Южно - Уральский Государственный Университет
Кафедра гуманитарных и социально - экономических наук
- Кыштымский филиал -
РЕФЕРАТ
по философии
тема: Философия познания: основные категории.
Выполнила: Студент Сечин Р.А.
Проверил: Голованов О.С.
г. Кыштым
1999 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теория познания как философская дисциплина.
2. Познание и практика.
3. Истина и заблуждение.
Список литературы
Сознание всегда есть основное бытие, выражение отношения человека к
своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека,
который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные
закономерные связи реального мира.
Познание - обусловленный прежде всего общественно - исторической
практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное
углубление, расширение и совершенствование.
Термин "знание" обычно употребляется в трех основных смыслах:
1. Способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности, как
что - либо сделать, осуществить.
2. Любая познавательно значимая информация.
3. Особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека
к действительности, существующая наряду и во взаимосвязи со своим
"другом" - с практическим отношением.
Второй и третий аспекты - и есть предмет рассмотрения гносеологии, теории
познания.
Знание всегда является идеальным образом действительности. Знать что-
либо - означает иметь некоторое идеальное представление об интересующем нас
предмете. Познание и знание различаются как процесс и его результат. Из
миллионов познавательных усилий отдельных личностей складывается
общественно - значимый процесс познания. Индивидуальное знание не всегда
становится общественным достоянием. Интеграция индивидуальных знаний в
общечеловеческое достояние осуществляется через общение людей, критическое
усвоение и признание этих знаний обществом. Передача и трансляция знаний от
поколения к поколению и обмен знаний между современниками возможны
благодаря материализации субъективных образов, выражению их в языке. Таким
образом познание - это общественно - исторический аккумулятивный процесс
получения и совершенствования знаний о мире. В котором живет человек.
Познание и его изучение не есть что-то неизменное, раз и навсегда
данное, а представляет собой "нечто диалектическое", развивающееся по
определенным законам. На каждом из этапов своего развития знание и есть
резюме истории познания.
Заметными фигурами в истории гносеологической и диалектической мысли
были античные софисты - Протагор, Горгий и др. Античная софистика при всей
своей неоднозначности, субъективизме и "игре слов" имела ряд рациональных
моментов. К их числу можно отнести: сознательное исследование мышления
самого по себе; понимание его силы, противоречий и типичных ошибок;
стремление развивать гибкость, подвижность мышления, придать ему
диалектический характер; попытка с помощью такого мышления "разъесть как
щелочь" все устойчивое, расшатать конечное; подчеркивание активной роли
субъекта в познании; анализ возможностей слова, языка в познавательном
процессе и т.п.
Оценивая в общем античную философию и гносеологию, следует указать на
то, что для них были характерны целостность взгляда на мир, отсутствие
чисто аналитического, абстрактно - метафизического расчленения природы.
Однако эта развивающаяся целостность была результатом непосредственного
созерцания, а не развитого теоретического мышления.
Ф.Бэкон - основоположник материализма и экспериментальной науки 17
-18 вв считал, что науки, изучающие познание, мышление являются ключом ко
всем остальным ибо они содержат в себе "умственные орудия", которые дают
разуму указания или предостерегают его от заблуждений ("идолов"). Бэкон
различал три основных пути познания:
1. "Путь наука" - выведение истин из чистого сознания. Этот путь был
основным в схоластике, которую он подверг резкой критике, отмечая, что
тонкость природы во много раз превышает тонкость рассуждений.
2. "Путь муравья" - узкий империзм, сбор разрозненных фактов без их
концептуального обобщения.
3. "Путь пчелы" - соединение первых двух путей, сочетание способностей
опыта и рассудка, т.е. чувственного и рационального.
Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором
изучаются такие проблемы как природа познания, его возможности и границы,
отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, исследуются
всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия достоверности
знания, критерии его истинности, формы и уровни познания и ряд других
проблем.
Поскольку субъектом познания, "центром" всей гносеологии является
человек, то она широко использует данные философской антропологии, этики,
культурологии, социологии и других наук о человеке.
Что касается методов, с помощью которых гносеология исследует свой
предмет, т.е. познавательное отношение к действительности в совокупности
всех его аспектов, то на современном этапе ее развития все более
характерным становится методологический плюрализм. Иными словами, она
вправе и обязана использовать любые методы и приемы, которые окажутся
наиболее эффективными в данной познавательной ситуации. Это прежде всего
философские методы - диалектический, феноменологический, герменевтический и
др. Это и то, что называют общенаучной методологией - системный, структурно
- функциональный, вероятностный и другие подходы. Это общелогические
методы: анализ, синтез, идеализация, индукция, дедукция, аналогия и др. Это
также эмпирические и теоретические средства и приемы, характерные для
частных наук (и научных дисциплин), которые могут быть использованы в
теории познания с учетом ее специфики. Все названные и другие методы должны
применяться в гносеологических исследованиях не порознь, а в их тесном
единстве и динамическом взаимодействии.
Познание развивается и совершенствуется в тесной связи с общественной
практикой. Практика - это материальное освоение общественным человеком
окружающего мира. В ней люди преобразуют и создают материальные вещи,
опредмечивая свои сущностные силы. Опредмечивание и есть процесс
материализации намерений людей, превращение субъективных творческих
способностей, замыслов, идей в форму предметности, в вещь, объективно
существующую.
Практика человека исторически развивается, постепенно усложняясь. Она
дифференцируется, как бы расслаивается на различные виды. Уже в начале
истории зарождаются две взаимосвязанные сферы: производство предметов
потребления и производство орудий труда.
Практика приводит в движение весь предметный мир, заставляя его
служить человеку, в практике человек постоянно связывает мир вещей и свои
субъективные устремления.
Практика имеет принципиально общественный характер. Осуществляясь
через усилия индивида, она объединяет в целое миллионы воль, устремлений,
направляя их к реализации общественных целей. В ней интегрируются усилия и
результаты деятельности не только живущих современников, но и достижения
предшествующих поколений. Именно в практике реализуется активное начало
человеческой личности, ее свобода и относительная независимость от природы.
Практика человека основывается на его разуме, она является целесообразной
деятельностью.
Целый ряд интересных мыслей о взаимосвязи знания (мышления) и
"практической жизни", о необходимости "практизации" философии и др.
Высказал Вл. Соловьев. Он считал, что человек прежде всего должен жить, а
для этого необходим "материальный, экономический труд", обеспечивающий его
существование и являющийся основой всех других форм деятельности - в т.ч.
познавательной, теоретической и др. Содержание знания, по Соловьеву, не
может остаться только в теоретической сфере, оно должно практически
осуществляться. И хотя жизнь и знание единосущны и нераздельны, их нельзя
отождествлять, ибо всегда сохраняются различия практического и
теоретического отношения к предмету. Это два особых способа существования и
деятельности.
Роль практики в процессе познания обсуждается и в современной
философии. Так, К. Поппер указывает на недопустимость разрушения единства
теории и практики или (как это делает мистицизм) ее замены созданием мифов.
Он подчеркивает, что практика - не враг теоретического знания, а "наиболее
значимый стимул к нему". Однако для ученого существенно сохранить контакт с
реальностью, с практикой, поскольку тот, кто ее презирает, расплачивается
за это тем, что неизбежно впадает в схоластику.
Важнейшие формы практики: материальное производство (труд),
преобразование природы, естественного бытия людей; социальное действие -
преобразование общественного бытия. Изменение существующих социальных
отношений определенными "массовыми силами" (революции, реформы, войны,
преобразование тех или иных социальных структур и т.п.); научный
эксперимент - активная (в отличие от наблюдения0 деятельность, в процессе
которой человек искусственно создает условия, позволяющие ему исследовать
Страницы: 1, 2