снова и снова изобретать ее. Это тяжкое бремя, но оно вместе с тем
открывает большие возможности для развития индивидуальности, демассификации
личности и культуры. Некоторые, правда, не выдерживают, ломаются или
отходят в сторону. Другие превращаются в постоянно развивающихся,
компетентных индивидов, способных подняться в своей деятельности на новый,
более высокий уровень. Но в любом случае человек перестает быть
стандартным, легко управляемым роботом, каким его изображали писатели
“второй волны”.[3]
Комментарий: Тоффлер одним из первых подметил произошедшие за
последнее время коренные изменения в культуре общества, особенно западного.
Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый
тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации,
унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при
передачи от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой
информации.
Х.Сколимовски:
“Под угрозой излишней инстументализации культура находит различные
противодействия, отдушины. Выход за пределы ограничивающих ее рамок может
быть осуществлен посредством наркотиков или через экскурсы в восточную
философию. Возникновение философии техники - другое противодействие
культуры опасности быть задушенной излишней инстументализацией, ибо,
повторяю, дебаты о природе техники - это споры о будущем человека...”[4]
Комментарий: См. ниже к цитате А.Этциони.
А.Этциони:
“Движение контр культуры еще глубже подорвало рациональное мышление и
легитимацию основного проекта. Оно поставило под вопрос как ценности
плательщиков, высокий жизненный уровень, так и достоинства потребления,
упорного труда и бережливости. Оно открыто и прямо бросило вызов
достоинству отсроченного вознаграждения, самоорганизованности и
рациональности. Оно возвысило до уровня добродетели психологическое
удовлетворение от небольшой работы, скромного потребления и открытых
отношений с другими, природой и самим собой, отношений, не измеряемых
вещами. Подлинный рост усматривают не в экономике, а в гармоничных
отношениях и более глубоком понимании себя и других. В какой бы то ни было
форме - (цвет детей(, культура наркотиков, (коммуны(, определенные культы -
контркультура видела в непосредственном удовольствии, в свободном
проявлении порывов, в нерациональном или иррациональном поведении, в заботе
скорее о личностных, чем производственных нуждах именно ту жизненность,
которую люди теряли в конце длинной цепи рационально скомбинированных
средств, составляющих основу материалистских усилий. Техника, наука и
управление расценивались не лучше, чем экономические стремления. Хотя
наиболее очевидные носители контркультуры - секты хиппи - быстро выгорели и
скоро исчезли, подобно другим крайним сектам в прошлой социальной истории,
их культурный и психологический вклад продолжал существовать. Контркультуру
питало отступление рациональности и видение альтернативного мира”[5].
Комментарий: Две вышеприведенные цитаты трактуют о сравнительно
недавно возникшем явлении “контркультуры”. Однако следует отметить, что во
время разработки этой темы их авторами концепция “информационного общества”
не была еще столь разработана, как сейчас, и вопрос о подавлении,
“обездушении” человека техникой стоял гораздо острее. Контркультура
рождалась как протест именно против механистичности и отсутствия культуры и
вовсе не стремилась стать конкурентом “блип”- или иной информационной
культуре вследствие различной предназначенности.
2.3. Проблемы нового общества
Ж.Эллюль:
“Сегодня мы переживаем феномен, породивший много надежд. Это -
преображение техники. Мне хотелось бы уточнить, что вплоть до 70-х годов
нашего столетия техника была монолитной силой, ориентированной лишь в одном
направлении. Она была действительно системой, и имело только одну мыслимую
цель - рост во всех направлениях, развертывание мощностей, производства и
т.д., хотя некоторые наблюдатели начинали уже ставить под сомнение этот
рост. Сегодня автоматизация и информатизация способны мало-помалу сменить
ориентацию техники. Сама по себе техническая мутация, информатизация
техники, не вызовет никакого изменения в положении пролетариата, неимущих
масс, никакого освобождения человека не принесет, если не будет решимости,
сознательного выбора, воли, способной использовать технику в этом
направлении. Назовем ее политической волей... Информатизация позволила бы
выбраться из технической системы... Но сегодня для этого необходима
подлинная революция по отношению к государству и автономизировавшейся
технике.
На мой взгляд, сейчас... мы вышли к развилке исторического пути, к
месту возможного пересечения между свободным социализмом и кибернетизацией
общества. Дело еще не проиграно. Главное, чтобы мир информатики, пусть даже
самым невинным и немакиавеллистским образом, не стал агентом технической
системы, увенчав свое движение к концентрации, к всепроницающему контролю.
Когда такое кибернетизированное государство “схватится”, как схватывается
ледяная шуга или бетон, то будет, строго говоря, уже слишком поздно”[6].
Комментарий: Данная цитата из работы французского социолога и
политолога Ж.Эллюля свидетельствует о тех трудностях, которые ждут
человечество на пути к информационному обществу. Собственно говоря, эта
проблема - “дамоклов меч”, которые будет вечно висеть над человечеством,
ибо даже в “информационном обществе” опасность появления информатизированно-
бюрократической машины остается.
Д.Белл:
“Сейчас становится все более очевидной угроза полицейского и
политического наблюдения за индивидами с использованием изощренной
информационной техники... Все это элементарно подтверждает один из
старейших... политических трюизмов: когда какое-либо агентство, облеченное
властью, устанавливает бюрократические нормы и стремится, во что бы то ни
стало насаждать их, создается угроза злоупотреблений. Другой не менее
важный момент заключается в том, что контроль над информацией чаще всего
выливается в злоупотребления, начиная с сокрытия информации и кончая ее
незаконным обнародованием, и что, дабы предотвратить эти злоупотрблениия,
необходимы институциональные изменения, прежде всего в сфере
информации”[7].
Комментарий: Мнение Д.Белла перекликается с предупреждение Ж.Эллюля о
возможности срастания информатики и бюрократии в мощную единую систему.
Возможность поставить человека под контроль техники - это второй “дамоклов
меч”, который будет вечно висеть над головами жителей “информационного
общества”.
К.Ясперс:
“Все возрастающая доля труда ведет к механизации и автоматизации
деятельности работающего человека. Труд не облегчает бремя человека в его
упорном воздействии на природу, а превращает человека в часть машины.
Вследствие уподобления всей жизненной деятельности работе машины
общество становится похоже на одну большую машину, организующую всею жизнь
людей. Бюрократия Египта, Римской империи - лишь подступа к современную
государству с его разветвленным чиновничьим аппаратом. Все, что задумано
для осуществления какой-либо деятельности, должно быть построено по образцу
машины, т.е. должно обладать точность, предначертанностью действий, быть
связанным внешними правилами... Следствия этой машинизации проистекают из
абсолютно превосходства механической предначертаннсти, исчисляемости и
надежности. Все, связанное с душевными переживаниями и верой, допускается
лишь при условии, что оно полезно для цели, поставленной перед машиной.
Человек сам становится одним из видом сырья, подлежащего целенаправленной
обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом -
человек, - теперь становится средством... Люди в своей массе уподобляются
песчинкам и, будучи лишены корней, могут быть, поэтому использованы
наилучшим образом. Ощущение жизни служит обычно рубежом между пребыванием
на работе и частной жизнью. Однако частная жизнь становится пустой,
механизируется, и досуг, удовлетворение превращаются в работу”[8].
“Поэтому человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности
собой, либо отказывается от самого себя, чтобы прерваться в функционирующую
деталь машины, не размышляя, предаться своему витальному существованию,
теряя свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и
ограничиться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя самому себе, стать
легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели,
пребывать в плену раз и навсегда данных, непроверенных, неподвижных,
недиалектических, легко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей.
Тот же, кто таит в себе неудовлетворенность, проявляющуюся в вечном
беспокойстве, постоянно ощущает внутренний разлад. Он вынужден всегда
носить маску, менять эту маску в зависимости от ситуации и от людей, с
которыми он общается. Он перестает постигать самого себя, так как, нося
постоянно маску, он, в конце концов, сам уже не знает, кто он”[9].
Комментарий: Ясперс несколько драматизирует ситуацию “удрученности”
человека в новом обществе, но делает это невольно, беря за точку отсчета
сегодняшний или завтрашний день, а не общественные отношения
“информационного века”. И хотя он предупреждает о тех же опасностях, что
Эллюль и Белл, тем не менее, он сгущает краски, забывая о двунаправленном
Страницы: 1, 2, 3, 4