говорит он, и в воду всё разлагается. Заключает он [об этом], во-

первых, из того, что начало всех животных - сперма, а она влажная; так и

все [вещи], вероятно, берут [свое] начало из влаги. Во-вторых, из того, что

все растения влагой питаются и [от влаги] плодоносят, а лишенные [ее]

засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питаются

водными испарениями равно как и сам космос. По этой же причине и Гомер

высказывает о воде такое суждение: «Океан, который всем прародитель».

ИППОЛИТ Опровержение всех ересей, 1, 1: Сообщают, что Фалес Милетский

один из семи мудрецов, первым принялся за философию природы. Он говорил,

что начало и конец Вселенной — вода. Ибо все образуется из воды путем ее

затвердевания (замерзания), а также испарения. Все плавает по воде, от

чего происходят землетрясения,, вихри и движения звезд. И все произрастает

и течет в ладном согласии с природой предка-родоначальника, от которого

все произошло. Богом он считал вот что: «То, у чего нет ни начала, ни

конца».

ГЕРАКЛИТ-АЛЛЕГОРИСТ. Гомеровские вопросы, 22: Влажное вещество, с

легкостью преображаясь (собств. «перелепливаясь») во всевозможные (тела),

принимает пестрое многообразие форм. Испаряющаяся часть его обращается в

воздух, а тончайший воздух возгорается в виде эфира. Выпадая в осадок и

превращаясь в ил, вода обращается в землю. Поэтому из четверицы элементов

Фалес объявил воду наипричиннейшим элементом. Кто ж породил это воззрение?

Разве не Гомер, сказавши: «Океан и т. д.»?

СИМПЛИКИЙ. Коми. к «Физике», 23, 21=ТЕОФРАСТ. Физические мнения, фр. I

Diels (B комментируемом пассаже «Физики» 1, 2. 184 b 15 сл. Аристотель

устанавливает искусственную дихотомическую классификацию всех мыслимых

учений о физических принципах или началах: начало либо одно, либо их

много, и если одно — то либо движущееся, либо неподвижное, и если

движущееся — то либо конечное, либо бесконечное и т. д.): Из тех, кто

полагает одно движущееся начало (их Аристотель называет физиками в

собственном смысле слова), одни считают его конечным как, например, Фалес,

сын Эксамия, милетец, и Гиппон, которого считают безбожником. Они полагали,

что начало — вода, причем на это их навело чувственное восприятие. Так,

теплое живет за счет влажного, умирающее высыхает, сперма всех [живых

существ] влажная, всякая пища пропитана соками. А из чего каждое [существо]

состоит, тем оно и питается. Между тем вода —основа всякой жидкости и то,

без чего не может существовать ни одно [существо]. Поэтому они приняли за

начало всего воду и объявили, что Земля покоится па воде.

ОН ЖЕ. Комм. к «Физике» 203 а 16 [Платон и пифагорейцы рассматривают

бесконечное как субстанцию, «а все физики всегда полагают субстратом

бесконечного какую-нибудь Другую субстанцию из числа так называемых

элементов, как-то: воду, воздух или среднее между ними»], с. 458, 19:

«Физиками» Аристотель имеет обыкновение называть тех, кто занимается

физическим разделом философии, в особенности же тех из них, кто пользуется

одним только материальным началом или преимущественно им. Указанные физики,

приняв в качество субстрата становящихся вещей материю и рассматривая ее

бесконечность, очевидным образом полагали бесконечное уже не как

субстанцию, а как акциденцию. Одни из них, приняв один какой-нибудь

элемент, полагали его бесконечным по величине, как, например, Фалес — воду,

Анаксимен и Диоген — воздух, Анаксимандр — среднее [между водой и

воздухом]. . .

СЕРБИИ. Комм. к «Энеиде», XI 186 (II, 497, 3): У разных народов

существовали разные виды погребения: вот почему одних закапывают, других

сжигают. .. Фалес, утверждающий, что все рождается из воды, говорит, что

тела следует закапывать, дабы они могли разложиться на влагу.

Мнения философов (Стобей) 1, 17, 1 («О смеси и слиянии»): Фалес и его

последователи считают слияние смешением элементов, привозящим к

качественному изменению.

АРИСТОТЕЛЬ. О небе, II, 13, 294 а 28 [Причина неподвижности Земли:

одни, подобно Ксенофану, говорят, что «она уходит своими корнями в

бесконечность»]: Другие говорят, что [Земля] покоится на воде. Это

древнейшая теория [неподвижности Земли], которую мы унаследовали по

преданию: говорят, что ее высказал Фалес Милетский. Она гласит, что [Земля]

остается неподвижной потому, что она плавает как дерево или какое-нибудь

другое подобное [вещество] (ни одному из них не свойственно по природе

держаться на воздухе, а на воде свойственно), — как будто о воде,

поддерживающей Землю, нельзя сказать того же, что и о Земле. Воде также не

свойственно по природе держаться на весу — она всегда находится на чем-то.

СИМПЛИКИЙ. Комм. к этому месту, 522, 14: [Аристотель] излагает [мнение]

Фалеса Милетского, полагающего, что Земля плавает как дерево на воде или

какое-нибудь другое [вещество), которому по природе свойственно держаться

на плаву и воде. Аристотель возражает против этого мнения. Вероятно, оно

господствовало потому, что такое учение, [выраженное] в форме мифа, имеется

у египтян, и Фалес, вероятно, заимствовал его оттуда [из Египта]. Ср.:

ПЛУТАРХ. Об Исиде и Осирисе 34

ПЛУТАРХ. Пир семи мудрецов, 158 С: Как, по словам Фалеса, при

уничтожении Земли рухнет весь мир, так и прекращение (доставки) пищи

означает развал дома, ибо вместе с пищей уничтожаются огонь очага, очаг,

кратеры, приемы гостей и т. д.

СЕНЕКА. Естественнонаучные вопросы, 1, 13 [Почему реки не иссякают?

Потому что вода — элемент, 1/4 часть Вселенной, ее запасы огромны и

неисчерпаемы). *Добавлю, что она, как говорит Фалес, — могущественнейший

элемент. Этот [элемент] был вначале, полагает он, из него все возникло.

Следующее мнение Фалеса нелепо: он говорит, что земной круг поддерживается

водой и плавает наподобие корабля, а когда говорят, что 3емля] трясется, то

она [на самом деле) качается на волнах по причине подвижности воды.

Неудивительно, стало быть, что влага для порождения рек не иссякает, коль

скоро весь мир целиком во влаге. •Отвергни напрочь это старинное и

неотесанное мнение. И нет никакого основания, чтобы ты, [Луцилий), верил,

будто вода просачивается на поверхность Земли через трещины и образует

придонный сток [собств. «сточные воды на дне корабля», sentinal.

Там же, кн. VI («О землетрясении»), гл. С: О том, что причина

[землетрясений) в воде, говорилось разными [философами] и на разных

основаниях. Фалес Милетский полагает, что вся Земля невесома лежащей под

ней влагой и плавает в ней, как бы ты ее ни называл: Океаном, великим ли

морем, или же чистой от примесей других веществ водой и влажным элементом.

Этими-то волнами, по его словам, и поддерживается круг земной, словно некий

огромный и тяжелый корабль, теми водами, на которые он давит. Излишне

излагать причины, вследствие которых он считает невозможным) чтобы

носителем тяжелейшей части мира был столь тонкий и летучий воздух ибо речь

сейчас идет не о положении Земли, а о колебании.

АРИСТОТЕЛЬ.Одуше,А5.4!1а7:Некоторые говорят ,что душа размешана во

Вселенной* Вероятно, исходя из этого воззрения, Фалес полагал, что все

полно богов. Ср.: *АРИСТОТЕЛЬ. О рождении животных, III, II. 762 а 18—21:

Животные зарождаются в земле и в жидкости, так как в земле содержится вода,

в воде — пневма, а пневма целиком проникнута психическим теплом) так что в

известном смысле «все полно души». Ср. также: ПЛАТОН, Законы, X, 899 В.

АРИСТОТЕЛЬ. О душе, А 2. 405 а 19: [Из предшествующих философов одни

исходят из концепции души как принципа движения, другие — как принципа

ощущения и познания]. Также и Фалес, судя по воспоминаниям [о нем], полагал

душу двигательным началом, раз он говорил, что [маннсийскии]

камень[=магнит] имеет душу, так как движет железо.

Мнения философов, 1, 7, II (Стобой): [«Что есть бог?»] Фалес полагает,

что ^бог — это ум космоса, а Вселенная одушевлена и одновременно полна

божеств; элементарную влагу пронизывает божественная сила, приводящая воду

в движение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.