самоценное, как нечто даже более ценное, чем «я». Любовь в первом смысле —
любовь потребительская. Это не настоящая любовь. Только вторая,
самоотверженная, любовь истинная. Гегель не зря сказал, что настоящая
любовь — это обретение самого себя в отказе от самого себя и в исчезновении
себя в другом. Настоящая любовь самоотверженна. Она включает в себя и
элемент жалости и сострадания к предмету любви.
«Филиа» — это не столько любовь, сколько влюбчивость («филерастиа»).
Остальные виды «филии»: любовь к отцу («филопатор» — «любящий своего
отца»), любовь к матери («филомэтор» — «любящий свою мать»), любовь к детям
(«филопайс» — «детолюбивый»), любовь к братьям и сестрам («филадельфиа», от
«адельфос» — «брат» и «адельфэ» — «сестра»), любовь к своим товарищам
(«филетайриа»), к друзьям («филофилиа»), вообще дружелюбие
(«филофронэсис»), любовь к своему родному городу («филополи»), к своим
согражданам («филополитэс» — «любящий своих сограждан»), любовь к своему
отечеству («филопатриа»), любовь к своей родине — Греции, преданность ей
(«филеллэн» — любящий Грецию, Элладу), любовь к народу («филодэмос» —
«народолюбивый»), любовь к человеку («филантропиа», отсюда «филантропия»).
«Филиа» — любовь к наслаждению («филэдониа»), к славе («филендоксиа»), к
власти («филархиа»). Это любовь к свободе («филелеутерон»), но любви к
несвободе, к рабству у древних греков не было, хотя было «филотюраннос» —
«стоящий на стороне тиранов, приверженец тирании». «Филиа» — любовь к
прекрасному, («филокалиа») — любви к безобразному не было; любовь к
добродетели, к добру, к доброте («филагатос»), но возможно и стремление к
пороку («филопонэрос» — «тяготеющий к пороку» в отличие от «филаретос» —
«любящий добродетель»). «Филиа» — любовь к правде, к истине («филалетейа»),
но возможна и любовь ко лжи («филопсеустиа»). «Филиа» — любовь к
деятельности («филергиа»), труду («филопониа»), к земледелию
(«филогеоргиа»), к искусствам, ремеслам («филотехниа»), любовь к музам, т.
е. также любовь к наукам и искусствам («филомусиа»). Это также любовь к
богатству («филоплутиа»), жадность к деньгам («филохрэматиа»), страсть к
наживе, корыстолюбие («филкердейа»). «Филиа» — любовь к общению
(«филокойнос» — «любящий общение») и любовь к одиночеству («филеремос» —
«любящий одиночество»). «Филиа» — любовь к своему телу, т. е. тщательный
уход за телом («филосоматон»), любовь к самому себе («филоаутос»), любовь к
своей душе, к своей жизни («филопсюхиа» и «филодзойа»), однако это
осуждалось как чрезмерное жизнелюбие, жалкая привязанность к жизни, как
источник трусости и рабства.
Кроме «эроса» и «филиа» были у эллинов и другие термины, обозначающие
любовь. Это производные от «филии» термины: «филосторгиа» — «нежная любовь,
горячая привязанность», «филотэс» — «дружба, привязанность, любовь». Еще
более мягкой, чем «филиа», любовью является, возможно, «агапэсис» — любовь-
влечение. Во времена вечерней зари языческой культуры и утренней зари
христианской эта любовь приняла форму «агапэ» — новозаветной любви (агапы —
братские трапезы у ранних христиан).
Мифология — антропоморфична. В мифологии люди, не зная законов природы,
подлинных причинно-следственных отношений в мире, объясняли явления
поверхностно, связывая их ассоциативно, по аналогии со своими отношениями и
свойствами. Была мифологизирована и обожествлена и любовь. В Древней Греции
она мифологически была представлена в образах нескольких мифологических
существ. Это, прежде всего Афродита и Эрот (в Риме соответственно Венера и
Амур).
Афродита — богиня любви и красоты. Ей приписывалась большая роль. Ей
подчинено почти все живое. Афродита даже сводит богов с женщинами, а богинь
— с мужчинами.
Имел свой мифологический образ и эрос. Это Эрот — сын Афродиты (по
некоторым версиям, Артемиды, изменившей своей девственности). Тот
хорошенький, шаловливый и безжалостный мальчик с крылышками, с луком и
стрелами любви, которые он по своему капризу пускает то в богов, то в
людей,— плод эллинистического искусства, вначале же Эрота изображали в виде
необработанной каменной глыбы.
Среди видов «филии» была и любовь к познанию. Это «филоматейа» —
«любовь к знанию, любознательность» («матэма» — «знание, учение, наука»,
отсюда математика), «филологиа» — «любовь к ученым беседам, занятиям»,
отсюда филология (однако «логос» означал не всякое слово, а только ученое,
разумное, отсюда и иной смысл термина «филологиа», чем это принято теперь),
«филопеустиа» — «пытливость, любопытство» наконец, «философиа» — «любовь к
знанию, любознательность; исследование, учение, наука; любовь к мудрости,
философия; философское учение». Глагол «философео» означал «любить знания,
быть любознательным, мудро рассуждать...», а существительное «философос»
«образованный, просвещенный человек, ученый, любитель мудрости...».
Философия, возникнув из мифологического мировоззрения под влиянием
окрепшего в самой жизни, а также в сферах специального знания интеллекта,
логоса (логос нельзя отождествлять с философией, логос - то, благодаря чему
существует философия), все же смогла до конца изжить антропоморфизм. Им
философы как бы «затыкали дыры» в своих философских системах. Для этого
употреблялись и остающиеся, в сущности, мифологическими образы любви,
прежде все Афродиты, Эроса, Филии. Древнегреческий предфилософ Гесиод, не
умея объяснить движущую силу космогонического процесса, процесса
происхождения и развития космоса (а кто может это объяснить?), находит эту
силу в космическом, вселенском эросе.
Сократ доказывает, что любовь к прекрасному — это любовь к своему
благу, любовь к вечному обладанию этим благом, любовь к бессмертию. Но люди
смертны. Та доля бессмертия, которую дали людям бессмертные боги,—
способность к творчеству (а это «все, что вызывает переход из небытия в
бытие»), к рождению («рождение — это та доля бессмертия и вечности, которая
отпущена смертному существу»). Однако стремление к прекрасному имеет и
более высший смысл. Это стремление к идеальному, небесному, точнее говоря,
занебесному миру. Обыватель любит прекрасные вещи, прекрасные тела. Но
философ любит прекрасное само по себе. Оно чисто, прозрачно, беспримесно,
не обременено человеческой плотью, красками и всяким бренным взором, оно
божественно и единообразно. Увидев хоть раз такое прекрасное, человек не
может уже жить прежней жалкой жизнью. Такой человек родит уже не призраки
добродетели, а саму добродетель, не призраки истины, а саму истину... Так,
рассказывает Сократ, сказала мне мудрая Диотима, «и я ей верю. А, веря ей,
я пытаюсь уверить и других, что в стремлении человеческой природы к такому
уделу у нее вряд ли найдется лучший помощник, чем Эрот.
Образ Эрота в философской системе идеалиста Платона. За всеми видами
любви: к родителям, к детям, к женщине, к мужчине, к отечеству, к труду, к
поэтическому и правовому творчеству и т. д. и т. п. должна стоять высшая
любовь — любовь к миру вечных и неизменных идей, к высшему миру добра как
такового, красоты как таковой, истины как таковой. (Это и есть то, что
обычно называют «платонической любовью», неверно понимая под этим
несексуальную любовь мужчины и женщины. Такой любви быть не может, а если и
возникают такие отношения между ними, то это не любовь, а дружба.)
Все же в Древней Греции (и позднее в Риме) любовь ценилась высоко. В
«Пире» содержится подлинное прославление любви. Более того, там говорится и
о ее положительном нравственном содержании. «Ведь тому, чем надлежит
руководствоваться людям, желающим прожить свою жизнь безупречно, никакая
родня, никакие почести, никакое богатство, да и вообще ничто на свете не
научит их лучше, чем любовь».
Тема любви в философской культуре Нового Времени
В эпоху Возрождения тема любви расцвела в обстановке общего острого
интереса ко всему земному и человеческому, освобождающемуся из-под контроля
церкви. «Любовь» возвратила себе статус жизненной философской категории,
который она имела в античности у Эмпедокла и Платона и который был в
средние века заменен на статус религиозно-христианский. Но религиозный
оттенок любовного чувства не исчез совсем, и в этом сыграло свою роль то,
что возрожденный во Флорентийской академии XV в. неоплатонизм изначально
был проникнут настроением благочестия. Но ренессансное миросозерцание
упорно стремилось освободиться от гнета церкви, и в давнем
противопоставлении любви «земной» и любви «небесной» земная громко заявила
о своих правах, отстаивая их со все большей решительностью.
В философских построениях флорентийского неоплатоника XV в. Марсилио
Фичино, не отличавшегося ни отменным здоровьем, ни буйством темперамента,
все-таки поставлены в центр мировоззрения не божественные сюжеты, но
человек, который полон сил и в гармоничном мироустройстве соединен со всеми
прочими частями космоса могучими связями любви. М. Фичино указывает на три
основных вида любви, которым присуще значительное внутреннее различие:
любовь равных существ к равным, низших к высшим и высших к низшим. В
третьем случае любовь выражается в умиленном опекунстве, во втором — в
благодарном почитании, а в первом составляет основу всепроникающего
гуманизма.
Но наивысшего пафоса ренессансное представление о сущности и значении
любви достигло, пожалуй, в философском учении Джордано Бруно (1548— 1600).
В диалоге Бруно «О героическом энтузиазме» любовь предстает как отличная в
принципе от «нерационального порыва, стремления к чему-то звериному и
Страницы: 1, 2, 3