Рефераты. Философия (лекции в Тамбовском приборостроительном техникуме)






хотя и разделённых громадными промежутками времени. В данном контексте он

близок к древнеиндийским воззрениям. Ц полагал, что жизнь и разум на земле

не единственные, иначе какой бы имела смысл вселенная, если бы не была

заполнена органическим, разумным, чувствующим миром? Он делал вывод, что на

других «старших планетах» более совершенна.

Этика: Основана на идее постоянного совершенствования материи. Безграничное

пространство населено различными существами разного уровня развития:

совершенные, пройдя все этапы эволюционного развития, обладают моральным

правом регулировать жизнь на более примитивных планетах. По Ц в ходе

эволюции образуется союз всех разумных, высших существ космоса.

Нравственная космическая задача Земли – внести свой вклад в

совершенствование космоса. Оправдать своё предназначение земляне могут

только покинув Землю, потому изобретение ракеты явл не самоцелью, но

выходом в глубины космоса. Свою личную задачу Ц видел в оказании помощи по

переселению людей на другие планеты.

Ц полагал, что миллионы лет усовершенствуют природу человека и его

общественную организацию – превращение его в существо перерабатывающее

солнечную энергию. Будет достигнут полный простор воли людей и

независимость от среды обитания. Человечество будет исп всё околосолнечное

пространство и солнечную энергию.

Философское осмысление бытия: БЫТИЕ

Предельно общая обстракция. Первым копцепцию бытия выдвинули до Сократики,

бытие для одних нечто материальное совершенное неразрушимое, для других

неизменное устойчивое неподвижное. Платон-- есть чувственное бытие-- мир

идей, истиное бытие. Средние века христианство: истиное бытие -сотвореное.

Возрождение-культ материального бытия природы. 17-18в.- человек

противопоставился реальности действующий по автоматическим законам. 19в.-

бытие=материя. 20в - бытие изучается через призму сознания.

ДУХ

Имеет несколько смыслов: а) понятие б) субстанция в) личность. В Индии дух

понимался через противопоставление Брахмана и Атмана. В др. Греции дух

тончайшая первооснова. Платон - перводвигатель и создатель форм. У христиан

- личност.абсолют и личная воля бога. Новое время-разум, мышление. Гегель

построил систему понятий такие как вырожение абсолютного духа. В Марксизме

дух=сознанию современ. позитивизм отбрасывает проблему духа как не Научную.

МАТЕРИАЛЬНОЕ И ИДЕАЛЬНОЕ

Материальное с античных времен понимается как плотное вещественно телесное

начало мира. Идеальное- смысловая логическая сторона, мир значений,

духовная сфера которая завершается какой - то формой высшего духа.

Сознание

Отражение как всеобщее свойство материи.

Это способности материальных систем и явлений воспроизводить особенности

других систем в процессе взаимодействия с последними.

Примеры: Столкновение 2-ух бильярдных шаров, след ноги на песке.

С этой точки зрения наиболее сложные формы проявляются в животном мире.

Человеческое сознание это высшая форма отражения устойчивости.

Возникновение сознания:

Эволюция и формы отражения на уровне живой материи:

- раздражимость (исходная форма) – простейшая реакция организма

- чувствительность или способность к ощущениям, характерна только для

животных

- отражение на основе нервной системы – это активная работа по формированию

схемы поведения (рефлекс)

- психическое отражение – формируются внутренние образы, т.е. субъективная

реальность (только на основе нервной системы)

Разновидность человеческого мышления

Мышление – составная часть сознания. Эволюция форм отражения:

ощущение (единичное)

v

чел.

восприятие (комбинация ощущений) психика

v

представление

v

понятие (образ)

v

суждение (комбинация понятий и слов)

v

умозаключение (новое знание)

Сознание и познание.

Истина:

Проблема достоверного познания была поставлена ещё в древней Греции.

Софисты утверждали, что наши знания, особенно чувственные не способны дать

достоверные сведения о мире. Платон считал, что возможно знание только о

вечных истинах. Тут и возникла проблема соответствия между знаниями и

объективными явлениями. Аристотель сформулировал так называемую

классическую концепцию истины: это соответствие не между отдельными

понятиями и объективными явлениями, а между определённым утверждением и

настоящим положением дел. Например, утверждение стена не ложно и не

истинно, но утверждение стена является частью дома – истинно! В современной

философии выделяют 3 подхода: 1. Концепция соответствия: истинным явл

высказывание чувства или мысли соответствующей действительности: «снег

белый, если он действительно белый»; 2. Концепция когерентности: это не

противоречивость высказываний: «отдельное суждение приобретает смысл лишь в

системе суждений»; 3. Прагматическая концепция: надо на деле проверять

истинность суждения, а не тратить время на теоретические рассуждения.

Данная концепция соответствует утверждению: «теория мертва без практики»,

но всегда ли практика жива без теории?? Объективная истина – содержание

наших знаний, которое не зависит от особенностей человека или всего

человечества. Поэтому всякая истина объективна, иначе она перестаёт быть

истиной. Выделяют понятия абсолютной и относительной истины. Эти понятия

определяют границы между тем, что познано, и тем, что ещё будет

познаваться. Абсолютная истина имеет 2 смысла: 1. Полное, исчерпывающее

знание о действительности; 2. Тот элемент знаний, который в будущем будет

опровергнут. По мере развития познания и практики представления о природе

углубляются, поэтому научная истина явл относительной, а из суммы

относительных истин складывается абсолютная ( теория В.И Ульянова )

Наука – системное, обоснованное, предметное и объективное знание, нах в

процессе развития. Наука прогнозирует будущие способы практич деят. По сути

– это изучение законов мира. Основн отл наки от обыденного познания :

а.) Вырабатывает специальный язык науки (математич., символич)|_x|: -

12; б) Исп спец орудия для измерения и наблюдения; в) Научное знание явл

системным и обаснованным, т.е это теория.

Формы научного познания : Проблема – определение того что не изучено;

Догадка – первоначальное предположение; Гипотеза – знание в основе которого

лежит предположение; Теория – обоснованное и доказанное утверждение.

Ф – ции науки: 1. Культурно – мировоззренческая; Ф – ция соц силы; 3. Ф –

ция производительной силы.

Методы эмпирического исследования : внимание – целенаправленное восприятие;

описание - естественным языком результатов наблюдений; измерение –

сравнение по сходны свойствам; экспиримент – вмешательство в изучаемый

процесс. Общелогические методы: 1. Анализ – расчленение предмета на

элементы ради более тщательного изучения; 2. Синтез – соединение ранее

выделенных частей; 3. Индукция – переход от частных посылок к общему

выводу; 4. Дедукция – переход от общих закономерностей к частным выводам;

5.Моделирование – изучение оригинала путём создания его копии, которая

отражает изучаемое свойство.

Бытие человека.

Что такое человек?

Человек – [это высшее творение природы, наделенное разумом, кот

развивается по ступеням]

Многие мыслители употребляют понятие и сущность человека часто как

синонимы

Природа и сущность

Под природой человека понимают стойкие неизменные черты и св-ва, которые

присущи людям во все времена независимо от особенности биологической и

социальной эволюции.

Среди качеств человека философы выделяют главные и определяющие:

1. Разумность

2. Искусство общественного труда

3. Создание культуры

Выделить главенствующее качество значит познать сущность человека.

Разнообразие ответа зависит от общей мировоззренческой установки, т. е.

того что признается высшей ценностью.

Существуют разные подходы:

1. Религиозно – философское направление: высшая ценность – это Бог и

сущность человека соотносится с сущностью божественного.

2. Философы натуралисты исходят из культа природы, космоса и человека

воспринимается в основном как живое вещество, наделенное рядом

отличительных особенностей.

3. Многие философы оценивают мир через человека, рассматривая его главной

или высшей ценностью мироздания.

Все эти направления нередко сливаются и дополняют друг друга.

Различия между западным и восточным восприятием человека возникла не

сразу.

В мифологическом сознании природа, человек и божество взаимосвязаны. В 16 –

18 вв. развитие науки сопоставлено размеров Вселенной. Представление об

отсутствии центров мира породило трагическоёе мироощущение (атеизм). В

Европе с 18 века появляется страх смерти.

Бессознательное и сознательное в человеке.

Долгое время господствовал принцип антропологического рационализма –

поведение человека объяснялось только как проявление сознательной жизни. С

Нового времени начинает анализировать психические процессы неосознаваемые

человеком.

Особая роль принадлежит З. Фрейду. Он представлял бессознательное могучей

силой противостоящей сознанию.

Психика состоит из трех пластов:

Самый нижний и мощный слой «Оно» - по объему сравнимо с подводной частью

айсберга. В нем сосредоточены биологические влечения страсти.

Второй небольшой слой – сознательное «Я» человека.

Верхний класс – «супер Я».

Это идеалы и нормы общества, моральная цензура и сфера долженствования.

По Фрейду, оно имеет решающее влияние на мысли, чувства и поступки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.