Рефераты. Философия






чувств и ума, а потому в объекты сверхъестественного мира надо верить.

Вера и выступает главным способом постижения бытия. Религия востанавливает

мир идеальных сущностей, которые в практическом плане ведет к

доказательству приоритета духа над телом, необходимости заботы о душе с

всеми следствиями для образа жизни верующих, которые отсюда вытекают.

Связь с богом через культ и религиозную организацию (церковь) есть

критерием наличия религиозного мировозрения и принадлежности к

определенной конфессии.

Второй особенностью религиозного мировозрения есть его практичность,

поскольку вера без дел мертвая. А в связи с этим вера в бога и

сверхъестественный мир вообще вызовет своеобразный энтузиазм, то есть

жизненную энергию, которая предоставляет пониманию этого мира жизненного

характера. Религию создает народ, он есть и субъектом и объектом

религиозного творчества, которое в истории выступала источником мощных

сдвигов в обществе. В религии рядом со мироощущением доброе развитое

миропонимание, то есть есть религиозная идея, которая обосновывается

теологами. Но в поэтому й состоит особенность и привлекательность

религиозного мировозрения, которое в нем идея пронизана своеобразно

экзальтированным чувством, она переживается и подкармливает веру.

Если для мифа главным есть доказательства связи индивида с родом, то для

религии — достижение единства с Богом как воплощением святости и

абсолютной ценностью. В этом состоит положительное значение религии, так

как чем есть жизнь, если нет ничего святого и все поддается

нигилистическому возражению, человеку нашего столетия доброе известно.

IV. Вторым истоком философского понимания мира в практической области есть

жизненный опыт. Он опосредствует убеждение, представление, идеи,чувство

человека, которые принимают участие в формировании жизненной позиции.

Опыт свыше двух с половиной тысяч лет истории философская мысли, как и

опыт развития философии в XX столетии, убеждает в том, что в философии

определился ряд постоянных, \"инвариантных\" функций, которые дают ключ к

пониманию основных измерений философского познания, или более широкое, — к

постижению природы, общества и человека. Самое знание этих функций и

измерений дает возможность раскрыть механизм возникновения и решение

философских проблем.

К функциям философского познания належат мировоззренческая, онтологичная,

гносеологическая, методологическая, ценностная и праксеологическая.

Вопрос о функциях философии тесно связан с вопросом о предмете философии.

Что такое предмет философии и чем он отличается от предмета отдельных

наук, например, химии, физики, астрономии и т.п..

Предмет любой науки — это и совокупность явлений действительности, которая

исследуется этой наукой.

В границах целостной структуры философии основные функции философии

взаимосвязанные и взаимно детерминируют одна одну. Рассмотрим сначала

взаимную связь мировозренческой и онтологичной функций философии.

Онтология (от гр. ontos — сущее) — учение о Бытии, его сущность, формы,

фундаментальные принципы и категории. Срок онтология введенный в 1613 г.

Гоклиниусом. Но еще в античной философии были разработанные разные

варианты онтологии.

Характер миропонимания, в частности понимание природы и сущности человека,

определяется разнообразными жизненными позициями, установками,

направленностью жизнедеятельности человека. Это может быть фаталистическая

установка: природа целиком и однозначно определяет и сущность, и поступки

человека, человек обреченная быть марионеткой естественных сил. Это может

быть волюнтаристская установка: человек может быть свободным относительно

природы, действовать по \"закону\" произвольно (своей воли). Это может быть

и установка Ф.Бекона: природу можно подчинить на основе и соответственно

познанных ее законам. Тем не менее безоглядная вера в самодостаточность

научных знаний таит значительную угрозу безопасности человечества.

В наше время связь мировозренческого и онтологичного измерений философии

находит свое воплощение в широком использовании философских принципов и

идей в разработке как конкретно-научных (физических, химической,

биологической и т.п.), так и общенаучной картин мира.

Существенной функцией философии есть познавательная. Теория познания,

гносеология — раздел философии, в котором исследуются проблемы источника,

форм, возможностей, достоверности и истинност познания.

Праксеологическая функция философии.

Праксеологичное измерение философского знання связан с анализом и

обобщением своеобразности взаимоотношений людей и природы, отдельных людей

и общества в целом, практики научных наблюдений, экспериментов. Кроме

того, есть большой объём практики отдельных людей и человечества в сферах

деятельности, которые виходят за границы рационального.

Практика в значительной мере нерациональных форм постижения мира в

искусстве, в морали, в религии и т.д. постоянная основой выделения в

философском знании таких разделов, как естетика, этика, философия,

религия. Своеобразное место сядет в деятельности людей

конкретно-историческая жизнь человечества в таких его сообществах, как

раса, племя, народ, этнос, нация. Осмысление этой сферы в проблематике

философии как теоретического мировозрения спричинила возникновения такой

области философских знаний, как философия истории. А практика политической

и нормативно-правовой жизни привела к возникновению философии политики и

философи права. Осмысление же опыта развития философии привело к

возникновению истории философии.

Существенной функцией философского знания есть методологическая. Для

понимания этой функции необходимо четко уяснить как общие черты, так и

отличия таких понятий, как метод и методология.

Метод (от гр. methodos — путь исследования, познание) — способ организации

практического и теоретического освоения действительности, которая

обусловлена закономерностями соответствующего объекта, совокупность

правил, приемов познания и преобразование действительности.

Методология (от гр. methodos — путь исследования, познание и гр. logos —

учение, то есть учение о методе.

В общем случае методологическая функция философии состоит не только в том,

что именно философия на высочайшем уровне исследует методы научного

(рационального) познания, определяет теоретические основы и границы

трудоспособности тех или других методов. Философское знание

методологическое по своей природе. Те или другие философские концепции с

самого начала задают исходные принципы понимания мира или в целом, или его

частных явлений. Например, материалистические философские концепции с

самого начала опираются на признание первичности природы и вторичности

духу, сознания. Философские учения, которые признают познаваемость мира,

обуславливают одни принципи и методы его познания, агностические учения —

другие. Признание наличия развития в мире предопределяет необходимость

диалектики как метода познание и др.

И, в конце концов еще одной из функций философии есть аксиологическая

функция.

Аксиология — учение о ценностях, философская теория общественнозначимых

принципов, которые определяют выбор людьми направления их деятельности,

характер их поступков. Ценности как философская категория отображают

определенные стороны явлений действительности, связанные с социальной и

культурной деятельностью человека и общества. Оценка одного и того же

явления, например разрушения дома, жилья то ли вследствие землетрясения,

то ли во время войны, может совпадать, а может отличаться у людей. Но

оценка будет или положительная, или отрицательная. В каких бы категориях

эта оценка не проводилась, — \"истина и погрешность\", \"добро и зло\",

\"красота и отвратительность\" и т.п. — всегда ее основой являются

субъектные ценности.

Совокупность ценностных ориентаций человека — своеобразный маяк сознания,

который в случае принятия общечеловеческих ценностей освещает путь к

гуманистическим идеалам, которые выработало и выстрадало человечество в

процессе минувших и современных цивилизаций и культур. Сегодня перед

человечеством спешно явилась проблема его выживания, выбора путей в

будущее. И функция философии в этих поисках состоит не в том, что она дает

готовые ответы на острые проблемы современности, а в том, что, обобщая

практический, интеллектуальный и, более широкий, духовный опыт

человечества, как настоящая мудрость поколений, с одной стороны,

предостерегает (\"не переступите границы общечеловеческих ценностей, так

как это путь в никуда\"), а с другого — предлагает (\"только опираясь.на

накопленный веками положительный мировозренческий, познавательный,

методологический и другой арсенал можно его обогатить, чтобы решить новые

проблемы\"). То есть философия несет в себе не только знание, но и

ценности.

Фундаментальная роль принадлежит философии в развитии и доказательстве

культуры человечества. В теоретическом плане культуро-охранительная и

культуротворческая роль философии состоит в разработке онтологии культуры,

в ответа на вопрос: что в бытии материальной и духовной культуры належит к

настоящим человеческим ценностям. Успешный поиск конструктивного ответа —

предпосылка сохранения нормальной культурной среды.

Продуктивная миссия философии, ее социальная ценность состоит

перво-наперво в ее антропологическом назначении: помочь человеку

утвердиться в мире не только как сознательной, а и высоконравственной,

эмоционально чуткому, умному существу.

В пору обострения глобальных проблем философия призвана проанализировать

допустимые границы \"инструментального\" отношения к миру и альтернативные

пути прогресса, развития цивилизации. Ныне, на границе тысячелетий, нет

ничего актуальнее, чем сохранение жизни на Земле, предотвращение

глобальной катастрофе человечества. Современная философия не может

абстрагироваться от возможного апокалипсиса, может быть философией жизни,

и в этом состоит ее призвание. Хотя связь философии с политикой, даже

философское осмысление политики, не дают никаких оснований для того, чтобы

смешивать, отождествлять эти качественно разные формы общественного

сознания. Как теоретическая форма общественного и индивидуального сознания

философия осмысливает стратегические пути общечеловеческого существования

и содержит в себе заряд гуманистического дальнодействия.

Важно подчеркнуть, что в индивидуальном аспекте ценность философии — в

пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя,

мира, общественной практики и общественной поступи в будущем. Если у

человека нет порыва к новым горизонтам своего сознания, самоосознание

бытия, картины мира, то без этого фактически нет философии, и научить ее

нельзя.

Сократ сформулировал два фундаментальных принципа философии: \"Познай

самого себя\" и \"Я знаю, что я ничего не знаю\". Его же выдающийся ученик

Платон в диалоге \"Тимей\" расценил философию как такой дар богов смертному

человеческому роду, лучшего за который не было и не будет. Сказать: \"Я не

знаю\" — означает найти в себе мужество подвергнуть сомнению завершенность,

остаточность своих суждений. Это, по словам Николая Кузанського, \"ученое

незнание\", а совсем не невежество. Итак, философия требует беспрерывного

пополнения знаний о мире и человеке, но ради продуктивной работы над

собою. Здесь основным императивом философии есть научить человека мыслить

поисково, творчески, самостоятельно.

Литература:

1. Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, разви тие.

-Львов, 1986. - 197 с.

2. Герасимчук А.А. Философия: Курс лекций: Навч. посіб. для вузов. -К.,

1999. - 165 с.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. — Г., 1991. — С. 18-20.

4. Мировозрение и духовная культура. — К., 1993. — 176с.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для вузов. — Г., 1998. — 816 с.

1

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.