свойстве информации - она размножается вне зависимости от того, откуда
исходит.
Р.Коэн:
“Мы вправе допустить, что нынешние времена, по крайней мере, в двух
важнейших отношениях отличаются от прошлого. Во-первых, определенный
количественный рост достиг критической точки, за которой, как принято
говорить, количество переходит в качество, рост вступает в некоторую новую
фазу... Вторая жизненно важная характеристика нашего времени... это
всемирный характер социальных и технических проблем, или, как сказал бы
молодой Маркс, обнаружение... (родовой сущности( этих проблем, среди
которых выделяются следующие:
политические и экономические препятствия к тому, чтобы техника
использовалась для ликвидации нищеты; это относится даже к самым
промышленно развитым странам, не говоря уже о странах (третьего мира(, где
бедность ставит людей на грань вырождения;
неспособность социальных наук - и эмпирических исследований в их
историческом аспекте, и исследований современных общественных изменений,
равно как и методологии общественных дисциплин, - решать свои главные
практические и теоретические задачи;
недостатки образования и воспитания во всем мире, препятствующие решению
указанных проблем, мешающие здоровому, творческому пониманию науки и
техники как составной части гуманистического воспитания в эпоху научно-
технического прогресса; это относится и к подготовке специалистов, и к
общему образованию большинства людей (к тому же подготовка специалистов
страдает культивируемым этилизмом);
неспособность многих стран разрешить проблемы своего индустриального
развития за счет использования внутренних ресурсов либо путем справедливого
перераспределения капиталов и ресурсов между развитыми капиталистическими
(а также социалистическими, в первую очередь СССР) странами и странами
“третьего мира”, а также использования избыточного сырья, добываемого в
развивающихся странах (за исключением нефти и некоторых ископаемых руд в
ряде районов планеты);
неспособность научной и технической элиты преодолеть свою национальную
ограниченность, элитаристское сознание, если не считать нескольких
героических исключений (например, Пагуошское движение или ВОЗ), в
особенности это касается неспособности противодействовать идеологическим
наслоениям в науке;
фетишизм науки, идущий параллельно с фетишизмом потребления,
вещизмом”[10].
Комментарий: Р.Коэн попытался в концентрированном виде представить
читателю проблемы современного общества, которые неизбежно станут еще более
значимыми по мере того, как мы будет входить в “информационный век”. Список
из шести пунктов затрагивает многие области человеческой жизнедеятельности,
однако, является далеко не исчерпывающим. Мне кажется, что любой человек
может дописать в него еще по пункту и все равно список будет не полон.
Заключение
В данной разработке я рассмотрел структуру общества, его развитие,
функционирование и проблемы на основе высказываний философов разных эпох.
В 50-70-е годы стало очевидно, что человечество вступает в новую
эпоху, дорогу к которой проложило бурное развитие техники и НТР в целом.
Проблема существования и бытия человека в полностью “технизированном” и
“информатизированном” мире не могла не занимать философов, общества. Таким
образом, информация одновременно определяет и социо-культурную жизнь
человека и его материальное бытие. В этом, по моему мнению, и состоит
принципиальная новизна грядущего общества.
Существует множество концепций, пытающихся объяснить, почему в истории
все происходило так, а не иначе. Основными из них традиционно считаются
“цивилизационная” (авторы - Тойнби, Данилевский) и “формационная”
(знаменитая “пятичленка” Маркса). Первая из них кладет в основу развития
человеческого общества социо-культурные типы, а вторая - производственно-
хозяйственные отношения.
Однако при всем многообразии воззрений на ход исторического развития
можно проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов:
история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно
можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и
“постиндустриальный”;
разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе
рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия
человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или
технику и через информацию);
переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической
революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь,
влечет трансформации в сознании людей;
завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов, уже
наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем является
«информационное общество».
В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной
задачей становится максимально ускорить и упростить передачу информации
между людьми и повысить ее “усвояемость”. Именно поэтому она
стандартизируется и классифицируется с тем, чтобы как можно сильнее
ускорить процесс обработки информационного потока. Этот процесс
воздействует на культуру двояко: с одной стороны, максимально сближаются
духовная и материальная стороны жизни человека, а с другой стороны,
происходит резкое разграничение эмоционального и информационного аспектов
культуры.
. Кроме того, мне хотелось бы отметить, что культура нового общества
представляет собой весьма неоднородную массу, ибо находится в процессе
формирования, завершения которого следует ждать, по всей очевидности, к
середине XXI века.
Любопытно будет рассмотреть бытие человека в новом обществе, разложив
его на отдельные элементы.
Дом и семья. Распад классической “нуклеарной” семья как “ячейки
общества” на сегодня стал реальностью. Единство формы семьи заменяется на
многообразие видов брака и совместного проживания. Естественность этой
тенденции очевидна, и, согласно данным статистики, в США уже сегодня иные
формы брака численно превышают количество “нуклеарных” семей.
Дети и образование. Очевидно, что в настоящее время образование
претерпевает огромные изменения, прежде всего, в плане специализации,
диверсификации и индивидуализации.
Политическая, социальная и общественная жизнь. В этой сфере я
полностью согласен с идеями респондентного телевидения и реализации,
высказанными Дайзардом и Мартином. Несмотря на некоторую утопичность
попыток построения “настоящей” демократии, подобные технические
нововведения служили бы как минимум надежной защитой против попыток
тоталитарного возрождения.
5. Проблемы нового общества
В принципе, вопрос о проблемах затрагивался в каждой части разработки.
Однако я счел уместным вынести его в отдельный параграф. Я привлекаю к
этому внимание потому, что многие авторы (и это доказывают приведенные мною
цитаты) пытались слить воедино три вида проблем: трудности настоящего
момента, трудности перехода к новому обществу и собственно проблемы нового
общества. Проблемы современного мира широко известны: экология, локальные
войны, экономическая пропасть между Западом и странами “третьего мира” и
т.д. Мы уже практически выяснили, что надо делать, но не всегда знаем, как
- то есть остается открытым вопрос технологий. Кроме того, неясен вопрос о
перестройке сознания людей для нового типа мышления.
Список использованной литературы:
1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. [4], с.330
2. В.И. Кузнецов “Что такое бытие”
3. Кан Г. Грядущий подъем: экономический, политический, социальный. [4]
4. Новая технократическая волна на Западе. Под ред. П.С.Гуревича.
М.:Прогресс, 1986.
5. П.А. Сорокин “Социологические теории современности”.
6. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы,
1991.
7. Тоффлер О. Смещение власти: знание, богатство и принуждение на пороге
XXI века. М.: Изд-во АН СССР, 1991.
8. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. №
7-11 за 1982 год.
9. Философский словарь. М.:Политиздат, 1987.
-----------------------
[1] В.И. Кузнецов “Что такое бытие”
[2] П.А. Сорокин “Социологические теории современности”.
[3] Тоффлер О. Третья волна. [5] №7, с. 99
[4] Сколимовски Х. Философия техники как философия человека. [4], с. 242
[5] Этциони А. Масштабная повестка дня. Перестраивая Америку до XXI века.
[4], с. 303
[6] Эллюль Ж. Другая революция. [4], с. 148-151
[7] Белл Д. Социальные рамки информационного общества. [4], с.340
[8] Ясперс К. Современная техника. [4], с. 144
[9] Ясперс К. Современная техника. [4], с. 121
[10] Коэн Р. Социальные последствия современного технического прогресса.
[4], с. 212-219
Страницы: 1, 2, 3, 4