Рефераты. Философия познания: основные категории






Философия познания: основные категории

Южно - Уральский Государственный Университет

Кафедра гуманитарных и социально - экономических наук

- Кыштымский филиал -

РЕФЕРАТ

по философии

тема: Философия познания: основные категории.

Выполнила: Студент Сечин Р.А.

Проверил: Голованов О.С.

г. Кыштым

1999 г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Теория познания как философская дисциплина.

2. Познание и практика.

3. Истина и заблуждение.

Список литературы

Введение

Сознание всегда есть основное бытие, выражение отношения человека к

своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека,

который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные

закономерные связи реального мира.

Познание - обусловленный прежде всего общественно - исторической

практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное

углубление, расширение и совершенствование.

Термин "знание" обычно употребляется в трех основных смыслах:

1. Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как

что - либо сделать, осуществить.

2. Любая познавательно значимая информация.

3. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека

к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со своим

"другом" - с практическим отношением.

Второй и третий аспекты - и есть предмет рассмотрения гносеологии, теории

познания.

Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-

либо - означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас

предмете. Познание и знание различаются как процесс и его результат. Из

миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается

общественно - значимый процесс познания. Индивидуальное знание не всегда

становится общественным достоянием. Интеграция индивидуальных знаний в

общечеловеческое достояние осуществляется через общение людей, критическое

усвоение и признание этих знаний обществом. Передача и трансляция знаний от

поколения к поколению и обмен знаний между современниками возможны

благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Таким

образом познание - это общественно - исторический аккумулятивный процесс

получения и совершенствования знаний о мире. В котором живет человек.

Познание и его изучение не есть что-то неизменное, раз и навсегда

данное, а представляет собой "нечто диалектическое", развивающееся по

определенным законам. На каждом из этапов своего развития знание и есть

резюме истории познания.

Заметными фигурами в истории гносеологической и диалектической мысли

были античные софисты - Протагор, Горгий и др. Античная софистика при всей

своей неоднозначности, субъективизме и "игре слов" имела ряд рациональных

моментов. К их числу можно отнести: сознательное исследование мышления

самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок;

стремление развивать гибкость, подвижность мышления, придать ему

диалектический характер; попытка с помощью такого мышления "разъесть как

щелочь" все устойчивое, расшатать конечное; подчеркивание активной роли

субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка в познавательном

процессе и т.п.

Оценивая в общем античную философию и гносеологию, следует указать на

то, что для них были характерны целостность взгляда на мир, отсутствие

чисто аналитического, абстрактно - метафизического расчленения природы.

Однако эта развивающаяся целостность была результатом непосредственного

созерцания, а не развитого теоретического мышления.

Ф.Бэкон - основоположник материализма и экспериментальной науки 17

-18 вв считал, что науки, изучающие познание, мышление являются ключом ко

всем остальным ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают

разуму указания или предостерегают его от заблуждений ("идолов"). Бэкон

различал три основных пути познания:

1. "Путь наука" - выведение истин из чистого сознания. Этот путь был

основным в схоластике, которую он подверг резкой критике, отмечая, что

тонкость природы во много раз превышает тонкость рассуждений.

2. "Путь муравья" - узкий империзм, сбор разрозненных фактов без их

концептуального обобщения.

3. "Путь пчелы" - соединение первых двух путей, сочетание способностей

опыта и рассудка, т.е. чувственного и рационального.

1. Теория познания как философская дисциплина.

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором

изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы,

отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются

всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности

знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других

проблем.

Поскольку субъектом познания, "центром" всей гносеологии является

человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики,

культурологии, социологии и других наук о человеке.

Что касается методов, с помощью которых гносеология исследует свой

предмет, т.е. познавательное отношение к действительности в совокупности

всех его аспектов, то на современном этапе ее развития все более

характерным становится методологический плюрализм. Иными словами, она

вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся

наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это прежде всего

философские методы - диалектический, феноменологический, герменевтический и

др. Это и то, что называют общенаучной методологией - системный, структурно

- функциональный, вероятностный и другие подходы. Это общелогические

методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это

также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для

частных наук (и научных дисциплин), которые могут быть использованы в

теории познания с учетом ее специфики. Все названные и другие методы должны

применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном

единстве и динамическом взаимодействии.

2. Познание и практика.

Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной

практикой. Практика - это материальное освоение общественным человеком

окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи,

опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс

материализации намерений людей, превращение субъективных творческих

способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно

существующую.

Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она

дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Уже в начале

истории зарождаются две взаимосвязанные сферы: производство предметов

потребления и производство орудий труда.

Практика приводит в движение весь предметный мир, заставляя его

служить человеку, в практике человек постоянно связывает мир вещей и свои

субъективные устремления.

Практика имеет принципиально общественный характер. Осуществляясь

через усилия индивида, она объединяет в целое миллионы воль, устремлений,

направляя их к реализации общественных целей. В ней интегрируются усилия и

результаты деятельности не только живущих современников, но и достижения

предшествующих поколений. Именно в практике реализуется активное начало

человеческой личности, ее свобода и относительная независимость от природы.

Практика человека основывается на его разуме, она является целесообразной

деятельностью.

Целый ряд интересных мыслей о взаимосвязи знания (мышления) и

"практической жизни", о необходимости "практизации" философии и др.

Высказал Вл. Соловьев. Он считал, что человек прежде всего должен жить, а

для этого необходим "материальный, экономический труд", обеспечивающий его

существование и являющийся основой всех других форм деятельности - в т.ч.

познавательной, теоретической и др. Содержание знания, по Соловьеву, не

может остаться только в теоретической сфере, оно должно практически

осуществляться. И хотя жизнь и знание единосущны и нераздельны, их нельзя

отождествлять, ибо всегда сохраняются различия практического и

теоретического отношения к предмету. Это два особых способа существования и

деятельности.

Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной

философии. Так, К. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства

теории и практики или (как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов.

Он подчеркивает, что практика - не враг теоретического знания, а "наиболее

значимый стимул к нему". Однако для ученого существенно сохранить контакт с

реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается

за это тем, что неизбежно впадает в схоластику.

Важнейшие формы практики: материальное производство (труд),

преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие -

преобразование общественного бытия. Изменение существующих социальных

отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны,

преобразование тех или иных социальных структур и т.п.); научный

эксперимент - активная (в отличие от наблюдения0 деятельность, в процессе

которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.