мире, и т.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием
для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком
для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Напротив,
в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену
дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К.провозглашал ее
осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким
правилом, кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка
могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное
к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или
несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только
формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К.не смог: в этике
- вразрез с формальным хар-ом категорического императива- он выдвинул
принцип самоценности каждой личности, кот.не должна быть приносима в жертву
даже во имя блага всего общ-ва; в эстетике - вразрез с формализмом в
понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к.она
возвышается до изображения идеала, и т.д. Прогрессивным было учение К.о
роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ва и учение о необходимости
вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие
международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных
государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на
последующее развитие научной и философской мысли.
20.Фил-ая концепция Гегеля. Система и метод.
Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-
ии. В молодости Г.отличался радикальным образом мышления, приветствовал
фр.революцию, выступал против феодальн.порядков прусской монархии. Реакция,
кот.началась после Венского конгресса , оказала влияние и на Г. Философия
Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне
буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем.буржуазии,
идеологом кот.был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже
революц.тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной
революции в Германии, а с др.- консервативные и реакционные идеи как
результат непоследовательности и трусости нем.буржуазии, ее склонности к
компромиссам с реакционным юнкерством. Анализируя категорию отчуждения, Г.,
хотя и в идеалистической форме , “ухватывает сущность труда”, т.е.многие
важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и
его историю как “результат его собственного труда” , а следовательно,
догадывается о некотоых реальных закономерностях истории. Г.обосновывает
тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное
положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального
мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как
исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.
В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма
Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит
абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум”
или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его
состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная
идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии
чистого мышления”- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе
связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи
в форме “инобытия”, т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не
развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических
категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и
истории (в “духе”) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь
возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах
человеч.сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на
взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее
самопознание. Ценнейшим приобретением философии Г.была диалектика,
изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812-16). Исключительно велик
вклад Г.в теорию познания, в частности большое значение имеет его глубокая
критика созерцательности, кантовского дуализма “вещей в себе” и явлений.
Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права”,
“Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии
истории”. Во всех областях фил-ии он оставил глубокий след, применяя
диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика
Г.была облечена в мистическую оболочку. Идеализм философии Г.привел к
прямой измене его собственным диалектическим идеям (признание завершенности
развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа
развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в
развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и
нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики и др.),
к националистич.предрассудкам и т.д.
21.антрополологич.мат-изм Фейербаха.
Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием
историч.условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала
революц.буржуазн.демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была
критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к
самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от
идеализма вооюще. Заслугой Ф.явл.подчеркивание связи идеализма с религией.
Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики.
Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания
гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию
марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел
увидеть главного его достижения- диалектики. Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-
отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план
сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший”
предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом
вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто
биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и
сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не
отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с
деятельностью субъекта, выцсказывал догадки об общественной природе
человеч.познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел
созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в
понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма.
Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить
антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни.
Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали.
Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как
бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким
образом, религия выступает как “бессознательное самосознание” человека.
Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных
сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф.о соц.и
историч.корнях религии.
22.Фил.понятие отчуждения и его преодоление у Маркса.
Отчуждение- понятие, хар-ее, во-первых, процесс и результаты превращения
продуктов человеч.деятельности (как практической - продукты труда, деньги,
общ-ые отношения и т.д., так и теоретическтой), а также свойств и
способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над
ними; превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они
являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных
жизненных отношений. Маркс, кот.уделил анализу О.большое внимание особенно
в “Экономическо-философских рукописях 1884 года”, “Немецкой идеологии” и в
экономич.ркописях 1857-59, исходит из того, что О.выражает противоречия
определенной ступени развития общ-ва. Оно порождено антагонистическим
разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общ-
ые отношения формир-ся стихийно, выходят из-под контроля людей, а
результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и соц.групп и
выступают как навязанные либо др.людьми, либо сверхъестественными силами. В
центре внимания Маркса - анализ О.труда, при помощи кот.он хар-ет систему
капиталистич.отношений и положение пролетариата. Признание О.труда в
качестве основы всех др., в т.ч.и идеологических, форм О.давало возможность
понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной
общественной жизни. Таким образом, устанавливалась зависимость теории от
практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс
обосновал задачу ликвидации О.путем коммунистического переустройства общ-
ва. В дальнейшем в своих классич.произведениях Маркс вычленяет различные
аспекты О.и обосновывает методологическую роль этой категории для анализа
функционирования и развития всей системы общественных отношений
капитализма.
23.разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.
Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь
Фейербаха, но считал, что человек не только природное сущ-во, а есть
природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6