Рефераты. Философия истории






форме - в важный фактор общественных производственных отношений;

видоизменение и модификацию классов; возникновение новой иерархии ценностей

с приоритетом общечеловеческих ценностей над классовыми.

В заключение анализа теории общественно-экономических формаций необходимо

отметить: К.Маркс не претендовал на то, чтобы его теорию сделали

глобальной, которой подчиняется все развитие общества на всей планете.

"Глобализация" его взглядов произошла позднее, благодаря интерпретаторам

марксизма.

В конце XIX - начале ХХ века возник новый культурологический подход к

пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н. Я. Данилевского, О.

Шпенглера, позднее А. Тойнби. Они выдвинули идею о цивилизационной

структуре общественной жизни. По их представлениям, основу общественной

жизни составляют более или менее изолированные друг от друга "культурно-

исторические типы" (Данилевский) или "цивилизации" (Шпенглер, Тойнби),

проходящие в своем развитии ряд последовательных стадий: зарождение,

расцвет, старение, упадок.

Для всех этих концепций характерны такие особенности, как: отказ от

европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о

существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны

локальность и разнокачественность; утверждение об одинаковом значении всех

культур в историческом процессе.

Что же такое цивилизация - термин, упоминаемый нами уже несколько раз?

Сейчас его часто используют, причем, не только в качестве существительного,

но и как прилагательное, поэтому понятно, что значений этого термина

множество. "Философский энциклопедический словарь" дает три трактовки:

1) цивилизация - это синоним культуры, в марксистской философии

употребляется также для обозначения материальной культуры;

2) уровень, ступень общественного развития, материальной и духовной

культуры;

3) ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф.

Энгельс).10

К указанным трем трактовка можно добавить и понятия, разработанные

философами ХХ века:

1) цивилизация - определенная ступень в развитии культуры народов и

регионов (А.Тойнби, П.А.Сорокин);

2) ценность всех культур, носящая общий характер для всех народов

(К.Ясперс);

3) конечный момент в развитии культуры того или иного народа или региона -

его "закат" (О.Шпенглер);

4) высокий уровень материальной деятельности челове- ка, орудий труда,

технологии, экономических и политических отношений и учреждений (Н.Бердяев,

С.Булгаков).

Однако в современной социальной философии под цивилизацией чаще понимают

крупномасштабную социокультурную общность людей и народов.

Теория цивилизаций имеет множество достоинств, помогая раскрыть механизмы

исторического развития, выявить его пути и особенности. Ее сторонники

особое внимание уделяют непрерывности, эволюционности общественного

процесса. Отсюда, кстати, следует вывод о том, что революции - это

вынужденный, нежелательный акт.

Цивилизационный подход помогает увидеть в истории поливариативность, не

отбрасывая некие варианты, как не отвечающие критериям какой-то одной

культуры. С его помошью можно выделить ряд социально-культурных различий

современных восточной и западной цивилизаций. Приведем лишь три примера:

1. по характеру связи личности и общества (восточная цивилизация

ориентирована на общество, с полным подчинением ему человека; западная - на

личность, ее индивидуализм, приоритеты интересов отдельного человека перед

интересами об- щества);

2. по социально-психологическим установкам человека (человек Запада чаще

всего не удовлетворен настоящим, ему характерно стремление улучшать его; в

восточной культуре новое и старое должны уравновешиваться, нужно следовать

традициям дедов и прадедов, великих учителей прошлого);

3. по характеру развития социокультурной жизни (изменения западного образа

жизни скорее и чаще скачкообразны, чем плавны; восточные культуры

развиваются более эволюционным путем, они стабильны, устойчивы, опираются

на духовные ценности прошлого).

Последователи К.Маркса почти полностью отрицали роль личности в истории.

"Незаменимых людей нет!" - так это отразилось на уровне массового сознания

советского периода истории России. В теории цивилизаций анализ роли

личностного фактора приобретает особое значение. При этом делается вывод, с

которым трудно не согласиться: в истории бывают такие периоды когда роль

одного человека в решении каких-то исторических проблем может быть более

значимой, чем роль других факторов, даже взятых вместе.

Но и цивилизационный подход к пониманию исторического процесса не лишен

некоторых недостатков. В частности, в нем не учитывается связь между

различными цивилизациями, не объясняется феномен повторяемости.

Какие этапы в развитии общества и соответственно типы обществ выделяет

современная социально-философская мысль?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, вспомним как мы без труда выделили

периоды: древний мир, средние века, новое и новейшее время, для каждого из

которых характерен свой способ производства, тип культуры и т.д. С этой

периодизацией, исходя из современных данных, полученных историческими

науками, не согласны прежде всего многие историки. И хотя это тема

отдельного и увлекательного исследования, отметим позицию известного

французского историка Жака Ле Гоффа, который в 1991 году в предисловии к

русскому изданию книги, посвященной исследованию средневековой западной

цивилизации писал: "...Сегодня я настаивал бы на расширении временных

рамок, на "долгом" Средневековье, охватывающем эпоху, начинающуюся со II -

III-го столетия поздней Античности и не завершающуюся Ренессансом (XV - XVI

века), связь которого с Новым временем, на мой взгляд, преувеличена.

Средневековье длилось, по-существу, до XVIII в., постепенно изживая себя

перед лицом Французской революции, промышленного переворота XIX в. и

великих перемен века двадцатого. Мы живем среди последних материальных и

интеллектуальных остатков Средневековья".11

При всей неожиданности выводов Ле Гоффа, он не одинок и имеет много

сторонников, желающих уточнить принятую периодизацию истории общества.

Современная философская мысль пошла в сторону укрупнения выделяемых этапов.

Так, наиболее используемым в западных учебниках является подход, когда

выделяют:

1) традиционное общество (докапиталистическое),

2) капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму

индустриального общества, зародившуюся в XVII - XVIII веках в Западной

Европе, а также индустриальное об- щество, начиная с середины XIX века),

3) постиндустриальное общество (с 60-х годов ХХ века).

Таким образом, человечество проходит как бы три "волны" цивилизации. В

традиционном обществе преобладало сельское хозяйство, в индустриальном -

промышленность, в постиндустриальном - сфера услуг, в которой определяющую

роль играет информация. Информация в современном обществе стала фактором,

влияющим на все его развитие.

Термин "индустриальное общество" появился в философской литературе

благодаря основоположникам социологии - О. Конту и Г. Спенсеру. Понятие

"постиндустриальное общество" ввел в научный оборот современный

американский ученый Д.Белл. Отличие индустриального и постиндустриального

об- ществ, как полагает Д.Белл, состоит в том, что "осевым институтом"

индустриального общества является частная собственность, а

постиндустриального общества - творческое знание.

Вот уже более трети века широко известна и нашла многих сторонников

концепция ученого из Кембриджского университета (Великобритания) У. Ростоу,

названная им "теорией стадий экономического роста". У. Ростоу выделяет пять

"стадий" в развитии общества:

1) традиционное общество;

2) стадия создания предпосылок для подъема;

3) стадия сдвига;

4) стадия роста;

5) период высокого уровня массового потребления.

У.Ростоу поясняет, что в конечном итоге, различие между традиционным и

современным обществом, по его мнению, состоит в том, является ли уровень

капиталовложений низким по отношению к приросту населения. Исходя из

предыдущей периодизации истории общества, можно понять, что такое

традиционное общество, но другие стадии, выделенные У.Ростоу, требуют

уточнения. "Общество в процессе перехода" - это пе- риод, когда создаются

условия для "сдвига", то есть накапливаются условия, необходимые для

перехода к индустриальной цивилизации. Период (стадия) сдвига - это период

промышлен- ной революции, которая была связана с изменением методов

производства. Стадия роста - "это стадия, когда экономика демонстрирует,

что у нее есть технические и предприниматель- ские возможности производить,

если не все, то почти все, что она предпочитает производить".12

"Теория стадий экономического роста" очень близка подразделению всемирной

истории на традиционное, индустри- альное и постиндустриальное общество.

Одна из причин этого состоит в том, что в основу периодизации положено

развитие орудий труда.

Мы не раз имели возможность убедиться в том, что ныне социальная философия

развивается стремительными темпами. Вот еще один яркий тому пример. Недавно

известный российский философ А.М.Ковалев выступил со своим подходом к

осмыслению всемирной истории, в котором он попытался объединить имеющиеся

точки зрения, выдвинув "способ производства общественной жизни" как

совокупность человеческого потенциала, социальных условий и природной

среды. Эта единая концепция исторического процесса, утверждает Ковалев,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.