либерализма и демократии, отстаивающих эти два противоположных начала,
является ярким симптомом переживаемого кризиса. Новгородцев показал, как в
течение XIX века разоблачается вера во всемогущество народовластия и
народного суверенитета, заявленная Руссо и Монтескье, и открывается
неспособность народного представительства, референдума, общественного
мнения реализовать в действительности единство свободы и равенства. А
наряду с разоблачением веры в возможность совершенной и безошибочно
действующей государственной организации. Новгородцев изображает упадок
классического либерализма, исходящего из теории индивидуализма. Роль
государства в общественной жизни возрастает пропорционально развенчанию его
земного величия. Либеральный индивидуализм с его требованием
невмешательства государства в частную жизнь терпит практическое поражение,
как и эгалитарная демократия, возлагающая свои надежды на правильную
организацию государства.
Новгородцев связывает кризис правосознания с духом возрождения
естественного права, ибо положительным результатом кризиса является новое
понимание общественного идеала как бесконечной задачи, имеющей смысл
морального требования и предполагающей бесконечное приближение к нему.
Гармония свободы и равенства, представимая лишь идеально, оказывается
императивом нравственного действия, а не планом государственного
устройства. Этот вывод о необходимости применения к области философии права
трансцендентального учения о бесконечной задаче, составляет важнейший
результат исследований Новгородцева. “Общим выходом из этого кризиса я
признал неизбежную замену конечного совершенства началом бесконечного
совершенствования”. Это преодоление веры в построение рая на земле
нисколько, однако, не отменяет реальной ценности права и государства.
Наоборот, только освобождение от утопии совершенствования жизни, только
через ее внешние формы приводит к подлинному историческому “оправданию
права”, ибо показывает его высшее призвание и укорененность в глубинах
духовной жизни.
Анализируя кризис, Новгородцев намечает пути к новому утверждению
философии личности. “Не вера в земной рай, которая оказывается по существу
недостижимым, а вера в человеческое действие и нравственное долженствование
- вот что становится здесь перед нами. Не обетованная земля, а непреклонная
человеческая личность, такова наша последняя опора”.
Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение
права, не сводимое к категориям силы и расчета к закону, как таковому,
возрожденная естественно-правовая доктрина должна была, сменив
позитивистские парадигмы, утвердить нравственное достоинство человека,
наделенного свободой и ответственностью. Поэтому в центре политико-правовой
теории П.И. Новгородцева находилось понятия автономной нравственной
личности.
Новгородцеву удалось выявить связь и проследить развитие целого ряда
значимых идей, без которых невозможно представить себе развитие понятия
правового государства, например идей народного суверенитета и
“суверенитета” личности, свободы и равенства, нравственности и права и
другие. Однако мыслитель был далек от того, чтобы видеть в правовом
государстве идеал, разрешающий все общественные противоречия. Идеальный
общественный строй, воплощенный в истории, есть, по его мнению,
представление, религиозно-эсхатологическое”.
Заключение
Это было время короткого и блестящего расцвета русской мысли, обещавшие
хорошие плоды. Богатство ярких индивидуальностей, необозримое количество
литературы самых разных философских жанров, необычайная популярность
периодических журналов - “Вопросы философии и психологии”, “Логос”, “Новые
идеи в философии” - и обычных в каждом “толстом” издании философских
разделов, общественно-культурная деятельность издательств, наконец,
нескончаемость философских споров в кружках, салонах, различных обществах и
собраниях - все говорило о восприимчивости русского общества к философскому
творчеству и о поощрении последнего. Для русской философии это время было
поистине “золотым веком”.[14]
Как известно, философия есть самосознание эпохи. Она создается особым
слоем людей, имя которых - интеллигенция. Связанная тысячью нитей с
обществом, государством и народом, питаемая прошлым и наличным культуры,
интеллигенция выделяет из своих рядов совсем небольшую группу мыслителей
философов и через них выражает свое видение мира.
В русских условиях другой стороной интеллигентского сознания было
народолюбие, искреннее стремление помочь освобождению народа, пробудить
дремлющие в нем силы. она считала себя ходатаем за интересы народа пред
царем и Богом и вела себя в соответствии с таким представлением. Народ был
почвой, которую следовало неустанно возделывать, чтобы на ней могли вырасти
и расцвести общечеловеческие идеалы. Интеллигенты взывали к народу, шли к
нему, “волновали” и просвещали его, ожидая от него встречи шагов.
Русская либеральная идеология представляла собой довольно сложное
образование. Наряду с европеизированными вариантами, представленными,
в основном, в социологической литературе, сложился иной, сугубо
национальный вариант идеологии, содержание которого определилось
причудливой мозаикой: западническими и славянофильскими мотивами,
интеллектуально -аристократической отстраненностью от народа и несомненным
“народолюбием”, критицизмом в отношении к религии и безусловным почтением к
ней как к жизненной ценности и культурной силе, диффамацией марксизма как
революционного учения и одновременным уважением к его “научно-
реалистическому” содержанию, боязнью революции и желанием воспользоваться
ею для установления парламентаризма, утверждением частной собственности. а
также требованиями правового регулирования социальных отношений. Этот
особенный вид либерализма обозначил свое недолгое существование тремя
знаменитыми сборниками - “Проблемы идеализма” (1902) , “Вехи” (1909)
и “Из глубины” (1918).
решительно оспаривая творческие возможности революционного социализма,
русские либералы достаточно критично оценивали и перспективы классического
буржуазного развития страны. Поэтому либеральная русская интеллигенция была
вынуждена искать некоторый третий не социалистический в понимании
революционных марксистов, и не классический буржуазный - путь развития,
учитывающий живые традиции отечественной культуры, народного быта и
приспосабливающий к ним новый технический, экономический и правовой
западнический фундамент обновленного развития.
Поиск третьего, особого, но не обособленного от мирового культурного
процесса религиозно-национального пути развития страны составил содержание
“русского духовного ренессанса”. Это явление нашей социально-культурной
жизни по своему масштабу и значению может быть сравнено лишь с
однопорядковыми ему славянофильством и западничеством.
В реальной истории России конца XIX - начала XX в., когда косность
старого слоя и нетерпение революционеров подводили страну к революционному
развитию, этот третий путь был возможной альтернативой грядущему октябрю.
Столкновение приверженцев особого пути и сторонников революционного
социализма - вот основное социокультурное противоречие, отражение которого
образовало богатый спектр содержания русской мысли этого периода.
Список использованной литературы
1.Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли
России второй половины XIX - начала XX в. (Б.Н. Чичерин) Изд-во Московского
университета 1975 г.
2. Волчек Е.З. Философия: Учебное пособие. Второе, исправленное,
издание - Лен.: НПЖ “Плюсминус”, № 1-2, 1995 г. - 295 с.
3. Власть и право: Из истории русской правовой мысли. Сборник // Сост.:
А.В. Поляков, И.Ю. Козлихин - Л.: Лениздат, 1990. - 319 с.
4. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений
России XI - XX вв. - М.: Юристъ, 1995 - 378 с.
5. История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей
редакцией члена - корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - 736 с.
6.Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. -
СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 152 с.
7. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Вступ. статья А.В.
Соболева. М. изд-во “Пресса”. 1991 г.
8.Новгородцев П.А. Сочинения// Сост. вступ. статьи и прим. М. А.
Колерова, Н.С. Плотникова. - М.: Раритет, 1995. - 448 с. (Библиотека
духовного возрождения).
9.Русская философия собственности (XVII - XX вв.) : - Сборник, Авт. -
сост: К. Исупов, И. Савкин - СПб. СП “Ганза”, 1993 г.
10.Русская философия: Конец XIX - начало XX века: Антология. Учебное
пособие// Вступ. статья А.А. Ермичева, составления и примечания Б.В.
Емельянова. - СПб.: Изд-во С.- Петербургского университета, 1993 - 592 с.
11.Русская философия. Малый энциклопедический словарь. - М.: Наука,
1995. - 624 с.
12.Словарь - справочник “Человек и общество” (Философия)(Авторы-сост
Коротец И.Д., Штомпель А.А., Штомпель О.М.) Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс,
1996 г.-544 с.
13.Философия. Часть 1. История философии: учебное пособие для вузов//
Под ред. В.И. Кириллова, С.И. Попова, А.Н. Чумакова. - М.: Юристъ, 1996 -
304 с.
-----------------------
[1] В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной полит. мысли России
второй половины XIX - начала XX в. М.: Из-во Московского унив-та, 1975.
[2] История политических и правовых учений. Учебник для вузов. Под общей
редакцией члена-корреспондента РАН В.С. Нерсесянца. М., 1996 - с. 573
[3] Чичерин Б.Н. О народном представительстве. - с. 410
[4] Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, №1, стр. 3
[5] Б.Н. Чичерин. “Курс государственной науки”, ч. 1, стр. 4
[6] Б.Н. Чичерин. Собственность и государство// Русская философия
собственности XVIII - XX. Сборник.
Спб изд - во СП. Ганза, 1993 г. с. 113
[7] Б.Н. Чичерин. Курс государственной науки. Ч. II. стр. 38 - 39
[8] В.Д. Зорькин. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли
России. вторая половина XIX
начало XX в. (Б.Н. Чичерин). Из - во Московского университета, 1975, с. 108
[9] Новгородцев П.И. Сочинения//Сост. вступ. статьи и прим. М.Я. Колерова,
Н.С. Плотникова. - М : Раритет,
1995. - с. 5.
[10]Новгородцев П.И. Ответ Л.И . Петражицкому
[11] Новгородцев П.И. Нравственный идеализм в философии права. с. 294
[12] Там же.
[13] П.И. Новгородцев. Право на достойное человеческое существование//
Русская философия соб-ти
XVII - XX вв.Сборник, Авт. - сост.: К. Исупов, И. Савкин. - СПб. СП.
“Ганза”, 1993 - 186 с.
[14] Русская философия: конец XIX- начало XX века: Антология. Учебное
пособие// Вступительная статья
А.А. Ермичева. - СПб: Из-во С-Петер. унив-та, 1993 г.
Страницы: 1, 2, 3, 4