Рефераты. Философские идеи Вернадского






масштабам с другими планетарными процессами, с другой – принципиально

отличная от всего иного – неживого, костного вещества материи. Живое

вещество, как и костное, рассматривается у Вернадского и в планетарных и в

космических масштабах пространства и времени.

Процессы взаимодействия косного и живого вещества в планетарно-

космических масштабах неизменно приковывали к себе научную мысль

Вернадского. Научная картина мир, представленная им, динамична,

существование живого вещества на Земле, его взаимодействие с косным

веществом планеты создает особую оболочку Земли – биосферу. Учение о

биосфере не просто описание сложной совокупности живых организмов. Такого

рода описания существовали и ранее, но именно выделение живого вещества

позволяет рассматривать биосферу как единую планетарно-космическую систему.

Присутствие на Земле живого вещества позволяет по-новому оценить особый

период планетарного развития в космической среде. Живое вещество прерывно и

непрерывно, отдельные организмы еще не отражают качественных свойств живого

вещества.

В своей непрерывности и прерывности живое вещество противоречиво: оно

характеризуется рождением и смертью индивидуумов. Живое вещество, по мнению

Вернадского, специфический поток материи.

Проблема возникновения и развития живого вещества рассматривается, у

Вернадского, в аспекте взаимосвязи единичного и всеобщего в исследованиях

биосферы.

В научном творчестве Вернадского можно найти подтверждение и широкое

применение основных законов диалектики, таких, как единство и борьба

противоположностей, переход количества в качество, отрицание отрицания. В

1926 году он писал: «Если в научной области и идет крушение старых

построений, оно идет благодаря созиданию новых, с ним не совместимых.

Старое не разрушается, но исчезает, расплывается благодаря созданию нового,

и часть этого нового, оказывается, существовала в старом, хотя оно и не

было в нем видно …» [2, стр.83].

В развитии учения о биосфере мысль Вернадского как бы следует за

естественной историей природы планеты. С появлением на Земле человека,

которого ученый включает в состав живого вещества, специфическая оболочка

Земли – биосфера преобразуется новой силой – человеческим разумом. «Человек

глубоко отличается от других организмов по своему действию на окружающую

среду. Это различие, которое было велико с самого начала, стало огромным с

течением времени. Человек, несомненно, проявляется в биосфере своим

питанием и своим размножением так же, как и все другие организмы. Но масса

всего человечества ничтожна по сравнению с массой живого вещества, и прямые

проявления в живой природе его питания и его размножения сравнительно почти

равны нулю. Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет все

вещество, окружающее его, - косное и живое – не только на построение своего

тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование

является уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в

механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до

появления человека.»[6, стр.297-298]. Эта новая стадия в эволюции биосферы

получила название ноосферы.

Основные положения учения о ноосфере

Учение о ноосфере, разработанной Вернадским, представляет собой

выдающееся достижение научной мысли. «Вернадский осознал необходимость

нового мышления, в условиях, когда человеческая деятельность приняла

общепланетарный характер и стала мощной геологической силой, изменяющей

биосферу» [9, стр.41]. В этих условиях, по мнению Вернадского, человек

должен мыслить и действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно

это относится к научной работе, к ученому, несущему полную ответственность

за судьбу биосферы и за будущее человечества.

Ноосферная концепция, основы которой были заложены Вернадским в его

работах 30-х и 40-х годов, адресована современности, сегодняшнему дню. Она

выражает качественно новую ступень в развитии самого естествознания, его

коренного поворота к научному освоению производительных сил природы.

2 Единство биосферы и человека

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и

человечества. «Человечество, как живое вещество, неразрывно связано с

материально – энергетическими процессами, определенной геологической

оболочки Земли – с ее биосферой. Оно не может физически быть от нее

независимым ни на одну минуту»[7, стр.504]. Вернадский в своих работах

раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в

развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического

развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в

ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о

ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым

существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри

природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего,

функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался

показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть

природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только

на среде жизни, но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и

обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние

человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт,

что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические

силы. «...мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас

геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в

научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с

выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм

ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной

научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет

основную роль». [1, стр.26] Так, в последнее время резко меняется отражение

живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции

переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То

есть эволюция видов, сама превратилась в геологический процесс, так как в

процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал:

«Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы». [1, стр.27]

Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения

биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью

посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом.

Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в

ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное

проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение,

по крайней мере, двух миллиардов лет». [1, стр.28]

Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении

человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований.

Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение

естественного геологического процесса противоречила бы самому процессу. Мы

стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера

посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное

состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно-

организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в

биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее

заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области

жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную

массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли

окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы

человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со

скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью

мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

[1, стр.34]

При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может

и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте

отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в

планетном аспекте. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете

событие связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и

культурная связанность человечества только усиливается и углубляется.

«Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно

растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно». [1, стр.88]

Подведем краткий итог:

. Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как

всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном

ее пространстве-времени;

. Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы;

. Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет

эволюционные корни. Ноосфере – это биосфера, переработанная научной

мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и

переходящее геологическое явление.

Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием

сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности,

неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Переломный

момент в истории человечества, о чем сегодня говорят ученые, политики,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.