государства “нового времени”, “воздвигающегося” над обществом в качестве
первичной практической силы истории;
в-третьих, положение о государстве как трансформаторе феодального строя
в капиталистических, а потому преувеличение надклассовой роли государства,
обоснование его всемогущества, определяющей силы в движении общества,
особенно в переходные эпохи;
в-четвертых, стремление сочетать тезис об “абсолютизме” государства с
доктриной буржуазного либерализма эпохи свободной конкуренции.
Классовый компромисс в значительной степени предопределил
противоречивость теории Чичерина о государстве: с одной стороны,
гегелевское положение о государстве как самоцели и проявление Абсолютного
духа, о государстве, наделенном неограниченными правами в отношении
граждан; с другой стороны, естественно-правовая концепция государства как
ассоциации всех граждан, страховой организации для обеспечения свободы и
собственности, коренящихся в природе человека и являющихся для государства
священными и неприкосновенными принципами, которые оно не вправе нарушать.
Глава III
Новгородцев П.И. о правовом государстве
Русская религиозно-философская мысль начала XX века не отличалась
особенным вниманием к проблемам права и правового устроения жизни. Искание
абсолютного добра, абсолютного синтеза “правды - истины” и “правды-
справедливости”, стремление к религиозному преображению действительности
затмевали собой поиск практических путей осуществления абсолютных идеалов.
Порой было трудно провести грань между идеалистическими сторонниками
свободы, личности и материалистическими защитниками классового интереса:
пренебрежение к праву и даже его отрицание как внешнего насилия и
принуждения стало общим убеждением тех и других. В правовом нигилизме
созревало невнимание к конкретной жизни общества и личности. Мыслители,
указывавшие на эту опасность, оставались в меньшинстве.
Но меньшинство это составляло мощное движение юристов-философов ,
первое место в котором принадлежало основателю “идеалистической школы
права” Павлу Ивановичу Новгородцеву. Именно он был учителем И.А. Ильина,
Б.П. Вышеславцева, Г.В. Флоровского и других, чьи труды составляют гордость
русской юридической науки.[9]
Творческая жизнь Новгородцева началась в эпоху почти полного господства
позитивизма, эпоху забвения философской свободы и пренебрежения к
абсолютным ценностям. И с этим насильем ученый вступил в бескомпромиссную
борьбу.
Интересы мыслителя концентрировались на проблеме естественного права,
которые позитивизм в лице исторического и социологического направлений
упразднил как самостоятельное начало, сводя существо правовой нормы к
историческим традициям или социальным связям. С позиции критического
идеализма, распространившегося в Европе благодаря возрождению принципов
кантовской философии, Новгородцев показал, что историзм лишь мнимым образом
упраздняет идею естественного права и что он не в состоянии решить проблемы
природы нравственности, рассматривая ее с генетической и исторической точки
зрения.
Естественное право Новгородцев истолковывая не в контексте исторической
эволюции, а в качестве вечного неотъемлемого права человеческой личности,
имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности. он определял
его как “совокупность моральных (нравственных) представлений о праве (не
положительном, а долженствующем быть)”, как “идеальное построение будущего
и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических
условий правообразования”.[10]
Свои усилия Новгородцев сосредоточил на исследовании философско-
методологических проблем политики и права и нравственной сферы общественной
жизни и государственных отношений. Большая часть его работ посвящена
изучению метафизических оснований права и морали, форм взаимосвязи и
взаимопроникновения этических и юридических норм в духовной культуре и
анализу особенностей реализации в социальной жизни абсолютной этической
ценности. Можно говорить об определенной преемственной связи идей
Новгородцева и В.С. Соловьева, о влиянии последнего на философию права и
этику Новгородцева. Вместе с тем Новгородцев в своих теоретических
построениях исходил и из кантовской метафизики нравов, различий и
противопоставляя сущее должному, бытие долженствованию, видя в этом
специфику действия социальных законов. Важнейшей частью его концепции была
развиваемая в ряде книг аксиологическая теория права, базирующаяся на
философии неоктианства , учении о естественном праве и эволюционной
эпистемологии.
В 1899 году Новгородцев выступил со статьей “Право и нравственность”, в
которой на твердых основаниях либеральной философии права, в полемике с
Владимиром Соловьевым, констатировал несводимость права и нравственности
друг к другу и устанавливал связь обоих начал на почве естественно-правовой
идеи. Это определило принципы нравственной критики позитивного права. Само
естественное право понималось как особая часть моральной философии,
задающая масштаб нормативной оценке правотворчества.
Преобладающую в его время правовую концепцию Новгородцев именовал
“философией легального диспотизма”; согласно ей основой права считалась
государственная власть, утверждаемая на праве силы. Новгородцев показывал,
что включение идеи естественного права в государственную науку потребует
непременных преобразований.
Центральным пунктом либерально-правового учения Новгородцева стала
нравственная автономия человеческой личности. Моральная идея личности -
абсолютная основа естественного права[11], но раскрывает себя лишь в этике
и метафизике. Личность, как “нравственная основа общественности”, придает в
таком понимании новое освещение и проблемам общественной жизни. “Общество
по своему существу есть неограничение личности, а ее расширение и
восполнение”.[12]Именно эти положения признаются Новгородцевым безусловными
нормами правотворчества и бытия государства.
Самоопределяющаяся личность выдвигалась как исходный пункт общественной
реальности. Перед ней вставала грандиозная задача осуществления
нравственного закона, воплощение его в жизни общества. Поиск содержания,
соответствующего моральной норме, требует постоянного морального
творчества. Творчество же, преобразующее общественное бытие, не
противопоставлено ему, но осуществляется лишь внутри его, в сознании
реальности, независимой от человеческой воли.
Философия естественного права Новгородцева утверждала связь доступных
научному анализу областей с миром абсолютных ценностей и начал. В этом
признании Новгородцевым законных прав метафизики сказалось влияние той
русской философской традиции, у истоков которой стоял Владимир Соловьев.
Мысль о высшем синтезе нравственной идеи и сущности мира совершенно
иначе раскрывала их слиянность в посюстороннем существовании где привычно
господствует их вечное разделение. Новгородцев увидел и показал огромное
значение расширения понимания права за рамки формально-юридических норм.
Его небольшая статья “Право на достойное человеческое существование”,
опубликованная в еженедельнике П.Б. Струве “Полярная звезда”, стала
важнейшей инициативой в разработке этой идеи правовой наукой и
политическими теориями. Формальное право свободы, провозглашаемое
либерализмом, должно быть, по мысли Новгородцева, дополнено правом на
обеспечение достойного существования. “Задача и сущность права состоит
действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели
необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода
некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным
за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом именно во имя охраны
свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее
осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу
об ограждении права на достойное человеческое существование”.[13] Эту идею,
впервые высказанную В. Соловьевым, Новгородцев сформулировал как правовую
проблему. Тем самым было положено теоретическое начало “социальному
либерализму”, или неолиберализму, - политической теории, сменившей в ХХ
веке классический либеральный индивидуализм.
Две его книги, последовавшие за разработкой теории естественного права,
составили последовательные части его системы философии права - “Кризис
современного правосознания” (1909) и “Об общественном идеале” (1917).
Исследовался широчайший спектр политических доктрин, обозначивших ход
самоопределения правосознания в XIX веке. Глубина кризиса, постигшего, по
мнению Новгородцева, современное правосознание, раскрывается в весьма
характерных для начала XX века уверениях в ненужности права как такового, в
бессилии внешних политических форм и учреждений, в желании устремиться в
область моральной жизни поверх насильственных рамок правового закона, без
юридических гарантий.
Кризис правосознания обнажил духовные основы той веры, что питала
политическую мысль XIX века: веры в абсолютную реализацию правового
государства. Именно ее крушение угнетало сознание и будила мысль. “Общее
значение происходящего кризиса я выразил в форме крушения идеи земного
рая”, - писал Новгородцев. Человечество не только возвращалось к пониманию
рая “неземного”, но и освобождалось от утопической веры в возможность
идеального сочетания свободы и равенства в рамках государства. Конфликт
Страницы: 1, 2, 3, 4