("постмодернистская чувствительность" как установка на восприятие
реальности в качестве хаотически фрагментированной и семиотизированной,
вплоть до постулирования знаково-артикулированного способа существования
как единственно возможного; 2) формирует специфические идеалы и нормы
описания и объяснения мира, рефлексивно осмысленные в постмодернистской
нарратологии и заключающиеся в принципиальном и программном плюрализме, и
идеалы и нормы организации знания, находящие свое выражение в программном
когнитивном релятивизме (поворот от стратегии alterity к стратегии
mutuality (взаимность)), основанном на концепции "заката больших нарраций".
В парадигмальной эволюции постмодернизма могут быть выделены два этапа: 1)
описанная выше постмодернистская классика деконструктивизма,
характеризующаяся крайним радикализмом дистанцирования от презумпций как
классической, так и от неклассической философии, и 2) оформляющаяся в
настоящая время парадигмальная модификация постмодернизма, представляющая
собой результат определенного поворота к пересмотру исходных презумпций
(отчасти связанным с коммуникационным поворотом в развитии философской
проблематики) и могущая быть интерпретирована как своего рода after-
postmodernism. Философский постмодернизм не только обладает парадигмальным
статусом, но и выполняет в современной культуре исконно присущие философии
функции. Прежде всего, в философии постмодернизма шлифуются понятийные
средства, необходимые для адекватного описания втягивающихся в сферу
познания современной культуры неравновесных самоорганизующихся систем (как
в свое время шлифовались в философском языке понятийно-логические средства,
необходимые для описания систем динамических, а потом — развивающихся).
Подвергая мета-теоретическому осмыслению данный процесс, Фуко пишет о том,
что в настоящее время осуществляется формирование нового стиля мышления и,
собственно, новой культуры. По его словам, новый фундаментальный опыт
человечества "невозможно заставить говорить на тысячелетнем языке
диалектики". Конституирующийся в современной культуре новый, нелинейный,
способ видения мира нуждается и в новом языке для своего выражения, однако
на данный момент "новому опыту", по оценке Фуко, "еще только предстоит
найти и язык, который будет для него тем же, чем была диалектика для
противоречия". Подобно тому, как, моделируя в прогностическом режиме —
динамику саморазвивающейся системы, философия 19 в. апеллировала к
абстрактным сферам предметности, являющимся по своему когнитивному статусу
идеальным (теоретическим) конструктом (например, монада в монадологии
Лейбница), — точно так же, моделируя новый тип динамики (нелинейные
самоорганизационные процессы в хаотических аструктурных средах) и
вырабатывая понятийный аппарат для описания подобных динамик, философия
постмодернизма также оперирует идеальными объектами (типа "номадического
распределения сингулярностей", "ризоморфных сред" и т.п. — наибольшей мерой
конкретности в этом контексте обладают такие постмодернистские концепты,
как "письмо" и "текст", поскольку применительно к текстологической версии
постмодернистской философии возможность использования терминологического
тезауруса пост-соссюрианской лингвистики, что делает ситуацию более
прозрачной). Соответственно тому обстоятельству, что искомая терминология
находится в процессе своего становления, философия постмодернизма
демонстрирует целый спектр параллельных понятийных рядов, предназначенных
для описания выходящего за рамки прежней исследовательской традиции
объекта: текстологический ряд, номадологический, шизоаналитический и др.
Кроме того, в силу не окончательной разработанности категориального
аппарата философской аналитики нелинейных процессов, для постмодернизма
характерно использование мифологических образов (типа "тантрического яйца"
в концепции "тела без органов") и тяготение к метафорике. Однако отсутствие
единой терминологии не выступает для постмодернистской рефлексии аргументом
в пользу невозможности констатировать парадигмальное единство
постмодернизма в философской его проекции (С.Сулеймен). В проблемном поле
постмодернизма особое место занимает проблема его соотношения с такими
культурными феноменами, как классика и модернизм. Программно дистанцируясь
от классических презумпций философствования, постмодернизм, вместе с тем,
конституирует особый (и, быть может, единственно возможный) способ
презентированности содержания культурной традиции в духовном пространстве
современности, понятой как "постмодерн"). В общем контексте
постмодернистского переоткрытия времени, констатировавшего тотальное
попадание любого наличного состояния культуры под "власть прошлого", равно
как и в частно-текстологическом контексте постмодернистской концепции
интертекстуальности, согласно которой продукт творчества может быть
интерпретирован не в качестве оригинального произведения, но как
конструкция цитат, можно говорить о том, что постмодернизм задает новый
горизонт представленности в современной культуре идей и текстов
классической традиции. В этом отношении постмодернизм есть, собственно,
способ бытия классики в современную эпоху. Подобная интерпретация проблемы
Классика — Постмодерн, отнюдь не являясь ни общепринятой, ни доминирующей,
тем не менее, обнаруживает себя в постмодернистской рефлексии: от
рассмотрения Ч.Дженксом архитектурного постмодернизма в качестве "нового
классицизма" до стратегии "возврата утраченных значений", предложенной
М.Готтдинером в контексте современной постмодернистской программы
"воскрешения субъекта". В отношении проблемы Модерн — Постмодерн среди
предлагаемых современной постмодернистской рефлексией моделей ее решения
отчетливо конституируются крайние варианты: от видения постмодернизма как
продукта эволюции и углубления презумпций модернизма (А.Гидденс, X.Летен,
С.Сулеймен) до интерпретации его в качестве отказа от нереализованных
интенций модерна (Хабермас); от доминирующей тенденции противопоставления
постмодернизма модернизму (Р.Кунофф, Г.Кюнг, А.Хорнунг, Г.Хоффман и др.
(собственно, по Г.Кюнгу, "постмодерн — это структурирующее проблему
"поисковое понятие", предназначенное для анализа того, что отличает нашу
эпоху от эпохи модерна") до понимания постмодернизма в качестве продукта
"реинтерпретации" модернизма (А.Б.Зелигмен). В постмодернистской рефлексии
оформляется также интерпретация постмодернизма как феномена, являющегося
проявлением любой радикальной смены культурных парадигм (Д.Лодж, Эко); в
этом отношении постмодернизм рассматривается как своего рода этап в
эволюции культуры: "у каждой эпохи есть свой постмодернизм" (Эко).
Отличительной особенностью классических постмодернистских текстов является
их мета-характер: труды ведущих постмодернистских авторов (т.е. тех, кого
можно было бы отнести к "классикам" постмодернизма, если бы не решительное
отторжение постмодернизмом самой идеи исследовательской традиции как
таковой) отличаются такой особенностью, как интенция к рефлексии, а именно
к экспликации и мета-теоретическому анализу собственных парадигмальных
оснований. В этом отношении такие авторы, как Р.Барт, Бланшо, Бодрийяр,
Дж.Ваттимо, П.Вирилио, В.Вельш, Делез, Джеймисон, Гваттари, Кристева,
Лиотар, Мерло-Понти, Фуко и др., выступают одновременно как классиками, так
и теоретиками постмодернизма, выявляя социокультурные основания и следствия
постмодернистского видения мира. Необходимо отметить и наличие в
современной мета-традиции осмысления феномена постмодернизма отчетливо
очерченной критической ветви (Хабермас, А.Каллиникос и др.). В целом же,
однако, статус постмодернизма в современной культуре может расцениваться не
только как определившийся и значимый, но и как во многом определяющий
тенденции развития современной философии как таковой. Феномен
постмодернизма находится в настоящее время в фокусе философского интереса,
о чем свидетельствует не только большой массив фундаментально-аналитических
работ, посвященных этому феномену, и неуклонный рост их публикации с 1995
по 2000 (авторские исследования таких теоретиков, как Дж.Вард, К.Лемерт,
В.Смарт, 3.Сардар, Д.Харвей, М.Готтдинер, Б.Мак-Хал, Дж.О'Нийл, М.Саруп,
К.Ланкшир, П.Мак-Ларен, А.А.Джироукс, М.Петере и др.; обобщающие труды под
редакцией К.Гелдера, С.Форутона, С.Сима; интегральные сборники
"Postmodernism. ICA Documents" и т.п.), но также и оформляющаяся традиция
популяризации постмодернизма (например, выход в 1997 "A Primer to
Postmodernity" Дж.Натоли; в 1998 — "Postmodernism for Beginning"
К.Аппинганези и Ч.Джерратта). Проблемно-концептуальный поиск философии
постмодернизма реализует себя в русле магистральных направлений развития
современной культуры, ориентируясь на исследование наиболее актуальных
проблем, центрирующих на себе внимание не только гуманитарного, но и
естественнонаучного познания: среди них могут быть названы такие проблемы,
как проблема нелинейности, переосмысление в современной культуре феномена
детерминизма, принципиально новая интерпретация феномена темпоральности и
т.п.
3. Игра в постмодернизме.
Философский стиль Деррида стремится свести воедино игру языка и игру
мысли. Тем самым во многом стирается оппозиция между литературой и
философией, между логическим рассуждением и художественным воображением.
Подобный синтетический стиль - отличительная черта авторов постмодернизма,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5