экономике, немецкий социолог рубежа XIX-ХХ веков М.Вебер - в
рациональности, современный философ из ФРГ Ю.Хабермас - в коммуникативном
действии. Принципиальная методологическая неустранимость ценностных
компонентов делает названные социальные концепции эмпирически
равноправными. Столкновение различных теоретических систем оказывается в
конечном счете столкновением исходных, ценностно окрашенных установок.
Множество концепций, отражающих различные ценности, оказывается
естественным и неустранимым. Следовательно, источник многооб- разия
социальных концепций, описывающих социальные процессы, - наличие в обществе
разнонаправленных ценностно-мировоззренческих установок, влияющих на
характер исходных положений теорий и специфику их обоснования.
Конечно, нужно учитывать, что до тех пор, пока понятие истины используется
не строго, а в общем виде, трудностей может и не возникнуть. Но в
социальных науках на первое место часто выступает не познавательный,
гносеологический, интерес исследователя, а ценностные установки тех, кто
заинтересован в данном исследовании. Это, конечно, не нужно понимать как
злонамеренную подтасовку фактов. Просто социальные науки (какими бы
затеоретизированными они не казались на первый взгляд), задевают интересы
многих людей, а потому носят ярко выраженную аксиологическую, т. е.
ценностную окраску. Известный отечественный методолог науки А.Никифоров в
связи с этим предложил в том, что касается познания в естественных науках,
оставить термин "истина", а в том, что относится к социальному познанию
ввести термин "правда", как соединение аксиологических и гносеологических
характеристик познания.16
Таким образом, онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны
социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру
познавательной деятельности людей. Рассмотрим это подробнее.
Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия
общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития.
Вместе с тем, она затрагивает и человека как субъекта социальной
жизнедеятельности, но лишь в той степени, в какой он включен в систему
общественных отношений.
Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями
самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно формулировать
собственные законы и категории и имеет ли их вообще. Другими словами, речь
идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать
статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого в
решении онтологических проблем социального познания, от того, признается ли
объективное существование общества и наличие в нем объективных законов.
Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания
существует и ценностная-аксиологическая сторона, играющая важную роль в
понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное,
связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами
различных субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала
социального познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор
осуществляется конкретным субъектом исходя из его жизненного и
познавательного опыта, индивидуальных целей и задач.
5. Предмет и функции социальной философии
История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это
время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают
споры о том, что же она собой представляет - мировоззрение, науку,
идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения
философии:
1) философия - это сложившиеся убеждения по поводу чего-либо (например,
жизненная философия, студенческая философия);
2) отвлеченные, общие, не относящиеся к делу рассуж дения (например,
разводить философию).
Одно из самых распространенных определений философии, которое несколько
десятилетий было принято в СССР, исходило из тезиса К.Маркса о
необходимости создания новой философской науки, вооруженной современными,
точными методами исследования бытия, общества и человека: философия - это
наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и
мышления.
Нередко под философией понимается чье-либо учение о мире (например,
античная философия, философия Гегеля и т.п.)
Термином "философия" часто называют методологические принципы, лежащие в
основе какой-либо науки, области знания (например, философия истории,
философия математики и т. д.)
Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область
знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и
себя в этом мире. Социальная философия берет своё начало в Античности. Ее
появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу
философского осмысления общества и отдельных его сфер.
Что же касается философии истории, то ее начало в Европе заложил Августин
Аврелий (IV в.н.э.) своим знаменитым трудом "О граде Божьем".
Августиновское толкование исторического процесса в европейской философии
господствовало до XVIII века. Но формирование социальной философии как
отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время
происходит становление социологии и психологии. Ученые отказываются от
"спекулятивного", основанного только на размышлении, рассудочного познания
мира в пользу опытного, рационального знания. Они выделяют активную роль
человека, который овладевает тайнами мироздания не с помощью
метафизических, оторванных от реальной жизни умопостроений, а за счет
точных научных методов.
Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему сущности как
философии в целом, так и социальной философии, в частности. И по сей день в
литературе нет единства в определении социальной философии и ее предмета.
Более того, в научном мире отсутствует даже единое понимании одной из
основных категорий - "социальное",- хотя объектом социальной философии
являются социальная жизнь и социальные процессы.
В литературе термин "социальный" употребляется в разных смыслах. Пожалуй,
наиболее часто используется определение, данное П.А. Сорокиным, по мнению
многих, самым выдающимся социологом первой половины ХХ века. "Социальное
явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле
этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный
опыт) человеческих индивидов", - писал этот американский ученый.17
Рассмотрим определения социальной философии. Одним из самых известных
определений является следующее: "Социальная философия призвана ответить на
вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих
отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в
различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных
отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды,
встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются
в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и
идеологические конструкции прошлого и настоящего" .14
Не будем анализировать столь сложную дефиницию (толкование слова), видимо,
она может быть достаточно полезной для ученого-теоретика, но мы попробуем
найти более простое определение: "Социальная философия - это система
научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях
взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества,
целостного процесса социальной жизни".4
Автором еще одного определения является известный отечественный ученый
В.С.Барулин. Он считает, что "социальная философия изучает законы, согласно
которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения
между этими группами, их связи и роль в обществе".18
Студент может взять на вооружение любое из приведенных определений. Он
может также каким-то образом попытаться их синтезировать, или даже
попробовать сконструировать свое собственное определение. Но для этого надо
знать, что многообразие и различие определений социальной философии во
многом связано с тем, что до сих пор не ясен проблемно-предметный статус
социальной философии. Причины этого разнообразны. Сказывается
нигилистический (отрицающий полностью все прошлые достижения) разрыв с
"истматовским" прошлым. Влияет утверждение с середины 80-х годов
"плюрализма мыслей, а не знаний". Сказываются и трудности в освоении
современной западной литературы.
На последней причине остановимся более подробно. Несколько десятилетий даже
советские философы-профессионалы, не говоря уже о тех, кто изучал философию
в высших учебных заведениях или просто интересовался ею, были лишены
возможности общаться с зарубежными коллегами-немарксистами и читать
зарубежную философскую литературу. Следствием этого, помимо всего прочего,
явилось то, что с конца 80-х годов книжный рынок обрушил на читателей такой
объем ранее неизвестной литературы, который просто трудно было освоить. Но
дело не только в этом. В России стало модным многое из того, что за рубежом
уже было историей философии.
Если на западе термин "социальная философия" стал весьма распространенным в
середине ХХ века, то в России - лишь в завершающие его 90-е годы.
Справедливости ради следует отметить, что и на Западе нет единого мнения о
сущности социальной философии. Так, учебник для студентов Оксфорда содержит
разделы о сущности общества, личности, социальной справедливости,
социальном равенстве и его поддержании, здравоохранении, моральных нормах и
праве.19 Другой учебник, изданный в Дармштадте, рассматривает концепции
общества, идею свободы воли и ответственности человека, проблемы наказания,
власти, политические системы, теории справедливых войн и т.д.20 Этот список
можно продолжить.
Отметим, что подходы отечественных авторов так же различны и все они имеют
право на существование, так как не являются альтернативными, а лишь
дополняют друг друга, рассматривая сложный социальный мир с различных
сторон философского мировоззрения.
Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на
этот вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они
являются общими и для социальной философии.
1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей,
представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая
жизнь людей);
2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и
теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его
разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);
3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания,
заблуждений, предрассудков, ошибок);
4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на
определенной ступени развития общества.
Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание уделить
следующим ее функциям:
1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих
закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных
процессов на уровне больших социальных групп);
2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее
учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их
изучению);
3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей
социального бытия);
4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих
тенденциях развития социальной жизни и человека);
5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм
мировоззрения - мифологии и религии - социальная философия связана с
понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);
6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская
концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;
7) социальная функция (в наиболее широком смысле социальная философия
призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и
способствовать его материальному и духовному изменению);
8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать
формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной
цели жизни).
Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них
предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким
образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных
процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет
обращено внимание на каждую из функций философии.
Известный философ К.Х.Момджян справедливо отмечает, что, в отличие от
конкретных наук, каждая из которых разрабатывает свою "делянку", у
философии хватает дерзости попробовать осмыслить мир в его тотальности,
универсальности, всеобщности. Эта тотальность раскрывается ею в двух
взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать "субстанциальным" и
"функциональным". В первом случае речь идет о поиске существенных и
неслучайных сходств между подсистемами целостного мира (примером которого
может служить их подчиненность универсальным принципам каузально-
функциональной связи, на существовании которых настаивают концепции
философского детерминизма). Во втором случае речь идет о попытках
объяснения подобных сходств путем раскрытия существенных и неслучайных
связей, реальных опосредований между соотносимыми "царства бытия".21
Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы
раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира,
отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой
универсум.
Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая
свои категории, законы и принципы исследования.
В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов,
социальная философия выступает и как методология для других общественных
наук
Использумаемая литература
1. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские
науки.1989.N6. С.53.
2. Чанышев А.Н. Некоторые соображения по поводу статьи двух философов //
Вестник Моск. ун-та. Сер. "Философия". 1991.N2. С.88.
3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. C.68.
4. Социальная философия. М.,1996. С.51.
5. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.39. С.67.
6. Поппер К.Р. Нищета историцизма \\ Вопросы фи- лософии. 1992. N 4. C.49.
7. Дубов А.П. Падение Запада и глобальные проблемы человечества
(общедоступное введение) // Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск,1993.
С.6.
8. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Мир философии: Книга для
чтения. Ч.2. М.,1991. С.445.
9. Философский энциклопедический словарь. М.,1989. С.733.
10. Чешков М. Понимание целостности мира: в поисках неформационной
парадигмы // Мировая экономи- ка и международные отношения. 1990. N 5. С.33-
48.
11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992. С.5-6.
12. Человек и общество. Основы современной цивилизации: Хрестоматия.
М.,1992. С.51-52.
13. Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходе //
Общественные науки и современность. 1996.С.97-104..
14. Очерки социальной философии. М.,1994. С.16.
15. Теория познания: В 4-х т. Т.4. Познание социальной реальности. М.,1995.
16. Никифоров А. Революция в теории познания? // Общественные науки и
современность. 1995. N 4. С.117.
17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992. С.527.
18. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. М.,1993. С.90.
19. Грэхем Г. Современная социальная философия. Оксфорд, 1988.
20. Форшнер М. Человек и общество: основные понятия социальной философии.
Дармштадт, 1989.
21. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.,1994. С.68.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6