Рефераты. Философские аспекты взаимоотношений человека и природы в условиях глобального экологического кризиса






на фоне грандиозных достижений естественных наук, техники и технологий.

Новый правопорядок и новая моральная основа человеческого общества-

необходимые условия дальнейшего развития цивилизации, всего человеческого

рода.

За 80 лет до Печчеи и Форрестера,- людей, бесспорно, занимательных,-

Н.Федоров писал: "Итак, мир идет к концу, а человек своей деятельностью

даже способствует приближению конца, ибо цивилизация эксплуатирующая, а не

восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения

конца.".8 В понимании Федорова власть над природой совсем не тождественна

установке покорения природы Ф.Бекона. Она означает такую способность

вмешиваться в естественный ход природных и общественных процессов, которая

обеспечит человечеству его будущность. Иными словами, нужны не слепое

подчинение обстоятельствам и констатация фактов, а попытки конструктивного

решения возникающих коллизий и трудностей, попытки понять тот

общепланетарный порядок, который необходим для продолжения истории

цивилизации. Именно общепланетарный, ибо биосфера и общество это единое

целое, и никакие локальные мероприятия по спасению того или другого не

могут дать удовлетворительного результата.

Сочинение Н.Федорова, которое было процитировано, так и называется

"Философия общего дела". Его в целом можно рассматривать как один из

идейных источников современной системы взглядов о коэволюции общества и

природы. Несмотря на религиозный характер сочинения, основное его

содержание- это поиск конструктивного порядка во взаимоотношениях человека

и окружающей среды. "Власть над природой" в понимании Федорова, это, по

существу, и есть коэволюция биосферы и человека. Но для ее обеспечения

нужны новые знания и новая нравственность- вот основной мотив федоровских

работ и всего того направления мысли, которое мы называем русским

космизмом. Современное отношение и к этому течению вообще, и к учению

Федорова в частности далеко не однозначно. Ряд ученых и философов считали

подобные идеи не более чем утопией, никоим образом не воплотимой в реальной

жизни. Однако нужно отметить, что анализ подобных учений с точки зрения

только исключительно рационалистической, попытка уложить идеи русского

космизма в прокрустово ложе "рационального подхода" не оправдывают себя

изначально. Несмотря на кажущийся утопизм и религиозный характер, течение

русского космизма содержит в себе достаточно интересных идей, которые,

конечно, нужно критически осмыслить и развивать, применительно к условиям

современного общества.

Несмотря на появление представлений о единстве Природы и Человека, их

взаимообусловленности, эти два мира в сознании ученых XIX века еще не были

взаимосвязанными. Таким связующим звеном сказалось учение о ноосфере,

которое начало формироваться В.И.Вернадским в начале нынешнего столетия. К

1900г. им был подытожен опыт многолетних исследований. В результате

возникла новая научная дисциплина: биогеохимия. В книге с таким же

названием Вернадский развернул широкую программу эволюции биосферы с

момента ее возникновения и до настоящего времени. Создание биохимии

естественно поставило новый вопрос - вопрос о месте Человека в этой картине

общепланетарного развития. И Вернадский дал на него ответ. Уже в первые

годы XIXв. он начал говорить о том, что воздействие Человека на окружающую

природу растет столь быстро, что не за горами то время, когда он

превратится в основную геологообразующую силу. И, как следствие, он

необходимо должен будет принять на себя ответственность за будущее развитие

природы. Развитие окружающей среды и общества сделаются неразрывными.

Биосфера перейдет однажды в сферу разума - ноосферу. Произойдет великое

объединение, в результате которого развитие планеты сделается направленным

- направляемым силой разума.

С термином "ноосфера" не все так просто: однозначное толкование его

отсутствует. В целом так принято называть часть биосферы, которая

оказывается под влиянием человека и преобразуется им. Из этого некоторые

авторы делают вывод, что переход биосферы в ноосферу означает лишь

постепенное освоение человеком биосферы. Однако нужно заметить, что

подобная трансформация понятия не является правомерной. Ноосфера

Вернадского - это такое состояние биосферы, когда ее развитие происходит

целенаправленно, когда Разум имеет возможность направить развитие биосферы

в интересах Человека, его будущего.

Из этого логически вытекает и следующее положение Вернадского- об

автоэволюции Человека. Важным путем развития человека есть путь его

саморазвития. Расширяя и углубляя биосферу, раздвигая границы познанного

мира, человек и сам бесконечно развивается и совершенствуется. В противном

случае сложилась бы тупиковая ситуация: достигнув предела заложенных

возможностей, человечество остановилось бы в своем развитии, а

остановившись- погибло. Это положение Вернадского о возможностях и

необходимости саморазвития человека также является важной частью его учения

о ноосфере. Неизбежность дестабилизации биосферы за счет производства

чуждых природе соединений и порождаемых ими геохимических реакций

констатировал ученик В.И.Вернадского академик А.Е.Ферсман. В результате

осознания того, что глобальный характер воздействия человеческой

деятельности на природную среду стал печальной реальностью, было признано,

что неконтролируемое влияние антропогенных факторов на природу достигло

порога ее самозащиты, и возникла идея сознательного управления эволюцией

биосферы (Н.В.Тимофеев-Ресовский, Н.Н.Воронцов, А.В.Яблоков, Н.В.Лазорев,

Д.Бернал и др.). Для разрешения противоречий технического прогресса стали

создаваться программы практических действий, таких, как программы "Римский

клуб", "Global change", "Геосфера- биосфера" и др. Каждая из этих программ

вне ее зависимости от исходных посылок, столкнулась с проблемой соотношения

эволюции природной среды и человеческой культуры.

Современные философы получили в наследство многоплановые разработки

философских отношений Человека и общества к природе. Но сама

разноплановость проблемы не позволяет останавливаться лишь на изучении ее

отдельных сторон. Рассмотрение сложившейся ситуации в комплексе всех ее

составляющих, поиски комплексных выходов из нее. Такова задача, стоящая

сегодня, в конце XX века, перед современными философами и учеными.

Итак, на пороге III тысячелетия человечество ищет достойный ответ на

"экологический вызов", возникший перед цивилизацией XX века. Если в 70

годах шло осознание специфики взаимоотношений общества и природы в условиях

НТР, а в 80 годах вырабатывалась тактика смягчения социальноэкологической

ситуации и "тушения" острых "экологических пожаров" локального и

регионального масштаба, то в 90 годах человечество должно, чтобы

экологически выжить, разработать и приступить к активной реализации единой

глобальной стратегии общемирового развития, обеспечивающей качество

окружающей среды для цивилизации XXI века.

Это тем более важно, что во все времена взаимоотношения между человеком и

природой являлись одним из важнейших факторов, определяющих статус

цивилизации в истории человечества, духовный климат эпохи. И каждая эпоха

добавляла как бы свой штрих в интерпретацию экологической проблемы, в

попытки выявления и использования эффективных путей ее разрешения. Где же

выход из ситуации, когда отрываясь в процессе своего технического, научного

или духовного развития от природы, цивилизации доходит до опасной грани

полного разрыва с ней.

На этот счет существует масса различных точек зрения. Картезианский

подход к отношениям в системе "Человек- Природа" позволил человечеству

считать, что отчужденность от Земли дает право видеть в ней лишь

неодушевленную совокупность ископаемых, - богатств, которые мы вольны

эксплуатировать, как захотим. Это коренная ошибка восприятия и привела нас

к сегодняшнему кризису.

Не менее опасна и другая, полярная позиция так называемых "глубоких

экологов", говорящих о человечестве в терминах болезни. Согласно их

взглядам, люди- это патогены, своего рода вирусы, вид глобального рака,

угрожающего самому существованию земли. Способ лечения один: стереть

человечество с лица Земли. Иначе говоря, они считают, что "мир поражен

раком, и рак этот- сам человек".9

Такова на сегодня картина разброса мнений: от апологетики

вседозволенности до рецептов тотального уничтожения человечества для

выживания Земли. Однако это- крайние точки зрения, и поиск ответа на

волнующие вопросы современности, очевидно, лежит где-то посередине. Сегодня

уже ясно, что на повестке дня настоятельно встал вопрос о как можно более

широкой экологизации общественного сознания. Экологизация общественного

сознания включает в себя формирование экологического сознания в качестве

самостоятельной формы общественного сознания, а также внесение

экологического аспекта во все остальные формы (политическое и правовое

сознание, мораль, искусство, философию и т.д.) и уровни (теоретическое и

обыденное, массовое сознание, идеология и общественная психология)

общественного сознания.

Экологическое сознание- важнейший компонент экологической культуры,

объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности

людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и

природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.