Рефераты. Философия Платона






преемнике Дионисия I Дионисии II, получившем власть в 367 г. до н.э.

Инициатором приглашения был Дион, с которым Платон подружился во время

своего первого пребывания в Сицилии. Платон принял приглашение в надежде

теперь уже через посредство Дионисия Младшего осуществить свой проект

идеального государственного строя. Он настоял, чтобы тиран прошел курс

обучения, начинавшийся с изучения математики. Но придворные Дионисия

внушили ему мысль, будто целью Платона было отдалить Дионисия от

государственных дел и возвысить Диона. Поводом для обвинения Диона

послужили также перехваченные письма к карфагенским полководцам. Дион был

отправлен в ссылку, и все его попытки примириться с тираном проваливались.

Платон же решил вернуться в Афины, но при отъезде был задержан. Только в

результате настояний Архита из Тарента ему удалось покинуть Сиракузы и

уехать в Спарту, где он встретился с Дионом.

В 357 г. до н.э. Дион поднял восстание против Дионисия. Его

поддерживали участники Академии Платона: Евдем, Тимонид, Каллип. Дион

одержал победу, но в 354 г. до н.э. был убит бывшим платоновцем Каллипом,

который на короткое время захватил власть в Сиракузах. Политические планы

Диона, которые ему так и не удалось осуществить, несомненно, испытали на

себе влияние платоновских идей.

Оставшуюся жизнь Платон провел в Афинах, разочаровавшись в активной

политике и посвятив себя философским и научным занятиям: он читал лекции

слушателям Академии и сочинял философские диалоги. Умер Платон в 347 г. до

н.э., по иронии судьбы, 21 мая – в день рождения свой собственный и бога

Аполлона.

2. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИДЕЯХ

Согласно Платону, окружающий нас видимый материальный мир является

всего лишь “тенью” умопостигаемого мира “идей” (по-гречески “эйдосов”).

“Есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении

всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы

уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой вещи”1. В то

время как “идея” является неизменной, неподвижной и вечной, вещи

материального мира постоянно возникают и гибнут. “Вещи можно видеть, но не

мыслить, идеи же, напротив, можно мыслить, но не видеть” (Гос-во, 305).

Платон, чрезвычайно любящий иллюстрировать свои рассуждения образными

сравнениями, это противопоставление вещей и “идей” наглядно объяснят в

“Государстве” с помощью символа пещеры. В пещере сидят люди, скованные

оковами и не могущие пошевелиться. За их спинами в вышине горит свет. Между

ним и узниками проходит верхняя дорога, по которой идут другие люди и несут

различную утварь, статуи, всяческие изображения живых существ, сделанные из

камня и дерева. Узники не видят всех этих предметов, они сидят к ним спиной

и только по теням, отбрасываемым на стену пещеры, могут составлять свое

представление о них. Таково, по Платону, и строение всего мира. А эти

узники – люди, принимающие видимые вещи, которые на самом деле всего лишь

жалкие тени и подобия, за их сущность.

Кроме мира вещей и мира “идей” существует еще мир небытия. Это

“материя”. Но она не вещественная основа, или субстанция вещей. “Материя”

Платона – беспредельное начало и условие пространственного обособления

множества вещей, существующих в чувственном мире. В образах мифа Платон

характеризует “материю” как всеобщую “кормилицу”, как “восприемницу”

всякого рождения и возникновения. “Материя” совершенно неопределенна и

бесформенна. Чувственный мир – то есть все окружающие нас предметы – это

нечто “среднее” между обеими сферами. Между областью “идей” и областью

вещей у Платона посредствует еще “душа мира”, или мировая душа. Чувственный

мир не непосредственное, но все же порождение мира “идей” и мира “материи”.

Царство “идей” Платона представляет собой определенную систему: “идеи”

бывают высшие и низшие. К высшим, например, относятся “идея” истины и

“идея” прекрасного. Но наивысшей, по Платону, является “идея” блага. “То,

что придает познаваемым вещам истинность, а человека наделяет способностью

познавать, это ты и считай идеей блага – причиной знания и познаваемости

истины. Как ни прекрасно и то и другое – познание и истина, но, если идею

блага ты будешь считать чем-то еще более прекрасным, ты будешь прав” (Гос-

во, 307). “Идея” блага стягивает все множество “идей” в некоторое единство.

Это единство цели. Порядок, господствующий в мире, есть порядок

целесообразный: все направляется к благой цели. И хотя “благо” скрывается

во мраке непостижимого, некоторые черты “блага” все же могут быть уловлены.

В известном смысле Платон отождествил “благо” с разумом. А так как, по

Платону, разумность обнаруживается в целесообразности, то “благо” Платон

сближает с целесообразным.

В “Пире” нет четкой картины строения космоса. Речь в этом диалоге идет

о любви и еще шире, о прекрасном, и приходит к описанию сущности “идеи”

прекрасного во всей ее безотносительности к чему-либо. Опираясь на это,

можно составить представление о сущности платоновских “идей” вообще.

Тот, кто познает саму “идею” прекрасного, “увидит вдруг нечто

удивительно прекрасное по природе , нечто, во-первых, вечное, то есть не

знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в

чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное, не когда-то, где-то, для кого-то

и сравнительно с чем-то прекрасное, а в другое время, в другом месте, для

другого и сравнительно с другим безобразное. Красота эта предстанет ему не

в виде какого-то лица, рук или иной части тела, не в виде какой-либо речи

или науки, не в чем-то другом, будь то животное, земля, небо или еще что-

нибудь, а сама по себе, через себя самое, всегда одинаковая; все же другие

разновидности прекрасного причастны к ней таким образом, что они возникают

и гибнут, а ее не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий

она не испытывает” (Пир, 77).

Как было сказано в самом начале, философская система Платона, явилась

синтезом, существовавших до него идей, которые он развил до качественно

нового уровня. Интуитивное привлечение таких досократовских элементов, как

земля, вода, воздух и огонь, является для Платона уже некоторого рода

примитивным эмпиризмом. Вместо этого он пользуется уже такой абстрактно-

всеобщей категорией, как необходимость или беспредельность. Понятие “идеи”

уже не отличается у него таким описательным характером, как это было прежде

всего у Гераклита. Его “идея” уже не наивно-описательно, а с мыслительной

необходимостью, то есть чисто диалектически, объединяется с материей.

3. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ЗНАНИИ И ПОЗНАНИИ

3.1. У ч е н и е о з н а н и и

Учение о знании тесно связано с теорией “идей” Платона. Потому что

знание и есть способность постичь вечное, истинное, тождественное себе

самому – то есть “идеи” и высшую из них “идею” блага. С учением о знании

связано также учение о душе, которая является посредником между мирами

“идей” и чувственных вещей. Цель души – постижение “идеи”. В диалоге “Федр”

говорится, что познание – это процесс вспоминания душой того, что она

знала, находясь в мире “идей”, до своего воплощения в чувственном мире.

В “Государстве” также говорится, что, будучи приближенной к миру бытия,

душа имеет исконное знание истины, пробуждаемое в ее земном существовании с

помощью диалектического рассуждения; сложенные вместе, знание и рассуждение

составляют мышление, направленное на бытие, то есть на то, что не имеет

связи с материальным миром. Относительно вещей материальных, имеющих

рождение и пребывающих в становлении, невозможно знание, бессмысленно

рассуждение, непригодно мышление. Здесь душа пользуется совсем другими

инструментами - более или менее правильным воззрением (мнением), которое

складывается из запечатленного в памяти подобия вещи и убеждения в его

достоверности (уподобление и вера).

“Знание направлено на бытие, чтобы познать его свойства” (Гос-во, 273),

в то время как мнение – это всего лишь становление. Знание – истинно, а

мнение неистинно. Мир бытия и мир становления - два нетождественных мира,

мышление и мнение относятся к разным мирам, а поэтому, хотя истина остается

все же за мышлением, мнение не становится от этого иллюзорным. Мнение

аналогично истине в той же пропорции, и поэтому вполне допустима такая

ситуация, когда правильно составленное мнение может именоваться истинным

мнением.

Собственно мышлению, как его понимает Платон, принадлежат лишь идеи

чистого бытия, никак не связанные с материей, из наук это только

арифметика, из разделов философии - только онтология. Все остальное -

физические науки, естествознание, геометрия, науки об обществе, из разделов

философии - космология, политика, этика, эстетика, психология ит. п., - так

или иначе связано с миром становления и подлежит мнению. Следовательно, то,

что Платон именует знанием, к практической жизни не имеет никакого

отношения, это узкая область чисто теоретического знания и еще уже -

философской теории.

Люди, обладающие знанием, а не мнением – это философы. Но естественно,

что подавляющее большинство людей не таковы. Даже наоборот, философы в

современном государстве порицаются и не понимаются толпой, которой доступны

только мнения, опирающиеся на чувственные впечатления.

Как же достичь знания, умозрить “идеи”, стать философом? В “Пире” дана

картина постепенного познания “идеи” прекрасного. Надо “начать с

устремления к прекрасным телам в молодости”. Это устремление родит в нем

прекрасные мысли. Потом придет понимание, что “красота одного тела

родственная красоте любого другого” (Пир, 76), и человек станет любить все

красивые тела. Путь любви – это путь обобщения, который восходит к все

более абстрактному. Дальше юноша постигнет красоту нравов и обычаев,

красоту души. После этого родится любовь к наукам. Каждая новая ступень

открывает понимание незначительности предыдущей, и, наконец, перед

человеком откроется самое прекрасное – сама “идея”.

В “Пире” противопоставлены чувственность и знание. “Правильное мнение”

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.