Рефераты. Философские идеи Вернадского






несколько, причем они развивались независимо друг от друга в течение

столетий, а наука одна для всего человечества.

Положение философии в структуре человеческой культуры своеобразно.

Она связана с религиозной, социально-политической, личной и научной жизнью

неразрывно и многообразно. Огромное число относящихся к ней проблем,

постоянно растущих, непрерывно переход от нее ко всем вопросам обыденной и

государственной жизни, здравого смысла и морали дают возможность принимать

участие в ее работе всякому мыслящему и задумывающемуся над происходящем

человеку.

По мнению Вернадского философии можно и нужно учиться. «Произведения

великих философов есть величайшие памятники понимания жизни и понимания

мира глубоко думающими личностями в разных эпохах истории человечества. Это

живые человеческие документы величайшей важности и поучения, но они не

могут быть общеобязательны по своим выводам и заключениям, так как

отражают, во-первых, прежде всего человеческую личность в ее глубочайшем

размышлении о мире, а личностей может быть бесконечное множество – нет двух

тождественных; и отражают, во-вторых, разработанное свое понимание

реальности; таких пониманий может быть по существу не так уж много; они

могут быть собраны в небольшое число основных типов. Но не может быть среди

них одного единого, более верного, чем все другие. Критерия ясного и

определенного для этого нет и быть не может» [1, стр.106].

Ясно, что философии надо учиться, но нельзя с помощью только учения

сделаться философом, т.к. основной чертой философии является внутренняя,

искренняя работа размышления, направленная на реальность, нас окружающую.

В основе философии лежит примат человеческого разума. Философия

всегда рационалистична, для нее разум есть высшая инстанция, законы разума

определяют ее суждения. Сила философии в ее разнородности и в большом

диапазоне этой разнородности. С ходом времени, росту научного знания,

появлению новых наук и огромному значению новых научных проблем и открытий

разнообразие философских представлений растет в такой степени, в какой

этого никогда не было. Но философ, как утверждал Вернадский, отстает все

больше и больше от философской обработки научного знания. Необходим

философский анализ отвлеченных понятий для научного охвата новых областей.

Наука и философия находятся непрерывно в теснейшем контакте, т.к. в

известной части касаются одного и того же объекта исследования. Граница

между философией и наукой, по объектам их исследования, исчезает, когда

дело идет об общих вопросах естествознания. Такие научные представления

часто называют философией науки. Хотя, по словам Вернадского: «Ученый не

должен выходить, поскольку это возможно, за пределы научных фактов,

оставаясь в этих пределах, даже когда он подходит к научным обобщениям» [1,

стр.111].

Философия неизбежно не выходит за пределы понятий-слов. У нее нет

возможности подходить к понятиям-предметам. В этом основное отличие

логической работы ученого и философа. Наука в отличие от философии при

логическом и методологическом анализе никогда не ограничивается только

словами. Особенно резко это отличие выявляется в области точного

естествознания по сравнению с большой областью проблем гуманитарных наук.

Наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствие.

В то же время наука не может идти так глубоко в анализ понятий, т.к.

философия, которая их создает, опирается не только на научную работу, но и

на анализ разума.

2. Некоторые черты, отличающие работу ученого от работы философа.

Философ принимает слово, определяющее естественное тело, только как

понятие и делает из него все выводы, логически из такого анализа

вытекающие.

Ученый должен быть в курсе творческой ищущей философской работы, но

не должен забывать о ее неполноте и недостаточной точности определения

естественных тел в области, подлежащей ее ведению. Он всегда должен вносить

в выводы философа поправки, учитывая отличие реальных естественных тел, им

изучаемых, от понятий о них, с которыми работает философ. Ученый, логически

анализируя понятие, отвечающее данному естественному телу, непрерывно

возвращается к его предметному научному исследованию (числом и мерой).

Нередко в ходе научной работы ученые возвращаются непосредственно к

пересмотру свойств естественного тела мерой, весом, опытом, описанием и

уточнением наблюдения, тысячи раз на протяжении десятков лет, столетий. В

результате все представления об естественном теле может в корне измениться.

Философ вынужден считаться с существованием простраства-времени, а не

с независимыми друг от друга двумя «естественными телами» - пространством и

временем. Нераздельность пространства-времени есть эмпирическое научное

положение, прочно вошедшее в XX в. в научную работу.

В отличие от ученого, для философа в его работе главное значение в

достижениях науки имеют схематические рационализированные, логические формы

выражения действительности. Только благодаря философскому и математическому

анализу они утончаются и углубляются, принимают новые формы и новую силу

проникновения. Эта критическая, вековая работа философской мысли оказала

огромное влияние на научную мысль, но она по существу захватывает только

небольшую часть научного знания.

1. Проблема пространства и времени.

Одно из самых основных различий в мышлении натуралистов, с одной

стороны, и математиков с другой, это характер пространства. Для математика,

если это оговорено им пространство является бесструктурным. Оно

характеризуется только измерениями. Для естествоиспытателя пустое,

незаполненное пространство, даже если он этого не оговаривает, не

существует. Он всегда мыслит реальное пространство и только с ним имеет

дело. Реальное пространство натуралиста совпадает с той физической средой,

в которой идут наблюдаемые им явления, если он выражает эту среду

геометрически. Говоря о природном, реально существующем, пространстве,

натуралист говорит о геометрическом строении физической среды, чего в

действительности нет – физическая среда разнородна. Натуралист, однако, все

время пытается выразить наблюдаемые им явления так, чтобы найти в них место

идеальному пространству геометрии. Такое реальное, обладающие определенным

геометрическим строением, пространство имеет место во всех физических

явлениях.

По мнению Вернадского реальное пространство натуралиста чрезвычайно

мало отразилось в философской мысли. «Философская обработка реального

пространства определенного строения и замена им вошедшего в философскую

мысль пространства геометра является основной задачей нашего времени» [1,

стр.213].

Одной из самых важных и самых плодотворных идей новой физики XIX – XX

в., основанной на теории относительности, является признание, что время и

пространство неразрывно связаны между собой и неразделимы в природных

явлениях. Если обратится к анализу понятия о времени, бросается в глаза

чрезвычайно характерная черта, связанная с тем, может или не может явление

идти во времени одинаково легко вперед и назад, т.е. является ли процесс

обратимым или необратимым.

Процесс, связанный с характером энергии, приводит к необратимому

процессу – к энтропии, но почти все остальные явления обратимы. Все

ньютоновское представление о структуре мира всецело основано на обратимости

всех физико-химических процессов. Энтропия мира обычно ставится как бы

отдельно от остальных физических явлений, и из необратимости отвечающего ей

процесса не делается неизбежных логических выводов.

Но другое выражение энтропии мира, ее неизменное увеличение с ходом

времени, указывает, что в никаком природном явлении (известным науке)

никогда не будет идти процесс от низшей температуры в высшую температуру

без затраты для этого посторонней энергии, связанной неизбежно при этом с

превращением части этой энергии в тепловое состояние с низшей, чем данная

температура. В результате в «замкнутом» мировом пространстве постоянно и

неуклонно с ходом времени уменьшается количество энергии, способной

производить работу, и увеличивается количество отработанной энергии,

которая не может быть направлена на работу ни одним из известных методов.

1. Проблема пространства и времени в живом веществе.

Время геометрически выражается в виде вектора, причем существует два

случая, резко отличающихся друг от друга:

. Вектор времени полярный, в случае необратимого процесса, когда (если

взять вектор между двумя точками А и В) направление АВ не равно ВА, т.е.

физический процесс идет только в направлении АВ, а назад нет.

. Вектор времени обычный, в случае обратимого процесса, когда процесс

одинаково может идти как в направлении АВ, так и в направлении ВА.

Если говорить о живом веществе, то здесь вообще пространство и время

неразделимы. В связи с этим, изучая явления жизни, идущие в пространстве

определенного строения, необходимо допустить, что время в жизненных

процессах не может иметь строения, противоречащего пространству, с которым

оно неразрывно связано.

Пространство, в котором идут жизненные явления, т.е. существуют живые

организмы является энантиоморфным пространством, т.е. его векторы полярные

и энантиоморфны.

Без этого не может быть дисимметрии, следовательно, в геометрическом

выражении времени, в котором происходят жизненные явления, все его векторы

должны быть, во-первых, полярные и, во-вторых, энантиоморфными. Полярность

в биологических процессах проявляется в том, что они не обратимые. Видеть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.