Рефераты. Философия Древнего Китая






Философия Древнего Китая

ПЛАН:

I Введение

II Философия Древнего Китая

1. Особенности развития философии в Китае

а) основные этапы развития философской мысли

б) специфика философии

2. Школы в китайской философии

3. Основные проблемы, которые были поставлены древнегреческими

мыслителями

а) Небо и происхождение всего сущего

б) Общество и человек

в) Природа и человек

г) Природа знания и логические идеи.

III Заключение

Китай - страна древней истории, культуры, философии; уже в середине

второго тысячелетия до н. э. в государстве Шан-Инь (XVII-XII вв. до н. э.)

возникает рабовладельческий уклад хозяйства. Труд рабов, в которых обращали

захваченных пленных, использовался в скотоводстве, в земледелии. В XII веке

до н. э. в результате войны государство Шань-Инь было разгромлено племенем

Чжоу, которое оснавала свою династию, просуществовавшую до III в. до н. э.

В эпоху Шан-Инь и в начальный период существование династии Джок

господствующим было религиозно-мифологическое мировоззрение. Одно из

отличительных черт китайских мифов был зооморфный характер действующих в

них богов и духов. Многие из древнекитайских божеств (Шан-ди) имели явное

сходство с животными, птицами или рыбами. Но Шан-ди был не только верховным

божеством, но и их родоначальником. Согласно мифам, именно он был предком

племени Инь.

Важнейшим элементом древнекитайской религии был культ предков,

который строился на признании влияния умерших на жизнь и судьбу потомков.

В глубокой древности, когда еще не было ни неба, ни земли, Вселенная

представляла собой мрачный бесформенный хаос. В нем родились два духа- инь

и ян, которые занялись упорядочением мира.

В мифах о происхождении Вселенной налицо очень смутные, робкие

зачатки натурфилософии.

Мифологическая форма мышления, как господствующая, просуществовала

вплоть до первого тысячелетия до н. э.

Разложение первобытнообщинного строя и появления новой системы

общественного производства не привели к исчезновению мифов.

Многие мифологические образы переходят в позднейшие философские

трактаты. Философы, жившие в V-III в. до н. э., часто обращаются к мифам

для того, чтобы обосновать свои концепции истинного правления и свои нормы

правильного поведения человека. Вместе с тем конфуцианцы осуществляют

историзацию мифов, демифологизацию сюжетов и образов древних мифов.

“Историзация мифов, заключавшаяся в стремлении очеловечить действия всех

мифических персонажей, была главной задачей конфуцианцев. Стремясь привести

мифические предания в соответствие с догмами своего учения, конфуцианцы не

мало потрудились для того, чтобы превратить духов в людей и для самих мифов

и легенд найти рациональное объяснение. Так миф стали частью традиционной

истории”. Рационализированные мифы становятся частью философских идей,

учений, а персонажи мифов - историческими личностями, используемыми для

проповеди конфуцианского учения.

Философия зарождалась в недрах мифологических представлений,

использовала их материал. Не была исключением в этом отношении и история

древнекитайской философии.

Философия Древнего Китая тесно связана с мифологией. Однако эта связь

имела некоторые особенности, вытекавшие из специфики мифологии в Китае.

Китайские мифы предстают прежде всего как исторические предания о прошлых

династиях, о “золотом веке”.

Китайские мифы содержат сравнительно мало материала, отражающие

взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с

человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии

в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения

Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом

пределе” - тайцзи, о силах инь и ян и даже учения о дао, ведут свое начало

от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о

небе и земле, о “восьми стихиях”.

На ряду с появлением космогонических концепций, в основе которых

лежали силы ян и инь, возникает наивно-материалистические концепции,

которые прежде всего были связаны с “пятью первостихиями”: вода, огонь,

металл, земля, дерево.

Борьба за господство между царствами привела во второй половине III

в. до н. э. к уничтожению “Сражающихся царств” и объединению Китая в

централизованное государство под эгидой сильнейшего царства Цинь.

Глубокие политические потрясения - распад древнего единого

государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между крупными

царствами за гегемонию - нашли свое отражение в бурной идеологической

борьбе различных философско-политических и этических школ. Этот период

характеризуется рассветом культуры и философии.

В таких литературно- исторических памятниках как “Ши цзин”, “Шу

цзин”, мы встречаем определенные философские идеи, возникшие на основе

обобщения непосредственной трудовой и общественно-исторической практики

людей. Однако подлинный расцвет древней китайской философии приходится

именно на период VI-III в до н. э., который по праву называют золотым веком

китайской философии. Именно в этот период появляются такие произведения

философско-социологической мысли, как “Дао дэ цзин”, “Лунь юий”, “Мо-цзы”,

“Мэн-цзы”, “Чжуан-цзы”. Именно в этот период выступают со своими

концепциями и идеями великие мыслители Лао-Цзы, Конфуций, Мо-цзы, Чжуан-

цзы, Сюнь-цзы. Именно в этот период происходит формирование китайских школ

- даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, натурфилософов, оказавших затем

громадное влияние на все последующее развитие китайской философии. Именно в

этот период зарождаются те проблемы. Те понятия и категории, которые затем

становятся традиционными для всей последующей истории китайской философии,

вплоть до новейшего времени.

особенности развития философии в китае.

Два основных этапа развития философской мысли в Древнем Китае: этап

зарождения философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до

н. э., и этапу расцвета философской мысли - этапу соперничества “100 школ”,

который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.

Период складывания философских воззрений древних народов, которые

жили в бассейнах рек Хуанхэ, Хуайхэ, Ханьшуй (VIII-VI вв. до. н.э.) и

заложили основы китайской цивилизации, по времени совпадает с аналогичным

процессом в Индии и Древней Греции. На примере возникновения философии в

этих трех районах можно проследить общность закономерностей, по которым шло

становление, развитие человеческого общества мировой цивилизации.

Одновременно история становления и развития философии неразрывно

связана с классовой борьбой в обществе, отражает эту борьбу. Противостояние

философских идей отражало борьбу различных классов в обществе, борьбу между

силами прогресса и реакцией, цеплявшиеся за все старое освящавшее

авторитетом традиции, нерушимость и вечность своего господства. В конечном

итоге столкновения взглядов и точек зрения выливались в борьбу двух

основных направлений в философии - материалистического и идеалистического -

с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.

Специфика китайской философии непосредственно связана с ее особой

ролью в той острой социально-политической борьбе, которая имела место в

многочисленных государствах Древнего Китая периодов “Весны и осени” и

“Сражающихся Царств”. Развитие социальных отношений в Китае не привело к

четкому разделению сфер деятельности внутри господствующих классов. В Китае

своеобразное разделение труда между политиками и философами не было ярко

выражено, что обусловило прямую, непосредственную подчиненность философии

политической практике. Вопросы управления обществом, отношения между

различными социальными группами, между царствами - вот что преимущественно

интересовало философов Древнего Китая.

Другая особенность развития китайской философии связанно с тем, что

естественнонаучные наблюдения китайских ученых не находили, за небольшим

исключением, более или менее адекватного выражения в философии, так как

философы, как правило, не считали нужным обращаться к материалам

естествознания. Пожалуй, единственным исключением в этом роде является

школа моистов и школа натурфилософов, которые, однако, после эпохи Чжоу

прекратили свое существование.

Философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись

друг от друга не проходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем

самым китайская философия лишила себя надежного источника для формирования

цельного и всестороннего мировоззрения, а естествознание, призираемое

официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом

одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим

компасом китайских естествоиспытателей оставались древнее

наивноматериалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.

Этот взгляд возник в Древнем Китае на рубеже VI и V веков и

просуществовал вплоть до нового времени. Что касается такой прикладной

отрасли естествознания, как китайская медицина, то она и по сей день

руководствуется этими идеями.

Таким образом оторванность китайской философии от конкретных научных

знаний сузило ее предмет. В силу этого натурфилософские концепции,

объяснения природы, а также проблемы сущности мышления, вопросы природы

человеческого сознания, логики не получили в Китае большего развития.

Обособленность древнекитайской философии от естествознания и

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.