Рефераты. Философия Древнего Китая






наследственной аристократии.

Мо-цзы выступил против наследования власти по принципу родства.

Впервые в истории Катая он выдвинул теорию происхождения государства и

власти на основе общего договора людей, согласно которому власть вручалась

“самому мудрому из людей” независимо от его происхождения. Во многом

взгляды Мо-цзы на государство перекликаются с идеями Платона, Эпикура,

Лукреция.

Центральным в учении моистов является принцип “всеобщей любовь”,

которые представляют собой этическое обоснование идеи равенства людей и

требования свободных низов древнекитайского общества права участия в

политической жизни.

В учении Сюнь-цзы традиционные идеи об основе управления,

излагавшиеся Конфуция и Мэн-цзы, были переосмыслены в духе компромисса

между древними ритуалами и единым современным централизованным

законодательством.

В конце правления Чжоуской династии появляется школа так называемых

легистов (законников). Легисты главными представителями которых были Цзы-

чан, Шан Ян и Хань Фэй-цзы, решительно выступали против пережитков родовых

отношений и главного их носителя - наследственной аристократии. Поэтому

легисты не менее резко, чем моисты, критиковали конфуцианство. Легисты

отвергали методы управления, основанные на ритуале и родовых традициях

отводя главную роль единым, обязательным для всех законам и абсолютной,

ничем не ограниченной, власти правителя.

Они указывали на две стороны законы - вознаграждение и наказание, при

помощи которых правитель подчиняет себе подданных.

Законодательство, продуманная система наград и наказаний, система

круговой поруки и всеобщей слежки - вто что должно было обеспечивать

единство государства и прочность власти правителя. Легисты разделяли

взгляды Мо-цзы о выдвижении талантливых людей независимости от ранга и

родственных отношений с правителем.

Теоретически легисты, как и моисты, выступали за равные возможности

для возвышение в стране каждого человека.

Значительное место в истории древнекитайской мысли занимаю утопические

воззрения.

Основой древнекитайских утопий об идеальном обществе были идеи

уравнительности и мира.

В III в. до н. э. с проповедью идей эгалитаризма выступает Сюй Син,

представитель так называемой школы “аграрников”.

В утопической концепции Сюй Сина отражены представления обездоленных и

угнетенных масс чжоуского общества. Их значение состояло в том, что они

подрывали догматы конфуцианства о незыблемости и справедливости

общественного порядка в Поднебесной.

Мэн цзы, с точки зрения конфуцианцев, считает наилучшей системой

организации труда - совместную обработку общественных полей и взаимопомощь

членов общины.

Лао цзы выступал с идеей создания общества без эксплуатации и

угнетения, но его идеалом была патриархальная община.

Прогрессивным моментом социальных утопий и крупным завоеванием

политической мысли Древнего Китая является идея естественного происхождения

государственной власти как результата общественного соглашения людей.

Период, предшествующий появлению государства, всеми мыслителями, за

исключением конфуцианцев, изображается в самом неприглядном свете.

природа человека.

В древне китайском обществе в силу устойчивости кровно родственной

общины (патронимии) человек рассматривался как частица общины, рода, клана.

Поэтому при рассмотрению природы человека древнекитайские мыслители брали в

качестве объекта не индивида, а некую абстракцию, “человека вообще”.

Однако и в Китае по мере развития классовой борьбы и роста

имущественной дифференциации внутри общины шел процесс выделения человека

как индивида; он постепенно становился предметом размышления философов.

Первый вопрос о природе человека поставил Конфуций в связи со своей

концепцией воспитания и обучения.

Сама идея Конфуция была весьма плодотворной, ее дальнейшее развитие

привело к появлению двух противоположных концепций - о “доброй природе” и о

“злой природе”. Общей для той и другой концепции была убежденность в том,

что природа человека с помощью воспитания, усовершенствования общества,

законов может быть изменена. Моисты развивали идею о том, что

обстоятельства жизни людей делают их добрыми или злыми, а сама по себе

изначальная природа человека весьма неустойчива и может быть и доброй и

недоброй.

Впервые вопрос о человеке как индивиде поставил Ян Чжу. Этические

воззрения Сводятся к положениям о раскрытии человеком тех свойств, которые

заложены в нем от рождения природой. Он рассматривал жизнь и смерть как

форму бытия природы.

Отвергая идеи Ян Чжу, конфуцианцы приводят в систему взгляды Конфуция

о воспитании и управлении. Они утверждали, что природа человека изначально,

врожденно добра.

Высшими критериями доброты, согласно Мэн Цзы, является конфуцианские

этические принципы.

Древнекитайские мыслители, особенно выражавшие интересы сил,

оппозиционных наследственной аристократии, в своих взглядах на человека

делали упор не только на возможность переделать его природу, но

подчеркивали активную преобразующую роль человеческой деятельности. Впервые

этот вопрос поставил Мо-Цзы, который в способности людей к сознательной

деятельности видел главное отличие человека от животных и условие изменения

жизни самих людей. Впоследствии аналогичную точку зрения высказывали Сюнь

Цзы и представители школы легистов: “люди одинаковы по природе и

“благородный муж и простолюдин” от природы равны, но разница между ними

возникает в результате накопления добрых качеств и преодоления злых”. Сюнь-

Цзы обосновывал социальную роль воспитателя, с помощью которого можно

“переделать изначальную природу человека”.

Взгляды сторонников даосизма на природу человека вытекают из их учения

о первозаконе. Природа человека соответствует дао, она пуста, непознаваема,

смысл жизни - в следовании естественности и недеянии.

Чжуан-цзы считал что природа человека и окружающий мир в следствии

свое бесконечной и скоротечной изменчивости непознаваема.

Природа знания и логические идеи.

Человеческое сознание, мышление в китайской философии стали предметом

специального исследования лишь в конце IV в. до. н. э. До этого времени по

вопросу о природе мышления имелись лишь отдельные высказывания.

Вопрос о знании и его источники сводился в основном к изучению древних

книг заимствованию опыта предков. Древнекитайских мыслителе не интересовало

понятийно-логическая основа знания.

Конфуций считал основным методом получения знаний - обучения, а

источником знания древнее придание и летописи.

Конфуций проповедовал способ восприятия знаний через призму

традиционных установлений и подгонки новых знаний, нового опыта под

авторитеты древности.

Превратившись в освященную авторитетом веков традицию и привычку,

конфуцианский образ мышления став серьезным препятствием развития науки и

мысли в Китае.

Антиподом конфуцианства была школа ранних и поздних моистов. Их

взгляды на познание были не только обобщением достижений китайских мыслей V-

III в. до н. э. в области изучения мышления и процесса познания, но

вершиной достижения китайской философии в области гносеологии и логики

вплоть до конца XIX в.

Заслуга Мо-цзы и моистов в истории китайской философии состоит в том,

что они первыми начали изучать сам процесс познания, поставили вопрос о

критерии знания, об источнике знания, о путях познания человеком

окружающего мира и самого себя. Они рассматривали вопросы о целях и

проктическом значении знания, о критерии истенности и пытались дать ответы

на них.

Исторически сложилось так, что развитие Китая в течение длительного

периода времени шло обособленно от развития европейских стран. Знания

китайцев об окружающем их мире были очень ограниченными это способствовало

появлению Древнем Китае представлений о том, что Китай является центром

мира, а все остальные страны находятся в вассальной зависимости от него.

Что же касается Европы, то она по-настоящему “открыла” Китай лишь в

период позднего средневековья, когда после путешествия Марка Пола в Китай

стали прибывать миссионеры для обращения многомиллионной массы китайцев в

христианство. Миссионеры плохо знали историю страны, ее культуру, не сумели

понять ее культуру и традиции. Это привело к искажению истинного облика

китайской культуры, в том числе и основной части философии.

С легкой руки миссионеров Китай то представал как страна особых,

неповторимых в своей оригинальности традиции и культуры, где люди всегда

жили по иным социальным законам и нравственным нормам, чем в Европе, то как

страна где якобы в первозданной чистоте сохранились утраченные на Западе

истинные моральные принципы. Это привело к появлению двух диаметрально

противоположных точек зрения на историю китайской культуры и философии,

одна из которых сводилась к проитвопоставлению западной и китайской

культуры и философии за счет принижения последних, а другая - к превращению

отдельных элементов китайской культуры в том числе и философских учений

(конфуцианство), в образец для подражания.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.