Рефераты. Философия Платона






толкуется здесь как постижение, занимающее середину между знанием и

чувственностью. На значение понятия “середины” в философии Платона указывал

еще профессор А. Ф. Лосев. В широком смысле, платоновская “середина”–

диалектическое опосредствование, категория перехода, связи. Мифологическим

воплощением середины представлен в “Пире” демон любви и творческого

порождения – Эрос. Единство знания и чувственности толкуется здесь не как

“фиксированное”, а как единство в становлении. “Идеи” – это результат

диалога души с самой собой. Чувственный мир подталкивает душу к пробуждению

подлинного знания. Проблема состоит в том, чтобы помочь душе вспомнить

подлинное знание, “идеи”, что возможно только на пути Эроса.

Путь человека к знанию показан и в “Государстве” с помощью все того же

символа пещеры. Если снять с человека оковы и заставить его пройтись и

оглянуться, то он не сразу сможет смотреть на свет. Чтобы созерцать высшее,

заключает Платон, понадобится привычка к восхождению, упражнение в

созерцании. Сначала раскованный узник сможет смотреть только на тени, затем

на отражающиеся в воде фигуры людей и других предметов и только в последнюю

очередь на самые предметы. Но и это еще не сам источник света – Солнце.

Сначала узник будет в состоянии смотреть только на ночные небесные светила.

И только в завершение всех упражнений он окажется способным созерцать

Солнце – не изображение его на воде, а Солнце само по себе. И тогда он

узнает, что оно и есть причина всего того, что он и его товарищи видели,

сидя во мраке пещеры.

Человек, обладающий знанием, никогда больше не станет завидовать людям,

созерцающим только тени. Он не будет мечтать о почестях, которые узники

воздают друг другу в пещере. Его не прельстят награды, которые даются тому,

“кто отличался наиболее острым зрением при наблюдении текущих мимо

предметов и лучше других запоминал, что обычно появлялось сперва, что

после, а что и одновременно, и на этом основании предсказывал грядущее”

(Гос-во, 313).

Все это воззрение на знание теснейшим образом связано с учением о

“благе”. Солнце – это причина зрения. Так и “идея” блага является причиной

знания и истины. Считать свет и зрение солнецеподобными можно, но считать

их самим Солнцем нельзя. Точно так же признавать знание и истину

благовидными справедливо, но считать что-либо из них самим благом

несправедливо.

Наконец, в “Государстве” уже без всяких аллегорий и иносказаний описан

путь познания человека, в результате которого он может стать философом.

Причем пройти его может человек любой, даже самый “дурной”. “Если сразу же,

еще в детстве, пресечь природные наклонности такой натуры, которые, словно

свинцовые грузила, влекут ее к обжорству и различным другим наслаждениям и

направляют взор души вниз, то, освободившись от всего этого, душа

обратилась бы к истине, и те же самые люди стали бы различать там все так

же остро, как теперь в том, на что направлен их взор” (Гос-во, 316).

Важнейшей наукой, которая может помочь на пути познания чистого бытия,

является арифметика. Она “ведет человека к размышлению, то есть к тому, что

мы с тобой ищем, но только никто не пользуется ею действительно как наукой,

увлекающей нас к бытию” (Гос-во, 321). А с помощью рассуждения и

размышления человек “пытается разобраться, об одном ли предмете или о двух

разных предметах сообщает ей в том или ином случае ощущение” (Гос-во, 323).

Таким образом, у человека заработает мышление – то, что уже относится к

области умопостигаемого, а не зримого. Далее долгий путь от становления к

познанию истинного бытия человеку помогут пройти геометрия, астрономия

(“после плоскостей мы взялись за объемные тела, находящиеся в движении”

(Гос-во, 328), и, наконец, музыка, ведь можно обнаружить “числа в

воспринимаемых на слух созвучиях” (Гос-во, 331). Диалектика же “будет у нас

подобной карнизу, венчающему все знания, и было бы неправильно ставить иное

знание выше нее” (Гос-во, 335). Именно диалектический метод “отбрасывая

предположения, подходит к первоначалу с целью его обосновать; он потихоньку

высвобождает, словно из какой-то варварской грязи, зарывшийся туда взор

нашей души и направляет его ввысь, пользуясь в качестве помощников и

попутчиков теми искусствами, которые мы разобрали” (Гос-во, 334).

3.2. А к а д е м и я П л а т о н а

Основание Платоном в 388 г. до н. э. Академии в Афинах стало

значительным событием не только для научной, но и для политической жизни

греческих государств. Целью школы было воспитание государственных деятелей

в духе политико-философского учения Платона. Распространенным является

мнение, что основание ее было связано с невозможностью для Платона

выступить на политическом поприще и, отсюда - его обращением к "чистой

науке", представляется не совсем верным. Не желая принимать участие в

политической игре, правила которой казались ему недостойными, он, однако,

не отказался от политической деятельности вообще, но избрал для себя иной

путь и методы воздействия на погрязшее в смуте общество, смысл которых

изложен в его сочинениях. Орудием же изменения окружающего мира должны были

стать его ученики - философы и ученые, люди, владеющие искусством политики.

Этой цели должна была служить Академия.

В самом деле, влияние Академии и ее членов на политические события в

Греции и за ее пределами трудно переоценить. Направления этого влияния были

совершенно различны - от вмешательства в политику целых государств до

мягкого политического давления. Самым впечатляющим по своим результатам был

Сицилийский эксперимент Платона и деятельность его учеников в Сиракузах. Из

среды слушателей Академии вышли законодатели, советники правителей,

ораторы, тираны, тираноборцы, политические мыслители.

Следует объяснить, почему политическое влияние Академии проявлялось

столь разнообразно, а в сфере практической действиями вышедших из школы

Платона политиков руководили подчас не только высокие, но и низменные

побуждения. Стремление Платона заложить философские основы в политике, в

которой он видел высшее искусство, неизбежно наталкивалось на жесткие

условия реальной жизни в переходную эпоху, изменить которые было не под

силу законодателю или философу-правителю. Значение Академии как школы

государственных деятелей заключалось не в способности ее учеников излечить

больное общество, а в том, что гражданской апатии, политическому цинизму и

авантюризму она стремилась противопоставить программу совершенствования

общества, "разбудить" политическую активность граждан, возродить искусство

политики. А поразительное разнообразие этой политической активности

учеников Платона, на наш взгляд, является свидетельством особого

(сократовского!) метода воспитания, предполагавшего высокую степень

терпимости, духовный суверенитет, свободу выбора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Платон – основатель одного из основных течений в философии –

объективного идеализма. Его объективный идеализм это учение о

самостоятельном существовании “идей” как общих и родовых понятий, а душа

платоновского идеализма – учение о Благе. Это он ввел в культурный обиход

человечества не только понятие идеи, но и понятие идеала. Платон

идеализировал познавательную деятельность человека. Познание, по Платону,

менее всего должно быть адекватно познаваемому миру, главное в познании –

это усмотрение перспективы движения к совершенству. Платон проповедовал

всеобщую гармонию, он же впервые заговорил об идеальной, духовной любви, не

связанной с чувственными вожделениями.

Философия Платона не раз возрождалась на протяжении истории под именем

платонизма. Этим именем называется всякое учение, которое в основание бытия

кладет идеальные сущности, в основу познания -- интеллектуальное усилие,

отправляющееся от интуиции, рассматривающее опыт как результат, а не

источник, а в этике проповедующее превосходство вечных ценностей над злобой

дня. В политике платонизм выражается в превосходстве общегосударственных

интересов перед частными; закон подчинения гражданина государству

понимается как справедливость и становится залогом спасения и будущего

блаженства каждой человеческой души.

Влияние Платона было явным в первые века нашей эры, когда формировалось

христианское мировоззрение. Что-то из его учения вобрал в себя Гегель и его

идеалистическая диалектика.

Ученик Платона – Аристотель – ввел другую методологическую программу –

опору на наблюдение и опыт, а не на отвлеченные, умозрительные рассуждения.

Она и сейчас определяет лицо научного познания. Чем же может быть важен

Платон сегодня? В последнее время происходит некоторая переоценка роли

науки. Значение науки для развития цивилизации бесспорно. Но всегда ли она

развивается в правильном русле? Сейчас наука стоит на пороге вторжения в

святая святых – воспроизводство человека. Она постоянно работает над

усовершенствованием и производством все более и более разрушительного

оружия. Технические и материальные достижения западной цивилизации огромны,

но на их фоне отступают и забываются такие понятия, как духовность,

нравственность. В наше время очень важно обращение к более духовным

областям знания, возвращение к более нравственному и идеальному. Здесь свою

роль может сыграть и Платон.

В нашей стране важно влияние Платона именно как мастера диалогического

искусства. Изучение теории и практики античного диалога, оказавшего

огромное влияние на мировое диалоговое и риторическое искусство, может

помочь делу возрождения в нашу пору культуры античного диалектического

мышления, выработке необходимых навыков творческого, в противоположность

догматическому, мышления. Опыт древних греков сегодня актуален и необходим,

ибо мы по существу стоим перед теми же проблемами, в которых по-своему

пытались разобраться граждане древнегреческих полисов.

Список Литературы

1. Асмус В. Платон. М., Мысль, 1969.

2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. 2-е

изд., исправл. – М., ЧеРо, 1998.

3. Блохина И.Р. Академия Платона как школа государственных деятелей

Жебелевские чтения-3. Тезисы докладов научной конференции 29–31

октября 2001 года. СПб., 2001.

4. Спиркин А.Г. Философия. Издание Второе. М., 2002.

5. Лосев А.Ф., Тахо-Годин А.А. Платон. Аристотель. М., 1993.

6. Философия: Учебник. Отв. редакторы: Губин В.Д. и др. М., 2001.

7. Бoгoмoлoв A.C. Aнтичнaя филocoфия. Издaтeльcтвo Mocкoвcкoгo

yнивepcитeтa, 1985.

1 Платон. Государство // Древнегреческая философия. От Платона до

Аристотеля: Сочинения. – Харьков: Фолио, М., ООО “Фирма “Издательство АСТ”,

1999, стр. 305. Далее произведения и страницы указываются в тексте по этому

изданию.

-----------------------

3

6

10

13

13

17

19

21

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.