Попер. Он считал рост знания не движением от одних истин к другим, а
простым переходом к другим проблемам. Он утв: «..мы не знаем – мы можем
только предполагать.». Он утв невозможность соц прогнозирования. Говорил о
наличии 2 – х типов об – ва.: Открытых – демократических и закрытых –
докопеталистических. В 1992г он признал, что запад имеет много
недостатков. Экзистенциализм: Отчуждение человека от об – ва – главная
проблема этого направления. Представит этого направления указывают, что
отчуждение явл общей х – кой человека в об – ве. Философия обязана помочь
человеку предотвратить трагическое умонастроение, а если это не возможно, а
если это невозможно, то искать и находить своё «Я». Религиозные
экзистенциалисты считали, что можно преодолеть плохое настроение, потому
как вера в бога даёт надежду. Основными категориями человеч бытия для них
были понятия: забота, покинутость, отчуждённость, страх, смерть… Сущность
человека раскрывал ЖП Сартр: при изготовлении вещи, человек формирует идею,
при его рождении наоборот. После рождения только предстоит стать человеком.
Для вещи сущность предшествует существованию. Человек – своего рода
«проект», который реализуется всю жизнь. Трагедия человека в том, что он
свободен и может выбирать. Пограничная ситуация: Нах на грани жизни и
смерти. Альберт Коню считал центрально проблему самоубийства. Необходимо
оказать помощ отчаявшемуся человеку. Мир безсмысленен, но сама жизнь –
ценность ради которой стоит жить. Угроза смерти заставляет задуматься о
смысле и содержании прожитой жизни. Весь мир сейчас нах в пограничной
ситуации!
Русская философия: Консерватизм - это концепция или учение, обосновывающее
необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм
государственной и общественной жизни её моральных правовых и семейных
уставов ( основ).
Леонтьев Константин Николаевич (1831 - 1891).
Он сформулировал органическую теорию развития - это сложный процесс из 3-
х этапов:
- первичная простота
- цветущая сложность
- втричное смесительное упрощение
Ослабление единства частей приводит к разрешению системы.
Леонтьев на основе этой схемы обосновал идею цикличности развития
народов, культур и государств.
Цикличность подобна фазам в развитии организма ( эмбрионный период,
рождение, расцвет, угасание и смерть).
Леонтьев доказывал принадлежность России к Византийскому типу культуры (
сильное гос-во и сильное воздействие церкви на гос-во).
Западно-европейские теории прогресса.
Леонтьев называл "уравнительно- освободительным" - борьба за равенство и
свободу приводит к разрушению порядка, деградации общества, неспровергается
гос-во, религиозно-церковные и нравственно-социальные устои.
Люди своей безумной жажде немедленных демократических свобод и
уравнительных прав, повсюду проникается ненавистью и злобой, теряя
выработанные сложным культурным развитием высшие понития и сложные чувства.
На смену им приходят примитивные идеи, гос-во, граждане и культура
деградируют.
Цель уравнительного прогресса проста и груба: "Цель всего - средний
человек, буржуа, спокойный среди миллионов таких же средних людей"
Главная беда такого прогресса в том, что он несет бесцветную
однообразную унифицированную культуру, которая в 20-м веке названа массовой
культурой.
Развитие России (перспективы)
Что ждет её в случае отказа от Византийских начал (самодержавие,
православие)
Тихое медленное разложение путем демократизации-подражательный путь
Россия исчезает как Великое гос-во и остается рядрвой державой на
задворках Европы. Она превращается в заурядную демокр. республику - это
мирный вариант, но он енгарантирован, т. к. либерализм и демократизм
порождают правовые заблуждения революций. России не повредит ни какая
"пугачевщина" , но повредит очень мирная и тихая демократическая
конституция.
Демократизация никогда не впишется в систему гос. устройства России,
она его разрушит. Порядок держится только диспотизмом и централизмом,
жестокими действиями. Народ столетиями жил по принуждениям, без которого он
неуправляем, такой народ опасен для всех, и прежде всего для себя. Россию
ждет анархия и гр. война.
Леонтьев предпологал неотвратимость социализма в России. Социализм он
сравнивал с ранним христианством и называл разновидностью религиозно-
политического радикализма. Эта идея привлекательная и обещает быстрое и
простое решение всех проблем, но в 20-м веке социал. пророков сменяют
социал. диктаторы. Социализм будет оформлен как государственная религия.
Что может спасти Россию?
Сильная власть и готовность к принуждениям, необходимо твердые и
решительные хозяйственные реформы - "необходимо опередить в этом отношении
изнеженную духом Европу, из последних стать первыми в мире".
Русское почнивиство.
В середине 15в. распространились идеи по коммуникабельности каждого общ-ва
и его культуры. Впервые мысль о принадлежности З.Е. и России к разным типам
культур высказал Погодин, Европа – наследница Западо-Римской империи, а
Россия Восточной.
Данилевский (1822-1885) первым предложил теорию многообразия культур.
Содержание истории это развитие 10 типов культур: Египетской, Китайской,
Индийской, Иранской, Ассиро-вавилонской, Древне Греческой, Древне Римской,
Ново Аравийской, Германо-Романской. Славянству принадлежит будущее, было
утверждено Данелецким.
Данелецкий применял понятие цивилизации, каждой из них характерен свой вид
духовной деятельности их было 4
1)Религиозная; 2)Культурная; 3) Политическая; 4) Общественно-
экономическая.
Первые цивилизации имели смешанные типы деятельности последовающие
добивались особых успехов в одном виде деятельности. Религия развита в
Европейской цивилизации, искусство в Греции, политика в Риме, Романо-
Германская была духовной и только Славянская могла стать полной 4х основным
типом цивилизации.
Соловьев В.С. (1853-1900)- создатель одной из крупнейших систем и
предшественником нескольких философических направлений, практически первый
профессиональный философ в России такого масштаба защитил магистерскую и
докторскую диссертацию.
Критика Европейской философии и науке начиная со своих диссертаций Соловьев
доказывал что Европейские философия и наука оказались неспособными дать
цельное знание. Европейцы разбили действительность на части своей науки и
противопоставили мир и человека. Каждая наука изучает свой сектор.
Европейцы оказались ограниченными рамками логического мышления потому их
познание остается внешним, поверхностным оно не проникает в суть вещей, а
для этого необходимо интуитивное достижение, а его дает вера, внутреннее
созерцание и достижение синтетического знания.
Теософия как единство науки философии и религии. Внешний опыт могут давать
только науки. Философия дает только форму для постижения истины, но
основной целью знания Соловьев считал только внутренний опыт интуитивное
созерцание- философия и наука имеет значение только в единстве с
религиозной верой. Это единство вырабатывает универсальную теорию которая
формулирует принципы единства мира.
Наука дает знание о реальном мире философия об идеальном, а религия о боге,
но это знание постигается только верой и все многообразия мира скреплено в
божественное единство, оно одухотворенно в божественное единство мировой
душой или Софией.
Соловьев интересовался христианством, буддизмом он использовал взгляды
Канта, Гегеля, Чаадаева, Словянофинов знал новейшее научное достижение.
Русский космизм: Это учение о неразрывном единстве человека и космоса, о
космической природе человека и его безграничных возможностях по освоению
космоса. Возникло в конце 19, нач 20вв
Источники возникновения:
1Философские – идея развития и всеобщие диалектические взаимосвязи мира,
разработанные философией за весь предыдущий период.
2Религиозные идеи – огромное влияние нравственных постулатов религии,
особенно у христиан идеи о братстве всех люде. Это давало установку о
единстве всего сущего земного и небесного.
3Естественные научные идеи – на рубеже веков, особенно в обл физики.
4Исторические корни – национальные особенности русского народа.
Россия – земное подобие космоса. Она вырабатывала в сознании необходимость
духовного и территориального единства страны, огромная роль идеи русской
соборности, единение традиционной русской общины.
Константин Эдуардович Циалковский(1857 – 1935) – при жизни был известен
как автор идеи цельнометаллического дережабля, которая была отвергнута
учёными. Создатель самобытной «естественной» философии. Он говорил, что её
основой явл наука, наблюдение, опыт и математика, а так же «отречение от
рутины, которую даёт современная наука». Свою космическую философию он
противопоставлял с одной стороны религиозному разделению духа, а с другой –
« пессимистическому материализму, игнорирующему вопросы о вселенских целях
жизни». Ц. подчёркивал материалистический характер своих взглядов.
Считается, что он был склонен к механизму, но с другой стороны, он
определяет всю материю «свойствам чувствительности и одушевлённости, хотя и
присущей её отдельным частям в разной степени»
Наделённые чувствительностью атомы свободно и вечно перемещаются во
вселенной, попадая в «высокоорганизованные существа», они начинают
«мыслить». Находясь в неорганической сфере, они как бы спят, ожидая своего
часа. Жизнь по Ц – вечна. После каждой смерти получается одно и тоже –
«рассеяние…» Мы всегда жили, и будем жить, но каждый раз в новой форме и
без памяти о прошлом…. Кусочек материи подвержен бесчисленному ряду жизней,
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5