Рефераты. Философия познания: основные категории






интересующие его свойства объективного мира.

Основные функции практики в процессе познания:

1. Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к

жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические

знания возникли из необходимости измерить земельные участки, вычислить

площади, объемы, исчислять время и т.д. Однако, не всегда, конечно,

открытия в науке (например, периодический закон Менделеева) делаются

непосредственно "по заказу" практики.

2. Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она

пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания от его начала

до его конца. Весь познавательный процесс ( начиная от элементарных

ощущений и кончая самыми абстрактными теориями) обуславливается - в

конечном счете - задачами и потребностями практики. Она ставит перед

познанием определенные проблемы и требует их решения. В процессе

преобразования мира человек обнаруживает и исследует все новые и новые

его свойства и стороны, и все глубже проникает в сущность явлений.

Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает

его техническими средствами, приборами, оборудованием и т.п., без которых

оно не может быть успешным.

3. практика является опосредственно целью познания, ибо оно осуществляется

не ради простого любопытства, а ради того, чтобы направить и

соответствующим образом, в той или иной мере, регулировать деятельность

людей. Все наши знания возвращаются в конечном итоге обратно в практику и

оказывают активное влияние на ее развитие. Задача человека состоит не

только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а в том, чтобы

использовать полученные знания в качестве "руководства для действия" по

его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных

потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4. практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет

отделить истинные знания от заблуждений.

Нельзя рассматривать познание как нечто готовое, застывшее,

неизменное, а разбирать, как из незнания появляется знание, как в ходе

практики происходит движение, восхождение от неполного, неточного знания к

более полному, более точному и глубокому, совершенному.

3. Истина и заблуждение.

Непосредственная цель познания в любой его форме - истина, путь к

которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый

спутник истины (а не случайная аномалия) на всех этапах ее развертывания и

углубления - заблуждение. Вопрос в том, что есть истина? и каковы способы

избавления от заблуждений, всегда интересовало людей - и не только в сфере

науки.

Категории истины и заблуждения - ключевые в теории познания,

выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны, момента

единого процесса познания. Каждая из этих сторон имеет свою специфику,

которую мы и рассмотрим.

Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не

совпадающее с ним. Заблуждение, будучи неадекватной формой знания, главным

своим источником имеет ограниченность, неразрывность или ущербность

общественно - исторической практики и самого познания. Например,

заблуждением в целом является "теоретическая астрология", хотя отдельные

моменты истины в ней имеются.

Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны,

есть необходимый момент достижения познания к ней, одна из возможных форм

этого процесса. Например, в форме такого "грандиозного заблуждения" как

алхимия, происходило формирование химии как науки о веществе.

Заблуждения многообразны по своим формам. Следует, например,

различать заблуждения научные и ненаучные, эмпирические и теоретические,

религиозные и философские и т.д.

Заблуждение следует отличать от лжи - преднамеренного искажения

истины в корыстных интересах - и связанной с этим передачи заведомо

ложного знания, дезинформации. Если заблуждение - характеристика знания, то

ошибка - результат неправильных действий индивида в любой сфере его

деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д.

Развитие практики и самого познания показывают, что те или иные

заблуждения рано или поздно преодолеваются: либо сходят со сцены (как,

например, учение о "вечном двигателе"), либо превращаются в истинные знания

(превращение алхимии в химию).

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности - в живом

созерцании или мышлении. Достижение истины - непосредственная цель познания

в любой его форме (научной, философской, образно - художественной и др.).

Каковы основные свойства, признаки истины ? Первый и исходный из них -

объективность: конечная обусловленность реальной действительностью,

практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей.

Истина не есть свойство материальных объектов, а характеристика знаний о

них.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина

субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину

познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях,

законах, теориях и т.п.). Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт

постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Абсолютная и относительная истины - это два необходимых момента одной

и той же объективной истины, любого истинного знания.

Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине)

понимается во - первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности

в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя

познание все более приближается к нему; во - вторых, как тот элемент

знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: "птицы имеют

клюв", "люди смертны" и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об

отдельных сторонах предметов.

Относительная истина (точнее, абсолютное в объективной истине)

выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение

по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо

заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой),

либо опровергаются и становятся заблуждениями ( например, "истина" о

существовании эфира, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.).

Относительность истины заключается в ее неполноте, условности,

приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного

фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем

механического соединения готовых истин, а в процессе творческого развития

познания на основе практики.

Таким образом, объективная, абсолютная, относительная и конкретная

истина - это не разные "сорта" истин, а одно и то же истинное знание с

этими своими характерными признаками (свойствами).

В качестве критерия истины выдвигались общезначемость ( то, что

признается многими людьми); то, что является выгодным, полезным, приводит к

успеху; то, во что люди сильно верят; то, что соответствует мнению

авторитетов и т.д.

В каждой из приведенных точек зрения о критерии истины, содержались

отдельные рациональные истины, требования ясности, простоты и красоты при

построении тех или иных форм, значений и др. Однако указанные концепции не

смогли удовлетворительно решить проблему критерия истины, ибо в его поисках

не выходили, как правило, за пределы самого знания. Проверка знания "на

истину" практикой, не есть какой то одноразовый акт, нечто неизменное или

зеркальное сличение, а она есть процесс, т.е. носит исторический

диалектический характер. А это значит , что критерий практики одновременно

определен и неопределен, абсолютен и относителен. В добывании истины, как и

в ее проверке, необходимо единство теории и практики, которое есть коренной

принцип философской гносеологии. Это есть такое их диалектическое

взаимодействие, в котором все же практика выше, вечнее познания, и, как уже

было показано ранее, исходный и конечный пункт, основа этого процесса.

К. Поппер на вопрос: что есть истина ? отвечает просто и убедительно:

утверждение, суждение или мнение истинно, если, и только если оно

соответствует фактам. Кроме того, Поппер считает, что во - первых, не

следует смешивать истину с критерием истины; во - вторых, универсальный

критерий истинности, который уберег бы нас от заблуждений, по его мнению,

не существует. Однако, из этого не следует, что выбор между различными

концепциями, теориями произволен и часто субъективен.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основы философии в вопросах и ответах. Учебное пособие для высших

учебных заведений. М. : - Издательство "Феникс", 1997г.

2. Философия: Учебник для высших учебных заведений. - Ростов н/Д.:

"Феникс", 1995

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.