Рефераты. Философия наших дней






латинском "среди сущего" - интер-ессе, иначе говоря, быть среди сущего

значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои

границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека.

Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться

слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию.

Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему

возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для это им надо

пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность.

Другой пример. На вопрос учителя сколько будет 5ґ4, ученик дает

неправильный ответ "22". Герменевтически настроенный учитель не расценит

такой ответ как торжество глупости, а увидит за ним потаенную сущность. Он

постарается ее выяснить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику.

Всякий предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл.

Еще пример (немецкого философа Хайдеггера): "Картина Ван Гога есть

раскрытие того, чем вещь, пара крестьянских ботинок, является в истине. Это

сущее выступает в непотаенность своего бытия... В произведении искусства

действенно про-из-ведена истина сущего". Перед картиной Ван Гога

остановится тот, для которого изображение двух истоптанных башмаков есть

подлинный зов сущего. Ему-то и открывается истина. Истина есть, по

Хайдеггеру, открывшаяся потаенность вещи. Не случайно мы говорим "истинный

друг", "истинная любовь" и т.п.

ВОПРОС ГАДАМЕРА: КАК МЫ ПОНИМАЕМ ТЕКСТ?

Согласно Хайдеггеру, человек заброшен в мир, он изначально находится среди

сущего, он заинтересован им и вместе с тем озабочен, испытывает чувство

неопределенности, страха перед неведомым, и прежде всего в силу своей

конечности, смертности. Понимание предполагает практическое действие, но

оно с той же необходимостью есть выражение субъекта, его вы-кладка,

интерпретация. Но всякая интерпретация имеет языковую, текстуальную форму.

В силу чего герменевтика и есть интерпретация текста.

Понять текст - это значит найти в нем ответы на ряд вопросов, определяемых

границами вопрошаемого, его образованием, вкусом (эстетическим, например),

талантом, традиционностью. Согласно немецкому философу Гадамеру, которого

считают основателем современной герменевтики, тщетны попытки видеть смысл

текста в сознании его творца (ибо создатель текста сам есть часть мира, к

тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: за-данное для

нахождения ответа), у текста нет собственного смысла вне его интерпретации,

а в рамках этой интерпретации неуместен субъективный произвол, ибо сам

текст не произволен. Итак, понимание достигается в обеспечении слияния

горизонтов текста и человека. При этом надо иметь в виду так называемый

герменевтический круг. Человек должен понять то, внутри чего он с самого

начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы

можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое

пред-понимание до начала интерпретации текста. Наконец, следует учесть, что

понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих

горизонтов понимания. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему. Для

герменевтика самое главное.- это познать суть дела.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ

Соберем воедино главное из предыдущего, перечислим основные положения

герменевтики и ее термины:

. Бытие человека-в-мире.

. Соотносительность человека и мира (вещей).

. Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.

. Потаенность вещи, ее сокрытость.

. Философия как вопрошание.

. Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.

. Горизонты человека и вещи.

. Понимание как слияние границ человека и вещи.

. Герменевтический круг.

. Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта,

вовлеченности в традиции интерпретатора.

. Историчность интерпретации.

. Сближение герменевтики с поэтикой.

. Главное дело человека.- понять суть дела.

4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?

Грандиозные успехи науки, особенно логики, лингвистики (языковедения),

математики и физики не могли не изменить содержание философствования. Более

того, эти изменения оказались впечатляющими, к их рассмотрению мы как раз и

переходим. Но прежде необходимо определиться с тем, что понимается под

аналитической философией.

Аналитическая философия - это философствование посредством детального

анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый

передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много,

укажем два главных.

Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале ХХ в.

(равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась

математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с

различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими

затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что

корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания

математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия.

Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб

Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко

высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не

меньше путаницы, чем в математике.

Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских

университетах начала ХХ века. Для английских философов, вспомните Локка,

всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность,

антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты,

чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возобладал

идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что

идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии

надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы

для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со

стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с

языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и

непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний

внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что

ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека

фактах. Сравните выражения: "У меня острая зубная боль" и "На улице идет

дождь". Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что

англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили

в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а

естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу

вполне определенных оснований.

ОСНОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ: ФРЕГЕ, РАССЕЛ, МУР

Укажем на основные идеи основателей аналитического движения в философии.

. Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо

она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным

или ложным, а это - задача логики.

. Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов,

т.е. она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть

слово? что есть предложение?

. По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения

могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние

вавилонские астрономы знали, что "утренняя звезда" и "вечерняя звезда"

- это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое

значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют

различную информацию. Часть логической путаницы заключается в

отождествлении значения имени и его смысла.

. Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет

избежать, считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание

следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще

чего-либо (это, по Расселу, есть его вариант "бритвы Оккама";

британский философ Оккам выступал против преумножения сущностей).

. Мур выступал в "защиту здравого смысла" в философии.

. Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более

ясные.

РАННИЙ ВИТГЕНШТЕЙН: "ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ"

Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в

небольшой книжке Витгенштейна "Логико-философский трактат". Основные

положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие.

. Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще

говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление "за" языком - это

химера).

. Есть только один мир - мир фактов, со-бытий (сосуществование фактов),

которые описываются совокупностью естественных наук.

. Предложение - картина мира, оно имеет с последним одну и ту же

логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы

представить в форме предложений).

. Смысл предложения выражает со-бытие.

. Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые

соотносятся непосредственно с фактами.

. Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики,

религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: "Сергей

любит Лену" и "Сергей ненавидит Лену". В фактуальном мире мы

обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. "В мире,-

пишет Витгенштейн,- все есть, как оно есть, а все происходит, как оно

происходит; в нем нет ценности...". Высшее себя показывает, оно

мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)

. "То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно". Обо всем

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.