искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как
литературный, филологический.
15,16.Особенности фил-ии нового времени. Проблема метода познания в фил-ии
новых времен.(эмпиризм и рационализм).
Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном.
Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных,
изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о
сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости
гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,
количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие
теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного
(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и
областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,
опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению
взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли
рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического
познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.
Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.
17.Проблема человека в философии Просвещения.
Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить
недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт,
установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения -
идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки
людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной
догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода
человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время
обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической
каждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой
метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы
гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в
области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение
человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед
человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка
кот.является главной заслугой просвещения. Представители: Вольтер, Руссо.
Вольтер: высиупал сторонником механики и физики Ньютона, признавал сущ-ие
Бога-творца (деизм). Движение природы происходит по вечным законам, но Бог
неотделим от природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он
считал источником знания наблюдение и опыт. Изучение объективной
причинности (“Трактат о метафизике”). Изображал историю человечества как
историю борьбы человека за прогресс и образование. Руссо- признавал
бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира- синтез
духовного и материального). В теории познания придерживался сенсуализма
(направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался
доказать, что одновременно с прогрессом культуры идет падение
нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-
научную форму, заглушают голос природы и разума (все является добрым
поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека).
18.специфика немецкойя классической Ф.
В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции.
Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в
формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.
Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал
концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.
Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали
и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого
познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на
самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование
некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе
("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально
непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию
(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и
критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной
из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль
играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика
классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о
целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о
вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит
какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную
интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса,
антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное
высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из
тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,
существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой
разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна:
1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует
объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в
мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против
идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является
теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.
Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас
от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного
мира.
19.Фил-ая позиция Канта.
И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-
основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так наз-
ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую
гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из
первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии
Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении
- в результате приливного трения- суточного вращения Земли и учение об
относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материал-
ой идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в
формировании диалектики. В фил-их работах “докритического” периода
К.наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма- различие между
основанием реальным и основанием логическим,ввел в фил-ию понятие об
отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и
“духовиднием”. Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-
формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К.к
воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого
разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и
“Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались:
“критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности
природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность
построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой
тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания
и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к
агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по
себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее
возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи
обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется
только в математике и естествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что
внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же
априорные формы,или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза
чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр.,
закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия
субстанций. В разуме, поК., заложено неискоренимое стремление к
безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением
этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или
беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования
неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о
боге, как безусловно необходимом существе. К.считал, что с равной
доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и
конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких
частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и
существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно
необходимое существо- и такого существа нет. Таким образом, разум по
природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако,
противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки- в
ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”,
в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не
свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект
непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для
знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на
кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6