Рефераты. Философские игры постмодернизма






("постмодернистская чувствительность" как установка на восприятие

реальности в качестве хаотически фрагментированной и семиотизированной,

вплоть до постулирования знаково-артикулированного способа существования

как единственно возможного; 2) формирует специфические идеалы и нормы

описания и объяснения мира, рефлексивно осмысленные в постмодернистской

нарратологии и заключающиеся в принципиальном и программном плюрализме, и

идеалы и нормы организации знания, находящие свое выражение в программном

когнитивном релятивизме (поворот от стратегии alterity к стратегии

mutuality (взаимность)), основанном на концепции "заката больших нарраций".

В парадигмальной эволюции постмодернизма могут быть выделены два этапа: 1)

описанная выше постмодернистская классика деконструктивизма,

характеризующаяся крайним радикализмом дистанцирования от презумпций как

классической, так и от неклассической философии, и 2) оформляющаяся в

настоящая время парадигмальная модификация постмодернизма, представляющая

собой результат определенного поворота к пересмотру исходных презумпций

(отчасти связанным с коммуникационным поворотом в развитии философской

проблематики) и могущая быть интерпретирована как своего рода after-

postmodernism. Философский постмодернизм не только обладает парадигмальным

статусом, но и выполняет в современной культуре исконно присущие философии

функции. Прежде всего, в философии постмодернизма шлифуются понятийные

средства, необходимые для адекватного описания втягивающихся в сферу

познания современной культуры неравновесных самоорганизующихся систем (как

в свое время шлифовались в философском языке понятийно-логические средства,

необходимые для описания систем динамических, а потом — развивающихся).

Подвергая мета-теоретическому осмыслению данный процесс, Фуко пишет о том,

что в настоящее время осуществляется формирование нового стиля мышления и,

собственно, новой культуры. По его словам, новый фундаментальный опыт

человечества "невозможно заставить говорить на тысячелетнем языке

диалектики". Конституирующийся в современной культуре новый, нелинейный,

способ видения мира нуждается и в новом языке для своего выражения, однако

на данный момент "новому опыту", по оценке Фуко, "еще только предстоит

найти и язык, который будет для него тем же, чем была диалектика для

противоречия". Подобно тому, как, моделируя в прогностическом режиме —

динамику саморазвивающейся системы, философия 19 в. апеллировала к

абстрактным сферам предметности, являющимся по своему когнитивному статусу

идеальным (теоретическим) конструктом (например, монада в монадологии

Лейбница), — точно так же, моделируя новый тип динамики (нелинейные

самоорганизационные процессы в хаотических аструктурных средах) и

вырабатывая понятийный аппарат для описания подобных динамик, философия

постмодернизма также оперирует идеальными объектами (типа "номадического

распределения сингулярностей", "ризоморфных сред" и т.п. — наибольшей мерой

конкретности в этом контексте обладают такие постмодернистские концепты,

как "письмо" и "текст", поскольку применительно к текстологической версии

постмодернистской философии возможность использования терминологического

тезауруса пост-соссюрианской лингвистики, что делает ситуацию более

прозрачной). Соответственно тому обстоятельству, что искомая терминология

находится в процессе своего становления, философия постмодернизма

демонстрирует целый спектр параллельных понятийных рядов, предназначенных

для описания выходящего за рамки прежней исследовательской традиции

объекта: текстологический ряд, номадологический, шизоаналитический и др.

Кроме того, в силу не окончательной разработанности категориального

аппарата философской аналитики нелинейных процессов, для постмодернизма

характерно использование мифологических образов (типа "тантрического яйца"

в концепции "тела без органов") и тяготение к метафорике. Однако отсутствие

единой терминологии не выступает для постмодернистской рефлексии аргументом

в пользу невозможности констатировать парадигмальное единство

постмодернизма в философской его проекции (С.Сулеймен). В проблемном поле

постмодернизма особое место занимает проблема его соотношения с такими

культурными феноменами, как классика и модернизм. Программно дистанцируясь

от классических презумпций философствования, постмодернизм, вместе с тем,

конституирует особый (и, быть может, единственно возможный) способ

презентированности содержания культурной традиции в духовном пространстве

современности, понятой как "постмодерн"). В общем контексте

постмодернистского переоткрытия времени, констатировавшего тотальное

попадание любого наличного состояния культуры под "власть прошлого", равно

как и в частно-текстологическом контексте постмодернистской концепции

интертекстуальности, согласно которой продукт творчества может быть

интерпретирован не в качестве оригинального произведения, но как

конструкция цитат, можно говорить о том, что постмодернизм задает новый

горизонт представленности в современной культуре идей и текстов

классической традиции. В этом отношении постмодернизм есть, собственно,

способ бытия классики в современную эпоху. Подобная интерпретация проблемы

Классика — Постмодерн, отнюдь не являясь ни общепринятой, ни доминирующей,

тем не менее, обнаруживает себя в постмодернистской рефлексии: от

рассмотрения Ч.Дженксом архитектурного постмодернизма в качестве "нового

классицизма" до стратегии "возврата утраченных значений", предложенной

М.Готтдинером в контексте современной постмодернистской программы

"воскрешения субъекта". В отношении проблемы Модерн — Постмодерн среди

предлагаемых современной постмодернистской рефлексией моделей ее решения

отчетливо конституируются крайние варианты: от видения постмодернизма как

продукта эволюции и углубления презумпций модернизма (А.Гидденс, X.Летен,

С.Сулеймен) до интерпретации его в качестве отказа от нереализованных

интенций модерна (Хабермас); от доминирующей тенденции противопоставления

постмодернизма модернизму (Р.Кунофф, Г.Кюнг, А.Хорнунг, Г.Хоффман и др.

(собственно, по Г.Кюнгу, "постмодерн — это структурирующее проблему

"поисковое понятие", предназначенное для анализа того, что отличает нашу

эпоху от эпохи модерна") до понимания постмодернизма в качестве продукта

"реинтерпретации" модернизма (А.Б.Зелигмен). В постмодернистской рефлексии

оформляется также интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося

проявлением любой радикальной смены культурных парадигм (Д.Лодж, Эко); в

этом отношении постмодернизм рассматривается как своего рода этап в

эволюции культуры: "у каждой эпохи есть свой постмодернизм" (Эко).

Отличительной особенностью классических постмодернистских текстов является

их мета-характер: труды ведущих постмодернистских авторов (т.е. тех, кого

можно было бы отнести к "классикам" постмодернизма, если бы не решительное

отторжение постмодернизмом самой идеи исследовательской традиции как

таковой) отличаются такой особенностью, как интенция к рефлексии, а именно

к экспликации и мета-теоретическому анализу собственных парадигмальных

оснований. В этом отношении такие авторы, как Р.Барт, Бланшо, Бодрийяр,

Дж.Ваттимо, П.Вирилио, В.Вельш, Делез, Джеймисон, Гваттари, Кристева,

Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др., выступают одновременно как классиками, так

и теоретиками постмодернизма, выявляя социокультурные основания и следствия

постмодернистского видения мира. Необходимо отметить и наличие в

современной мета-традиции осмысления феномена постмодернизма отчетливо

очерченной критической ветви (Хабермас, А.Каллиникос и др.). В целом же,

однако, статус постмодернизма в современной культуре может расцениваться не

только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий

тенденции развития современной философии как таковой. Феномен

постмодернизма находится в настоящее время в фокусе философского интереса,

о чем свидетельствует не только большой массив фундаментально-аналитических

работ, посвященных этому феномену, и неуклонный рост их публикации с 1995

по 2000 (авторские исследования таких теоретиков, как Дж.Вард, К.Лемерт,

В.Смарт, 3.Сардар, Д.Харвей, М.Готтдинер, Б.Мак-Хал, Дж.О'Нийл, М.Саруп,

К.Ланкшир, П.Мак-Ларен, А.А.Джироукс, М.Петере и др.; обобщающие труды под

редакцией К.Гелдера, С.Форутона, С.Сима; интегральные сборники

"Postmodernism. ICA Documents" и т.п.), но также и оформляющаяся традиция

популяризации постмодернизма (например, выход в 1997 "A Primer to

Postmodernity" Дж.Натоли; в 1998 — "Postmodernism for Beginning"

К.Аппинганези и Ч.Джерратта). Проблемно-концептуальный поиск философии

постмодернизма реализует себя в русле магистральных направлений развития

современной культуры, ориентируясь на исследование наиболее актуальных

проблем, центрирующих на себе внимание не только гуманитарного, но и

естественнонаучного познания: среди них могут быть названы такие проблемы,

как проблема нелинейности, переосмысление в современной культуре феномена

детерминизма, принципиально новая интерпретация феномена темпоральности и

т.п.

3. Игра в постмодернизме.

Философский стиль Деррида стремится свести воедино игру языка и игру

мысли. Тем самым во многом стирается оппозиция между литературой и

философией, между логическим рассуждением и художественным воображением.

Подобный синтетический стиль - отличительная черта авторов постмодернизма,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.