Рефераты. Философия истории






экономике, немецкий социолог рубежа XIX-ХХ веков М.Вебер - в

рациональности, современный философ из ФРГ Ю.Хабермас - в коммуникативном

действии. Принципиальная методологическая неустранимость ценностных

компонентов делает названные социальные концепции эмпирически

равноправными. Столкновение различных теоретических систем оказывается в

конечном счете столкновением исходных, ценностно окрашенных установок.

Множество концепций, отражающих различные ценности, оказывается

естественным и неустранимым. Следовательно, источник многооб- разия

социальных концепций, описывающих социальные процессы, - наличие в обществе

разнонаправленных ценностно-мировоззренческих установок, влияющих на

характер исходных положений теорий и специфику их обоснования.

Конечно, нужно учитывать, что до тех пор, пока понятие истины используется

не строго, а в общем виде, трудностей может и не возникнуть. Но в

социальных науках на первое место часто выступает не познавательный,

гносеологический, интерес исследователя, а ценностные установки тех, кто

заинтересован в данном исследовании. Это, конечно, не нужно понимать как

злонамеренную подтасовку фактов. Просто социальные науки (какими бы

затеоретизированными они не казались на первый взгляд), задевают интересы

многих людей, а потому носят ярко выраженную аксиологическую, т. е.

ценностную окраску. Известный отечественный методолог науки А.Никифоров в

связи с этим предложил в том, что касается познания в естественных науках,

оставить термин "истина", а в том, что относится к социальному познанию

ввести термин "правда", как соединение аксиологических и гносеологических

характеристик познания.16

Таким образом, онтологическая, гносеологическая и аксиологическая стороны

социального познания тесно связаны между собой, образуя целостную структуру

познавательной деятельности людей. Рассмотрим это подробнее.

Онтологическая сторона социального познания касается объяснения бытия

общества, закономерностей и тенденций его функционирования и развития.

Вместе с тем, она затрагивает и человека как субъекта социальной

жизнедеятельности, но лишь в той степени, в какой он включен в систему

общественных отношений.

Гносеологическая сторона социального познания связана с особенностями

самого этого познания, прежде всего с тем, способно ли оно формулировать

собственные законы и категории и имеет ли их вообще. Другими словами, речь

идет о том, может ли социальное познание претендовать на истину и обладать

статусом науки? Ответ на этот вопрос во многом зависит от позиции ученого в

решении онтологических проблем социального познания, от того, признается ли

объективное существование общества и наличие в нем объективных законов.

Помимо онтологической и гносеологической сторон социального познания

существует и ценностная-аксиологическая сторона, играющая важную роль в

понимании его специфики, поскольку любое познание, и особенно социальное,

связано с теми или иными ценностными образцами, пристрастиями и интересами

различных субъектов. Ценностный подход проявляется уже с самого начала

социального познания - с выбора объекта исследования. Этот выбор

осуществляется конкретным субъектом исходя из его жизненного и

познавательного опыта, индивидуальных целей и задач.

5. Предмет и функции социальной философии

История философии насчитывает более двух с половиной тысячелетий. За это

время накопилось множество определений философии, но до сих пор не утихают

споры о том, что же она собой представляет - мировоззрение, науку,

идеологию, искусство? Всем известны разговорные, житейские определения

философии:

1) философия - это сложившиеся убеждения по поводу чего-либо (например,

жизненная философия, студенческая философия);

2) отвлеченные, общие, не относящиеся к делу рассуж дения (например,

разводить философию).

Одно из самых распространенных определений философии, которое несколько

десятилетий было принято в СССР, исходило из тезиса К.Маркса о

необходимости создания новой философской науки, вооруженной современными,

точными методами исследования бытия, общества и человека: философия - это

наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и

мышления.

Нередко под философией понимается чье-либо учение о мире (например,

античная философия, философия Гегеля и т.п.)

Термином "философия" часто называют методологические принципы, лежащие в

основе какой-либо науки, области знания (например, философия истории,

философия математики и т. д.)

Определить социальную философию ещё более сложно, поскольку эта область

знания непосредственно затрагивает интересы людей, понимание ими мира и

себя в этом мире. Социальная философия берет своё начало в Античности. Ее

появление связано с именами Сократа и Платона, впервые поставивших задачу

философского осмысления общества и отдельных его сфер.

Что же касается философии истории, то ее начало в Европе заложил Августин

Аврелий (IV в.н.э.) своим знаменитым трудом "О граде Божьем".

Августиновское толкование исторического процесса в европейской философии

господствовало до XVIII века. Но формирование социальной философии как

отдельной отрасли знания относится к середине XIX века. В это время

происходит становление социологии и психологии. Ученые отказываются от

"спекулятивного", основанного только на размышлении, рассудочного познания

мира в пользу опытного, рационального знания. Они выделяют активную роль

человека, который овладевает тайнами мироздания не с помощью

метафизических, оторванных от реальной жизни умопостроений, а за счет

точных научных методов.

Прошедшие с тех пор полтора века не внесли ясности в проблему сущности как

философии в целом, так и социальной философии, в частности. И по сей день в

литературе нет единства в определении социальной философии и ее предмета.

Более того, в научном мире отсутствует даже единое понимании одной из

основных категорий - "социальное",- хотя объектом социальной философии

являются социальная жизнь и социальные процессы.

В литературе термин "социальный" употребляется в разных смыслах. Пожалуй,

наиболее часто используется определение, данное П.А. Сорокиным, по мнению

многих, самым выдающимся социологом первой половины ХХ века. "Социальное

явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле

этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный

опыт) человеческих индивидов", - писал этот американский ученый.17

Рассмотрим определения социальной философии. Одним из самых известных

определений является следующее: "Социальная философия призвана ответить на

вопрос о том, как вообще возможно сознательное упорядочение людьми своих

отношений в обществе, какие открывались и открываются перед ними в

различные исторические эпохи пути и средства строительства социальных

отношений, какой характер носили и носят здесь объективные преграды,

встающие перед людьми, как эти ограничения осознаются людьми и проявляются

в практике, насколько адекватно эту проблему отражали философские системы и

идеологические конструкции прошлого и настоящего" .14

Не будем анализировать столь сложную дефиницию (толкование слова), видимо,

она может быть достаточно полезной для ученого-теоретика, но мы попробуем

найти более простое определение: "Социальная философия - это система

научного знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях

взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества,

целостного процесса социальной жизни".4

Автором еще одного определения является известный отечественный ученый

В.С.Барулин. Он считает, что "социальная философия изучает законы, согласно

которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения

между этими группами, их связи и роль в обществе".18

Студент может взять на вооружение любое из приведенных определений. Он

может также каким-то образом попытаться их синтезировать, или даже

попробовать сконструировать свое собственное определение. Но для этого надо

знать, что многообразие и различие определений социальной философии во

многом связано с тем, что до сих пор не ясен проблемно-предметный статус

социальной философии. Причины этого разнообразны. Сказывается

нигилистический (отрицающий полностью все прошлые достижения) разрыв с

"истматовским" прошлым. Влияет утверждение с середины 80-х годов

"плюрализма мыслей, а не знаний". Сказываются и трудности в освоении

современной западной литературы.

На последней причине остановимся более подробно. Несколько десятилетий даже

советские философы-профессионалы, не говоря уже о тех, кто изучал философию

в высших учебных заведениях или просто интересовался ею, были лишены

возможности общаться с зарубежными коллегами-немарксистами и читать

зарубежную философскую литературу. Следствием этого, помимо всего прочего,

явилось то, что с конца 80-х годов книжный рынок обрушил на читателей такой

объем ранее неизвестной литературы, который просто трудно было освоить. Но

дело не только в этом. В России стало модным многое из того, что за рубежом

уже было историей философии.

Если на западе термин "социальная философия" стал весьма распространенным в

середине ХХ века, то в России - лишь в завершающие его 90-е годы.

Справедливости ради следует отметить, что и на Западе нет единого мнения о

сущности социальной философии. Так, учебник для студентов Оксфорда содержит

разделы о сущности общества, личности, социальной справедливости,

социальном равенстве и его поддержании, здравоохранении, моральных нормах и

праве.19 Другой учебник, изданный в Дармштадте, рассматривает концепции

общества, идею свободы воли и ответственности человека, проблемы наказания,

власти, политические системы, теории справедливых войн и т.д.20 Этот список

можно продолжить.

Отметим, что подходы отечественных авторов так же различны и все они имеют

право на существование, так как не являются альтернативными, а лишь

дополняют друг друга, рассматривая сложный социальный мир с различных

сторон философского мировоззрения.

Какую роль играет социальная философия в обществе? Прежде, чем ответить на

этот вопрос, напомним функции философии: ведь в значительной мере они

являются общими и для социальной философии.

1) функция экстраполяции универсалий (выявление наиболее общих идей,

представлений, понятий, на которых базируется общественно-историческая

жизнь людей);

2) функция рационализации и систематизации (перевод в логическую и

теоретическую форму суммарных результатов человеческого опыта во всех его

разновидностях: практическом, познавательном, ценностном);

3) критическая функция (критика догматического способа мышления и познания,

заблуждений, предрассудков, ошибок);

4) функция формирования теоретического обобщенного образа мира на

определенной ступени развития общества.

Говоря о специфике социальной философии, следует особое внимание уделить

следующим ее функциям:

1) гносеологическая функция (исследование и объяснение наиболее общих

закономерностей и тенденций развития общества в целом, а также общественных

процессов на уровне больших социальных групп);

2) методологическая функция (социальная философия выступает как общее

учение о методах познания социальных явлений, наиболее общих подходах к их

изучению);

3) интеграция и синтез социального знания (установление всеобщих связей

социального бытия);

4) прогностическая функция социальной философии (создание гипотез об общих

тенденциях развития социальной жизни и человека);

5) мировоззренческая функция (в отличие от других исторических форм

мировоззрения - мифологии и религии - социальная философия связана с

понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением социального мира);

6) аксиологическая или ценностная функция (любая социально-философская

концепция содержит в себе оценку исследуемого объекта;

7) социальная функция (в наиболее широком смысле социальная философия

призвана выполнять двуединую задачу - объяснять социальное бытие и

способствовать его материальному и духовному изменению);

8) гуманитарная функция (социальная философия должна способствовать

формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивной

цели жизни).

Функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них

предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Таким

образом, очевидно, что социально-философское исследование общественных

процессов будет тем более успешным, чем с большей тщательностью будет

обращено внимание на каждую из функций философии.

Известный философ К.Х.Момджян справедливо отмечает, что, в отличие от

конкретных наук, каждая из которых разрабатывает свою "делянку", у

философии хватает дерзости попробовать осмыслить мир в его тотальности,

универсальности, всеобщности. Эта тотальность раскрывается ею в двух

взаимосвязанных аспектах, которые условно можно назвать "субстанциальным" и

"функциональным". В первом случае речь идет о поиске существенных и

неслучайных сходств между подсистемами целостного мира (примером которого

может служить их подчиненность универсальным принципам каузально-

функциональной связи, на существовании которых настаивают концепции

философского детерминизма). Во втором случае речь идет о попытках

объяснения подобных сходств путем раскрытия существенных и неслучайных

связей, реальных опосредований между соотносимыми "царства бытия".21

Таким образом, основная задача социальной философии состоит в том, чтобы

раскрыть сущность общества, охарактеризовать его как часть мира,

отличающуюся от иных его частей, но связанную с ними в единый мировой

универсум.

Вместе с этим социальная философия выступает как особая теория, имеющая

свои категории, законы и принципы исследования.

В силу большой степени общности своих положений, законов и принципов,

социальная философия выступает и как методология для других общественных

наук

Использумаемая литература

1. Никифоров А.Л. Является ли философия наукой? // Философские

науки.1989.N6. С.53.

2. Чанышев А.Н. Некоторые соображения по поводу статьи двух философов //

Вестник Моск. ун-та. Сер. "Философия". 1991.N2. С.88.

3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. C.68.

4. Социальная философия. М.,1996. С.51.

5. Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.39. С.67.

6. Поппер К.Р. Нищета историцизма \\ Вопросы фи- лософии. 1992. N 4. C.49.

7. Дубов А.П. Падение Запада и глобальные проблемы человечества

(общедоступное введение) // Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск,1993.

С.6.

8. Фихте И.Г. Основные черты современной эпохи // Мир философии: Книга для

чтения. Ч.2. М.,1991. С.445.

9. Философский энциклопедический словарь. М.,1989. С.733.

10. Чешков М. Понимание целостности мира: в поисках неформационной

парадигмы // Мировая экономи- ка и международные отношения. 1990. N 5. С.33-

48.

11. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.,1992. С.5-6.

12. Человек и общество. Основы современной цивилизации: Хрестоматия.

М.,1992. С.51-52.

13. Ковалев А. Еще раз о формационном и цивилизационном подходе //

Общественные науки и современность. 1996.С.97-104..

14. Очерки социальной философии. М.,1994. С.16.

15. Теория познания: В 4-х т. Т.4. Познание социальной реальности. М.,1995.

16. Никифоров А. Революция в теории познания? // Общественные науки и

современность. 1995. N 4. С.117.

17. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992. С.527.

18. Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1. М.,1993. С.90.

19. Грэхем Г. Современная социальная философия. Оксфорд, 1988.

20. Форшнер М. Человек и общество: основные понятия социальной философии.

Дармштадт, 1989.

21. Момджян К.Х. Социум. Общество. История. М.,1994. С.68.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.