Рефераты. Философия






искусства и культуры. Поэтому итальянский гуманизм характеризуется как

литературный, филологический.

15,16.Особенности фил-ии нового времени. Проблема метода познания в фил-ии

новых времен.(эмпиризм и рационализм).

Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном.

Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных,

изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о

сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости

гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,

количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие

теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного

(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и

областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,

опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению

взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли

рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического

познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.

Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.

17.Проблема человека в философии Просвещения.

Просвещение- общ-ое движение, представители кот.стремились установить

недостатки современного общ-ва, изменить его нравы, политику, быт,

установить идеи добра, справедливости, познания. В основе просвещения -

идеалистические представления о определенности знания, объясняющие пороки

людей непониманием ими своей природы. Боролись против церкви, религиозной

догматики, схоластических методов мышления. Человек, его свобода, свобода

человеческой воли, устройство общ-ва - это те вопросы, кот.в то время

обсуждались не только в философских дискуссиях, но и в практической

каждодневной политике. Философия просвещения выступала против всякой

метафизики. В области морали и педагогики просвещение проповедовало идеалы

гуманности и отвечающую запросам времени систему воспитания молодежи; в

области политики, юриспруденции и общественно-эконом.жизни - освобождение

человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом, перед

человечеством. Последнее представляет собой понятие, разработка

кот.является главной заслугой просвещения. Представители: Вольтер, Руссо.

Вольтер: высиупал сторонником механики и физики Ньютона, признавал сущ-ие

Бога-творца (деизм). Движение природы происходит по вечным законам, но Бог

неотделим от природы. Отвергая учение Декарта о душе и врожденных идеях, он

считал источником знания наблюдение и опыт. Изучение объективной

причинности (“Трактат о метафизике”). Изображал историю человечества как

историю борьбы человека за прогресс и образование. Руссо- признавал

бессмертие души. Дуалист (признание двойственности начала мира- синтез

духовного и материального). В теории познания придерживался сенсуализма

(направление, выводящее все познание из чувственных восприятий). Пытался

доказать, что одновременно с прогрессом культуры идет падение

нравственности, что заблуждения и предрассудки, облаченные в философско-

научную форму, заглушают голос природы и разума (все является добрым

поскольку выходит из рук творца, но вырождается под руками человека).

18.специфика немецкойя классической Ф.

В конце XVII - н. XIX вв. Германия приближалась к буржуазной рев-ции.

Ф. рев-ция предшествовала политическому перевороту. Важную роль в

формировании НКФ сыграли достижения естествознания и общественных наук.

Кант -основоположник нем. классич. идеализма. Разработал

концепцию происхождения солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Считал, что решению таких проблем в Ф. как проблемы бытия, морали

и религии должно предшествовать исследование возможностей человеческого

познания, и установление его границ. Мы познаем мир не так как он есть на

самом деле, а только так как он нам является. Утверждал существование

некоего предмета вне нашего сознания, к-рый он наз. вещь в себе

("ноумен"). Но последняя с другой стороны, принципиально

непознаваема, являясь потусторонней нашему сознанию

(трансцендентной). Два периода творчества - докритический и

критический. Докритический: идеи нерегулярного происхождения вселенной

из туманности, понятие отрицательных величин, для познания большую роль

играют исследования, а не индукция и не дедукция. Критический: критика

классич. разума, практическая теория познания, этика, эстетика и теория о

целесообразности. Фихте - отрицал агностицизм Канта, его представление о

вещи в себе. Предлагает объект "Я" и субъект "не Я". В основе мира лежит

какое-то конкретное "Я". Мир можно познать через интеллектуальную

интуицию. Метод познания: истину можно вывести с помощью тезиса,

антитезиса и синтеза. Тезис -высказывание, антитезис - противоположное

высказывание, синтез = тезис + антитезис. Антитезис нельзя вывести из

тезиса. Субъективный идеалист. Гегель - все, что существует,

существует в мышлении. В основе мира - абсолютная идея - мировой

разум. В своем развитии идея проходит три этапа, потому что активна:

1) развивается сама в себе, логике через систему категорий, существует

объективно; 2) идея выходит во вне и создает природу; 3) идея в

мышлении, развитие ее - в духе. Фейербах - материалист. Выступал против

идеалистической системы Гегеля. Показал, что идеализм является

теоретической основой религии. Критически оценивал агностицизм Канта.

Обосновал материалистическую теорию отражения. Ощущения не отделяют нас

от внешнего мира, а связывают нас с ним. Оно есть образ объективного

мира.

19.Фил-ая позиция Канта.

И.Кант нем.философи ученый, родоначальник нем.классич.идеализма. К.-

основатель “критического”, или “трансцендентального” идеализма. В так наз-

ый “докритический” период (до 1770) создал “небулярную” космогоническую

гипотезу, в кот.возниковение и эволюция планетной системы выводится из

первоначальной “туманности”. В это же время К.высказал гипотезу о сущ-ии

Большой вселенной галактик вне нашей Галактики, развил учение о замедлении

- в результате приливного трения- суточного вращения Земли и учение об

относительности движения и покоя. Исследования эти, объединенные материал-

ой идеей естественного развития вселенной и Земли, сыграли важную роль в

формировании диалектики. В фил-их работах “докритического” периода

К.наметил - под влиянием эмпиризма и скептицизма Юма- различие между

основанием реальным и основанием логическим,ввел в фил-ию понятие об

отрицательных величинах и осмеял увлечение современников мистикой и

“духовиднием”. Во всех этих работах ограничивается роль дедуктивно-

формальных методов мышления в пользу опыта. В 1770 состоялся переход К.к

воззрениям “критического” периода; в 1781 появилась “Критика чистого

разума”, за ней последовали “Критика практического разума” (1788) и

“Критика способности суждения” (1790). В них последовательно излагались:

“критическая” теория познания, этика, эстетика и учение о целесообразности

природы. В работах “критического” периода К.доказывает невозможность

построить систему умозрительной философии (“метафизики”, согласно принятой

тогда терминологии)- впредь до предварительного исследования форм познания

и границ наших познавательных способностей. Исследования эти приводят К.к

агностицизму- к утверждению, будто природа вещей, как они сущ-т сами по

себе (“вещей в себе”), принципиально недоступна нашему познанию: последнее

возможно только относительно “явлений”, т.е.способа, посредством кот.вещи

обнаруживаются в нашем опыте. Достоверное теоретическое знание имеется

только в математике и естествознании. Оно обусловлено, поК., тем, что

внашем сознании налицо “априорные” формы чувственного созерцания, такие же

априорные формы,или понятия, рассудка и априорные формы связи, или синтеза

чувственного многообразия и понятий рассудка, на кот.основываются, напр.,

закон постоянства субстанций, закон причинности, закон взаимодействия

субстанций. В разуме, поК., заложено неискоренимое стремление к

безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением

этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или

беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования

неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о

боге, как безусловно необходимом существе. К.считал, что с равной

доказательностью могут быть обоснованы противоположные решения: мир и

конечен и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) - и таких

частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные - и

существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно; имеется безусловно

необходимое существо- и такого существа нет. Таким образом, разум по

природе антиномичен, т.е.раздваивается в противоречиях. Однако,

противоречия эти, по К., все же лишь кажущиеся. Решение загадки- в

ограничении знания в пользу веры, в различении “вещей в себе” и “явлений”,

в признании “вещей в себе” непознаваемыми. Так, человек одновременно и не

свободен (как существо в мире явлений) и свободен (как субъект

непознаваемого сверхчувственного мира); существование бога недоказуемо (для

знания), и в то же время есть необходимый постулат веры, на

кот.основывается наше убеждение в существовании нравственного порядка в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.