латинском "среди сущего" - интер-ессе, иначе говоря, быть среди сущего
значит интересоваться им). Однако вещи закрыты от человека, у них есть свои
границы. С другой стороны, свои границы есть и у каждого человека.
Понимание будет достигнуто и истина откроется, если удастся добиться
слияния границ вещи и человека. Несколько примеров пояснят нам ситуацию.
Допустим, у меня есть автомобиль. Как открыть его тайну? Дать ему
возможность показать себя всесторонне, в совершенстве. А для это им надо
пользоваться. Но не любым образом, иначе он просто придет в негодность.
Другой пример. На вопрос учителя сколько будет 5ґ4, ученик дает
неправильный ответ "22". Герменевтически настроенный учитель не расценит
такой ответ как торжество глупости, а увидит за ним потаенную сущность. Он
постарается ее выяснить, ибо без этого он не в состоянии помочь ученику.
Всякий предрассудок имеет свой, иногда глубокий, смысл.
Еще пример (немецкого философа Хайдеггера): "Картина Ван Гога есть
раскрытие того, чем вещь, пара крестьянских ботинок, является в истине. Это
сущее выступает в непотаенность своего бытия... В произведении искусства
действенно про-из-ведена истина сущего". Перед картиной Ван Гога
остановится тот, для которого изображение двух истоптанных башмаков есть
подлинный зов сущего. Ему-то и открывается истина. Истина есть, по
Хайдеггеру, открывшаяся потаенность вещи. Не случайно мы говорим "истинный
друг", "истинная любовь" и т.п.
ВОПРОС ГАДАМЕРА: КАК МЫ ПОНИМАЕМ ТЕКСТ?
Согласно Хайдеггеру, человек заброшен в мир, он изначально находится среди
сущего, он заинтересован им и вместе с тем озабочен, испытывает чувство
неопределенности, страха перед неведомым, и прежде всего в силу своей
конечности, смертности. Понимание предполагает практическое действие, но
оно с той же необходимостью есть выражение субъекта, его вы-кладка,
интерпретация. Но всякая интерпретация имеет языковую, текстуальную форму.
В силу чего герменевтика и есть интерпретация текста.
Понять текст - это значит найти в нем ответы на ряд вопросов, определяемых
границами вопрошаемого, его образованием, вкусом (эстетическим, например),
талантом, традиционностью. Согласно немецкому философу Гадамеру, которого
считают основателем современной герменевтики, тщетны попытки видеть смысл
текста в сознании его творца (ибо создатель текста сам есть часть мира, к
тому же мы хотим познать непосредственно данное, точнее: за-данное для
нахождения ответа), у текста нет собственного смысла вне его интерпретации,
а в рамках этой интерпретации неуместен субъективный произвол, ибо сам
текст не произволен. Итак, понимание достигается в обеспечении слияния
горизонтов текста и человека. При этом надо иметь в виду так называемый
герменевтический круг. Человек должен понять то, внутри чего он с самого
начала находится, круговая зависимость связывает целое и его часть. Мы
можем понять текст только как часть целого, о котором у нас есть некоторое
пред-понимание до начала интерпретации текста. Наконец, следует учесть, что
понимание исторично, преходяще, временно, а это означает изменчивость самих
горизонтов понимания. Каждое новое поколение интерпретирует по-своему. Для
герменевтика самое главное.- это познать суть дела.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЕРМЕНЕВТИКИ
Соберем воедино главное из предыдущего, перечислим основные положения
герменевтики и ее термины:
. Бытие человека-в-мире.
. Соотносительность человека и мира (вещей).
. Заброшенность человека в мир, его забота, страх, временность.
. Потаенность вещи, ее сокрытость.
. Философия как вопрошание.
. Преодоление потаенности вещи и ее самораскрытие как истинность.
. Горизонты человека и вещи.
. Понимание как слияние границ человека и вещи.
. Герменевтический круг.
. Понимание как интерпретация на основе образования, вкуса, таланта,
вовлеченности в традиции интерпретатора.
. Историчность интерпретации.
. Сближение герменевтики с поэтикой.
. Главное дело человека.- понять суть дела.
4.4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
ПОЧЕМУ ВОЗНИКЛА АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ?
Грандиозные успехи науки, особенно логики, лингвистики (языковедения),
математики и физики не могли не изменить содержание философствования. Более
того, эти изменения оказались впечатляющими, к их рассмотрению мы как раз и
переходим. Но прежде необходимо определиться с тем, что понимается под
аналитической философией.
Аналитическая философия - это философствование посредством детального
анализа используемой логики и языка. Логика и язык выдвигаются на самый
передний план, но почему, в силу каких оснований? Таких оснований много,
укажем два главных.
Во-первых, это трудности, с которыми имели дело математики в начале ХХ в.
(равно как и в его конце). В науке образцом строгости всегда считалась
математика. Но довольно неожиданно математики стали все чаще встречаться с
различного рода парадоксами, противоречиями. Простыми средствами с этими
затруднениями не удавалось справиться. В силу этого крепло убеждение, что
корни затруднений скрыты в основаниях математики. Но что входит в основания
математики? Логика и некоторый искусственный язык, а также философия.
Глубокие специалисты в области математики и логики, такие как немец Готтлоб
Фреге и англичанин Бертран Рассел, пришли к выводу (особенно резко
высказывался на этот счет Рассел), что прежняя философия устарела, в ней не
меньше путаницы, чем в математике.
Во-вторых, аналитизм возник как реакция на засилье идеализма в английских
университетах начала ХХ века. Для английских философов, вспомните Локка,
всегда был характерен эмпиризм и сенсуализм, конкретность,
антисхоластичность. Можно даже сказать так: англичане меньшие идеалисты,
чем немцы и французы. Лишь временно, в конце XIX в., в Англии возобладал
идеализм. Реакция не заставила себя долго ждать. Было признано, что
идеализм несостоятелен, он затуманивает ясное положение дел. В философии
надо брать за основу не абстрактные впечатления и слова, которые необходимы
для отображения всего этого. Итак, в очередной раз мы встречаемся со
стремлением к ясной философии. Ясность философии связывалась прежде всего с
языком, а не с тем, что творится в голове, что сугубо индивидуально и
непроверяемо. В отличие от мыслей и чувств в истинности языковых описаний
внешних для человека фактов может убедиться каждый. А это означает, что
ясная философия должна сводиться к высказываниям о внешних для человека
фактах. Сравните выражения: "У меня острая зубная боль" и "На улице идет
дождь". Только второе выражение является общезначимым. Отметим также, что
англичанин Джон Мур и австриец Людвиг Витгенштейн были теми, кто поставили
в центр философского анализа не искусственные языки математики и логики, а
естественный язык. Итак, аналитизм в философии возник не случайно, а в силу
вполне определенных оснований.
ОСНОВАТЕЛИ ДВИЖЕНИЯ: ФРЕГЕ, РАССЕЛ, МУР
Укажем на основные идеи основателей аналитического движения в философии.
. Фреге и Рассел считали, что здравая философия является логикой, ибо
она начинается с объяснения предложений, того, что может быть истинным
или ложным, а это - задача логики.
. Логика занимается высказываниями, предложениями, состоящими из слов,
т.е. она имеет языковой характер. Первые философские вопросы: что есть
слово? что есть предложение?
. По Фреге, собственное имя обладает значением и смыслом. Два выражения
могут иметь одно и то же значение, но разный смысл. Уже древние
вавилонские астрономы знали, что "утренняя звезда" и "вечерняя звезда"
- это планета Венера. Два рассматриваемых выражения имеют одинаковое
значение (планета Венера), но разные смыслы, ибо они представляют
различную информацию. Часть логической путаницы заключается в
отождествлении значения имени и его смысла.
. Редукция, сведение к предельным элементам реальности позволяет
избежать, считает Рассел, ложных представлений. Предметное содержание
следует сводить к изначальным сущностям, неопределимым в терминах еще
чего-либо (это, по Расселу, есть его вариант "бритвы Оккама";
британский философ Оккам выступал против преумножения сущностей).
. Мур выступал в "защиту здравого смысла" в философии.
. Мур предлагал неясные, спорные суждения переформулировать в более
ясные.
РАННИЙ ВИТГЕНШТЕЙН: "ЛОГИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ТРАКТАТ"
Ранний этап развития аналитической философии получил свое завершение в
небольшой книжке Витгенштейна "Логико-философский трактат". Основные
положения этой первой хрестоматии аналитической философии следующие.
. Язык есть граница мышления (язык и мышление совпадают; лучше вообще
говорить не о мышлении, а просто о языке, мышление "за" языком - это
химера).
. Есть только один мир - мир фактов, со-бытий (сосуществование фактов),
которые описываются совокупностью естественных наук.
. Предложение - картина мира, оно имеет с последним одну и ту же
логическую форму (если бы мир был нелогичным, то его нельзя было бы
представить в форме предложений).
. Смысл предложения выражает со-бытие.
. Сложные предложения состоят из элементарных предложений, которые
соотносятся непосредственно с фактами.
. Высшее невыразимо. (Имеется в виду, что предложения этики, эстетики,
религии нельзя обосновать фактами. Сравним два предложения: "Сергей
любит Лену" и "Сергей ненавидит Лену". В фактуальном мире мы
обнаруживаем Сергея и Лену, но не их любовь и ненависть. "В мире,-
пишет Витгенштейн,- все есть, как оно есть, а все происходит, как оно
происходит; в нем нет ценности...". Высшее себя показывает, оно
мистично, о нем нельзя говорить языком истины.)
. "То, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно". Обо всем
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8