Рефераты. Философия






мире, и т.д. Это учение об антиномичности разума, служившее у К.основанием

для дуализма “вещей в себе” и “явлений” и для агностицизма, стало толчком

для разработки положительной диалектики в нем.классич.идеализме. Напротив,

в понимании познания, поведения и творчества это учение осталось в плену

дуализма, агностицизма и формализма. Так, в этике К.провозглашал ее

осн.законом безусловное повеление, требующее руководствоваться таким

правилом, кот.совершенно независимо от нравственного содержания поступка

могло бы стать всеобщим законом поведения. В эстетике он сводит прекрасное

к “незаинтересованному” удовольствию, независящему от того, сущ-ет или

несущ-ет предмет, изображ.в произведен.искусства, и обусловленному только

формой. Впрочем, провести последовательно свой формализм К.не смог: в этике

- вразрез с формальным хар-ом категорического императива- он выдвинул

принцип самоценности каждой личности, кот.не должна быть приносима в жертву

даже во имя блага всего общ-ва; в эстетике - вразрез с формализмом в

понимании прекрасного - объявил высшим видом искусства поэзию, т.к.она

возвышается до изображения идеала, и т.д. Прогрессивным было учение К.о

роли антогонизмов в историч.процессе жизни общ-ва и учение о необходимости

вечного мира. Средством к установлению и сохранению мира К.считал развитие

международной торговли и общения с взаимными выгодами для различных

государств. Изобилующее противоречиями учение К.оказало огромное влияние на

последующее развитие научной и философской мысли.

20.Фил-ая концепция Гегеля. Система и метод.

Гегель - нем.философ, объективный идеалист, представитель нем.классич.фил-

ии. В молодости Г.отличался радикальным образом мышления, приветствовал

фр.революцию, выступал против феодальн.порядков прусской монархии. Реакция,

кот.началась после Венского конгресса , оказала влияние и на Г. Философия

Г.своеобразно отразила противоречиывй хар-ер развития Германии накануне

буржуазной революции, в ней сказалась двойственная природа нем.буржуазии,

идеологом кот.был Г. Отсюда, с одной стороны, прогрессивные и даже

революц.тенденции его философии как выражение идейной подготовки буржуазной

революции в Германии, а с др.- консервативные и реакционные идеи как

результат непоследовательности и трусости нем.буржуазии, ее склонности к

компромиссам с реакционным юнкерством. Анализируя категорию отчуждения, Г.,

хотя и в идеалистической форме , “ухватывает сущность труда”, т.е.многие

важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и

его историю как “результат его собственного труда” , а следовательно,

догадывается о некотоых реальных закономерностях истории. Г.обосновывает

тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное

положение философии Г.- тождество бытия и мышления,т.е.понимание реального

мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г.рассматривал как

исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя.

В развитом виде содержание системы абсолютного (объективного) идеализма

Г.состоит в следующем. В основе всех явлений природы и общ-ва лежит

абсолют, духовное и разумное начало - “абсолютная идея”, “мировой разум”

или “мировой дух”. Это начало активно и деятельно, причем деятельность его

состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. В своем развитии абсолютная

идея проходит три этапа: 1)развитие идеи в ее собственном лоне, в “стихии

чистого мышления”- Логика, где идея раскрывает свое содержание в системе

связанных и переходящих друг в друга логических категорий; 2)развитие идеи

в форме “инобытия”, т.е.в форме природы, - Философия природы; природа не

развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических

категорий, составляющих ее духовную сущность; 3)развитие идеи в мышлении и

истории (в “духе”) - Философия духа. На этом этапе абсолютная идея вновь

возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах

человеч.сознания и деятельности. Его собственной системой завершается, на

взгляд Г., процесс саморазвития абсолютной идеи и вместе с тем ее

самопознание. Ценнейшим приобретением философии Г.была диалектика,

изложенная особенно полно в “Науке логики” (1812-16). Исключительно велик

вклад Г.в теорию познания, в частности большое значение имеет его глубокая

критика созерцательности, кантовского дуализма “вещей в себе” и явлений.

Большой интерес представляют также такие работы Г., как “Философия права”,

“Лекции по истории философии”, “Лекции по эстетике”, “Лекции по философии

истории”. Во всех областях фил-ии он оставил глубокий след, применяя

диалектику, глубоко анализируя актуальные проблемы науки. Однако диалектика

Г.была облечена в мистическую оболочку. Идеализм философии Г.привел к

прямой измене его собственным диалектическим идеям (признание завершенности

развития мира и познания, мистификация диалектики, распространение принципа

развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в

развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и

нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики и др.),

к националистич.предрассудкам и т.д.

21.антрополологич.мат-изм Фейербаха.

Хар-ая особенность мат-ма Фейербаха- антропологизм, явившийся следствием

историч.условий предреволюц-ой Германии и выражением идеала

революц.буржуазн.демократии. исходным пунктом фил-ой эволюции Ф.была

критика идеалистического понимания Гегелем человеч.сущности, сведение ее к

самосознанию. Отказ от подобной точки зрения неминуемо вел и к отказу от

идеализма вооюще. Заслугой Ф.явл.подчеркивание связи идеализма с религией.

Резкой критике подвергает Ф.также идеалистич.хар-ер гегелевской диалектики.

Критика Гегеля открывала путь к использованию рацион-го содержания

гегелевской философии и в этом отношении способствовала формированию

марксизма. Однако Ф.просто отбросил фил-ию Гегеля и поэтому не сумел

увидеть главного его достижения- диалектики. Осн.содерж.и смысл фил-ии Ф.-

отстаивание мат-ма. Антропологизм Ф.проявл-ся в выдвижении на первый план

сущности человека, кот.рассм-ся им как “единственн.,универс-ый и высший”

предмет фил-ии. Но провести последовательно матер-ую точку зрения в этом

вопросе Ф.не удается, т.к.человек для него- абстрактный индивид, чисто

биологич.существо. в теории познания Ф.отстаивает точку зрения эмпиризма и

сенсуализма, решительно выступает против агностицизма. Вместе с тем он не

отрицал и значение мышления в познании, пытался хар-ть объект в связи с

деятельностью субъекта, выцсказывал догадки об общественной природе

человеч.познания и сознания и т.д. Но в целом Ф.не преодолел

созерцательности домарксовского материализма. Это связано с тем, что в

понимании истории Ф.еще целиком оставался на позициях идеализма.

Идеалистич.воззрения на обществ.явл-я вытекают из стремления Ф.применить

антропологию как универсальную науку к изучению общественной жизни.

Идеализм Ф.особенно ярко проявляется в исследовании религии и морали.

Религия рассматривается им как отчуждение человеческих свойств: человек как

бы удваивается и в лице бога созерцает свою собственную сущность. Таким

образом, религия выступает как “бессознательное самосознание” человека.

Причины такого удвоения Ф.видит в чувстве зависимости человека от стихийных

сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки Ф.о соц.и

историч.корнях религии.

22.Фил.понятие отчуждения и его преодоление у Маркса.

Отчуждение- понятие, хар-ее, во-первых, процесс и результаты превращения

продуктов человеч.деятельности (как практической - продукты труда, деньги,

общ-ые отношения и т.д., так и теоретическтой), а также свойств и

способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над

ними; превращение каких-либо явлений и отношений в нечто иное, чем они

являются сами по себе, искажение и извращение в сознании людей их реальных

жизненных отношений. Маркс, кот.уделил анализу О.большое внимание особенно

в “Экономическо-философских рукописях 1884 года”, “Немецкой идеологии” и в

экономич.ркописях 1857-59, исходит из того, что О.выражает противоречия

определенной ступени развития общ-ва. Оно порождено антагонистическим

разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общ-

ые отношения формир-ся стихийно, выходят из-под контроля людей, а

результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и соц.групп и

выступают как навязанные либо др.людьми, либо сверхъестественными силами. В

центре внимания Маркса - анализ О.труда, при помощи кот.он хар-ет систему

капиталистич.отношений и положение пролетариата. Признание О.труда в

качестве основы всех др., в т.ч.и идеологических, форм О.давало возможность

понять искаженное, ложное сознание как результат противоречий реальной

общественной жизни. Таким образом, устанавливалась зависимость теории от

практики и на этой основе перестраивалась философия. Одновременно Маркс

обосновал задачу ликвидации О.путем коммунистического переустройства общ-

ва. В дальнейшем в своих классич.произведениях Маркс вычленяет различные

аспекты О.и обосновывает методологическую роль этой категории для анализа

функционирования и развития всей системы общественных отношений

капитализма.

23.разработка концепции матер-ма и диалектики в фил-ии Маркса.

Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь

Фейербаха, но считал, что человек не только природное сущ-во, а есть

природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.