Рефераты. Философия права в России во второй половине XIX начала XX века






государства “нового времени”, “воздвигающегося” над обществом в качестве

первичной практической силы истории;

в-третьих, положение о государстве как трансформаторе феодального строя

в капиталистических, а потому преувеличение надклассовой роли государства,

обоснование его всемогущества, определяющей силы в движении общества,

особенно в переходные эпохи;

в-четвертых, стремление сочетать тезис об “абсолютизме” государства с

доктриной буржуазного либерализма эпохи свободной конкуренции.

Классовый компромисс в значительной степени предопределил

противоречивость теории Чичерина о государстве: с одной стороны,

гегелевское положение о государстве как самоцели и проявление Абсолютного

духа, о государстве, наделенном неограниченными правами в отношении

граждан; с другой стороны, естественно-правовая концепция государства как

ассоциации всех граждан, страховой организации для обеспечения свободы и

собственности, коренящихся в природе человека и являющихся для государства

священными и неприкосновенными принципами, которые оно не вправе нарушать.

Глава III

Новгородцев П.И. о правовом государстве

Русская религиозно-философская мысль начала XX века не отличалась

особенным вниманием к проблемам права и правового устроения жизни. Искание

абсолютного добра, абсолютного синтеза “правды - истины” и “правды-

справедливости”, стремление к религиозному преображению действительности

затмевали собой поиск практических путей осуществления абсолютных идеалов.

Порой было трудно провести грань между идеалистическими сторонниками

свободы, личности и материалистическими защитниками классового интереса:

пренебрежение к праву и даже его отрицание как внешнего насилия и

принуждения стало общим убеждением тех и других. В правовом нигилизме

созревало невнимание к конкретной жизни общества и личности. Мыслители,

указывавшие на эту опасность, оставались в меньшинстве.

Но меньшинство это составляло мощное движение юристов-философов ,

первое место в котором принадлежало основателю “идеалистической школы

права” Павлу Ивановичу Новгородцеву. Именно он был учителем И.А. Ильина,

Б.П. Вышеславцева, Г.В. Флоровского и других, чьи труды составляют гордость

русской юридической науки.[9]

Творческая жизнь Новгородцева началась в эпоху почти полного господства

позитивизма, эпоху забвения философской свободы и пренебрежения к

абсолютным ценностям. И с этим насильем ученый вступил в бескомпромиссную

борьбу.

Интересы мыслителя концентрировались на проблеме естественного права,

которые позитивизм в лице исторического и социологического направлений

упразднил как самостоятельное начало, сводя существо правовой нормы к

историческим традициям или социальным связям. С позиции критического

идеализма, распространившегося в Европе благодаря возрождению принципов

кантовской философии, Новгородцев показал, что историзм лишь мнимым образом

упраздняет идею естественного права и что он не в состоянии решить проблемы

природы нравственности, рассматривая ее с генетической и исторической точки

зрения.

Естественное право Новгородцев истолковывая не в контексте исторической

эволюции, а в качестве вечного неотъемлемого права человеческой личности,

имеющего нравственную природу и характер абсолютной ценности. он определял

его как “совокупность моральных (нравственных) представлений о праве (не

положительном, а долженствующем быть)”, как “идеальное построение будущего

и нравственный критерий для оценки, существующий независимо от фактических

условий правообразования”.[10]

Свои усилия Новгородцев сосредоточил на исследовании философско-

методологических проблем политики и права и нравственной сферы общественной

жизни и государственных отношений. Большая часть его работ посвящена

изучению метафизических оснований права и морали, форм взаимосвязи и

взаимопроникновения этических и юридических норм в духовной культуре и

анализу особенностей реализации в социальной жизни абсолютной этической

ценности. Можно говорить об определенной преемственной связи идей

Новгородцева и В.С. Соловьева, о влиянии последнего на философию права и

этику Новгородцева. Вместе с тем Новгородцев в своих теоретических

построениях исходил и из кантовской метафизики нравов, различий и

противопоставляя сущее должному, бытие долженствованию, видя в этом

специфику действия социальных законов. Важнейшей частью его концепции была

развиваемая в ряде книг аксиологическая теория права, базирующаяся на

философии неоктианства , учении о естественном праве и эволюционной

эпистемологии.

В 1899 году Новгородцев выступил со статьей “Право и нравственность”, в

которой на твердых основаниях либеральной философии права, в полемике с

Владимиром Соловьевым, констатировал несводимость права и нравственности

друг к другу и устанавливал связь обоих начал на почве естественно-правовой

идеи. Это определило принципы нравственной критики позитивного права. Само

естественное право понималось как особая часть моральной философии,

задающая масштаб нормативной оценке правотворчества.

Преобладающую в его время правовую концепцию Новгородцев именовал

“философией легального диспотизма”; согласно ей основой права считалась

государственная власть, утверждаемая на праве силы. Новгородцев показывал,

что включение идеи естественного права в государственную науку потребует

непременных преобразований.

Центральным пунктом либерально-правового учения Новгородцева стала

нравственная автономия человеческой личности. Моральная идея личности -

абсолютная основа естественного права[11], но раскрывает себя лишь в этике

и метафизике. Личность, как “нравственная основа общественности”, придает в

таком понимании новое освещение и проблемам общественной жизни. “Общество

по своему существу есть неограничение личности, а ее расширение и

восполнение”.[12]Именно эти положения признаются Новгородцевым безусловными

нормами правотворчества и бытия государства.

Самоопределяющаяся личность выдвигалась как исходный пункт общественной

реальности. Перед ней вставала грандиозная задача осуществления

нравственного закона, воплощение его в жизни общества. Поиск содержания,

соответствующего моральной норме, требует постоянного морального

творчества. Творчество же, преобразующее общественное бытие, не

противопоставлено ему, но осуществляется лишь внутри его, в сознании

реальности, независимой от человеческой воли.

Философия естественного права Новгородцева утверждала связь доступных

научному анализу областей с миром абсолютных ценностей и начал. В этом

признании Новгородцевым законных прав метафизики сказалось влияние той

русской философской традиции, у истоков которой стоял Владимир Соловьев.

Мысль о высшем синтезе нравственной идеи и сущности мира совершенно

иначе раскрывала их слиянность в посюстороннем существовании где привычно

господствует их вечное разделение. Новгородцев увидел и показал огромное

значение расширения понимания права за рамки формально-юридических норм.

Его небольшая статья “Право на достойное человеческое существование”,

опубликованная в еженедельнике П.Б. Струве “Полярная звезда”, стала

важнейшей инициативой в разработке этой идеи правовой наукой и

политическими теориями. Формальное право свободы, провозглашаемое

либерализмом, должно быть, по мысли Новгородцева, дополнено правом на

обеспечение достойного существования. “Задача и сущность права состоит

действительно в охране личной свободы, но для осуществления этой цели

необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода

некоторых может остаться пустым звуком, недосягаемым благом, закрепленным

за ними юридически и отнятым фактически. Таким образом именно во имя охраны

свободы право должно взять на себя заботу о материальных условиях ее

осуществления; во имя достоинства личности оно должно взять на себя заботу

об ограждении права на достойное человеческое существование”.[13] Эту идею,

впервые высказанную В. Соловьевым, Новгородцев сформулировал как правовую

проблему. Тем самым было положено теоретическое начало “социальному

либерализму”, или неолиберализму, - политической теории, сменившей в ХХ

веке классический либеральный индивидуализм.

Две его книги, последовавшие за разработкой теории естественного права,

составили последовательные части его системы философии права - “Кризис

современного правосознания” (1909) и “Об общественном идеале” (1917).

Исследовался широчайший спектр политических доктрин, обозначивших ход

самоопределения правосознания в XIX веке. Глубина кризиса, постигшего, по

мнению Новгородцева, современное правосознание, раскрывается в весьма

характерных для начала XX века уверениях в ненужности права как такового, в

бессилии внешних политических форм и учреждений, в желании устремиться в

область моральной жизни поверх насильственных рамок правового закона, без

юридических гарантий.

Кризис правосознания обнажил духовные основы той веры, что питала

политическую мысль XIX века: веры в абсолютную реализацию правового

государства. Именно ее крушение угнетало сознание и будила мысль. “Общее

значение происходящего кризиса я выразил в форме крушения идеи земного

рая”, - писал Новгородцев. Человечество не только возвращалось к пониманию

рая “неземного”, но и освобождалось от утопической веры в возможность

идеального сочетания свободы и равенства в рамках государства. Конфликт

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.