славянофила и на Запад, и на Древнюю Русь отнюдь не оставался неизменным.
Довольно долго Древняя Русь (До Ивана IV) -не столько как историческая
реальность, сколько как идеальный образ средневекового православного
государства, являлась для Киреевского антитезой католическому и
протестантскому Западу и даже православной Византии. Но в его “философском
завещании”, статье “О необходимости и возможности новых начал для
философии” критическое исследование противоречий духовной жизни в истории
христианского Запада и Востока (Византии), современного ее упадка уже не
сопровождается указаниями на Древнюю Русь как на воплощенную в истории
гармонию христианских начал и социально-государственных форм быта народа.
Итог историософии И. В. Киреевского—надежда на достижение подобной
гармонии в будущем. И он мечтал не об отрицании западной традиции,
приходящей ей на смену, новой “молодой” русско-славянской культурой, а о
синтезе лучших, в его понимании, черт духовной жизни Запада и Востока.
Киреевский считал, что возможность такого синтеза существовала, но не была
реализована в прошлом, и с немалой долей сомнения (“Кто знает? Может
быть...”), проецировал вдохновляющий его религиозно-утопический идеал на
будущее: “Восток передает Западу свет и силу умственного просвещения, Запад
делится с Востоком развитием общественности... общественная жизнь,
возрастая стройно, не разрушает каждым успехом прежних приобретений и не
ищет ковчега спасения в земных расчетах промышленности или в надзвездных
построениях утопий; общая образованность опирается не на мечту и не на
мнение, но на самую истину, на которой утверждается гармонически и
незыблемо...”. Замечание славянофила о “надзвездных утопиях” и “мечтах”,
общий сдержанный тон оценок перспектив будущей “гармонии” свидетельствовали
о сомнениях и желании избегнуть утопического прожектерства. Мыслитель
смотрел в будущее с тревогой.
Наименее “политизированный” из славянофилов, И. Киреевский оказался
единственным среди них, кто с неодобрением отнесся к планам крестьянской
реформы. Страх катастрофического “антагонизма между сословиями”, “смут и
бесполезной войны” и одновременно надежда на скорое духовное преображение
России, рождение из России чего-то “не бывалого в мире”, что сделает
бесполезным и излишним путь либеральных, в сущности, западнических
преобразований, — все это вместе и составило специфику консерватизма
“позднего” Киреевского.
Глава III.
Историософские взгляды К.С. Аксакова (1817-1860) и И.С. Аксакова (1823-
1886).
Сын замечательного русского писателя С. Т. Аксакова К. Аксаков в
пятнадцатилетнем возрасте поступает на словесный факультет Московского
университета, который оканчивает в 1835 г. Молодой Константин Аксаков
входил в кружок Н. В. Станкевича и, как и другие его участники (в
частности, В. Г. Белинский), испытал сильное влияние идей гегелевской
философии. Спустя десятилетие это влияние отчетливо прослеживается в его
магистерской диссертации “Ломоносов в истории русской литературы и русского
языка” ('1846), несмотря на славянофильскую тематику и оригинальность
научных выводов (своеобразную трактовку проблемы стиля). Этапы развития
литературы последовательно рассматриваются молодым ученым в духе
гегелевской концепции культурно-исторического процесса. В конце 1830 гг. он
сближается с И. В. Киреевским и А.С. Хомяковым и становится одним из
ведущих теоретиков славянофильства. Культурная деятельность К. Аксакова
была многоплановой: талантливый поэт, публицист и литературный критик,
историк, филолог.
Основной вклад К. Аксакова в славянофильское учение—это его общественно-
политическая теория и система эстетических взглядов. Свои политические
воззрения он уже достаточно определенно формулирует в статье “Голос из
Москвы” (1848), написанной под впечатлением потрясших Западную Европу
революционных событий. Через всю статью Аксакова проходит
противопоставление “безобразной бури Европейского Запада” “красоте тишины
Европейского Востока”. Безоговорочно осуждая революцию и доказывая ее
“совершенную чуждость России”, славянофил усматривает в европейских “бурях”
следствие сложившейся на Западе традиции “обоготворения правительства”,
концентрации общественных интересов и внимания преимущественно в области
политики и власти. Православная же Россия, доказывал К. Аксаков, никогда не
обоготворяла правительство, “никогда не верила в его совершенства и
совершенства от него не требовала” и даже “смотрела на него, как на дело
второстепенное”. Политические и государственные отношения, по Аксакову,
имеют для русского народа вообще. “второстепенное” значение, так как в силу
исторической традиции и особенностей национального характера подлинные
интересы народа лежат всецело в сфере духовно-религиозной.
С его точки зрения, “негосударственности” русского народа может
гармонично соответствовать только одна форма власти— православная
самодержавная монархия. Позднее, в своей адресованной Александру II записке
“О внутреннем состоянии России” (1855), К. Аксаков утверждал: “Только при
неограниченной власти монархической народ может отделить от себя
государство и избавить себя от всякого участия в правительстве, от всякого
политического значения, предоставив себе жизнь нравственно-общественную и
стремление к духовной свободе”. Апология монархии сопровождалась резко
негативными оценками славянофилом иных форм государственного устройства:
конституция—“осуществленная ложь и лицемерие”, республика—“самая вредная
правительственная форма”.
В дальнейшем К. Аксаков стремился развить и обосновать свое понимание
специфики русской истории: занялся исследованием литературно-исторических
памятников, национального фольклора для подтверждения собственной гипотезы
об отсутствии у древних славян родового строя и решающей роли в их жизни
семейно-общинных отношений. Он писал о преимущественно мирном характере
становления российской государственности, критиковал петровскую реформу как
прервавшую органическое развитие русского общества, нарушившую сложившуюся
веками “традицию” российских взаимоотношений “земли” (народ) и “власти”
(государство). Символом органических, не искаженных внешним влиянием,
утраченных в послепетровской России отношений между “землей” и государством
для К. Аксакова служат “Земские соборы”: “...царь созывает Земский собор...
Земля получила... смысл совета, мнения... смысл... не имеющий ни тени
принудительной силы, но силу убеждения, духовную, свободную”.
Ставшая важным элементом славянофильской идеологии концепция “земли” и
государства активно использовалась славянофилами в критике Запада и
западного влияния, с ее помощью обосновывалась идея особого исторического
пути русского народа, предпочитающего “путь внутренней правды” (христианско-
нравственное устройство жизни в рамках крестьянской общины) “внешней
правде” (политическо-правовая организация общества западного типа). Однако
если общий взгляд К. Аксакова на взаимоотношения “земли” и “власти”
разделялся всеми членами славянофильского кружка, то этого нельзя сказать о
некоторых “крайних” выводах из него и, в частности, об идее
“негосударственности” русского народа. Подобная установка не только
упрощала картину реальной русской истории, но и лишала исторической
перспективы путь социальных реформ, к осуществлению которых стремились
представители славянофильства; Отношение ведущих славянофилов к аксаковской
концепции было достаточно критическим (“Аксаков невозможен в приложении
практическом”,—писал, например, Ю. Ф. Самарину А. С. Хомяков).
Безапелляционно отвергая любые формы преобразований западного типа в
России в прошлом, настоящем и будущем, К. Аксаков в то же время был
активным сторонником отмены крепостного права, разделял надежды
славянофилов на возможность социально-политических реформ в стране,
стремясь вывести необходимость последних из общих постулатов своей
социологической теории. Так, из концепции “негосударственности” он вывел
идею неотъемлемых, суверенных народных прав (свободы слова, мнения,
печати), которые им были объявлены неполитическими и соответственно не
подлежащими юрисдикции государства: “Государству—неограниченное право
действия и закона, земле— полное право мнения и слова”.
В идеальном “гражданском устройстве” будущей России, мечтал К. Аксаков,
формой сотрудничества “государства” и “земли” (“земля”, народ—в его
теории—это, в первую очередь, крестьянство) станут Земские соборы, на
которых должны быть представлены все сословия. В России современной,
начиная с Петра I, существует “иго государства над землею”, писал К.
Аксаков в записке “О внутреннем состоянии России”, для которого характерен
“внутренний разлад, прикрываемый бессовестной ложью”, “внутренние язвы”:
крепостное право, раскол, взяточничество чиновников. “Настала строгая
минута для России,—предупреждал К. Аксаков,— России нужна правда...”. По
его мнению “свобода слова необходима без отлагательства”, в дальнейшем
правительству необходимо созвать Земский собор.
Как и все славянофилы, К. Аксаков придерживался монархических взглядов,
решительно выступал против конституционалистских идей, отвергая любые
возможности ограничений, налагаемых на верховную власть. Но всегда
чрезвычайно склонный к критике формальных юридических отношений в обществе
и противопоставлению юридических “гарантий” (“гарантия есть зло”)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6