Рефераты. Философия






Философия

Тема 1.

Философия, ее предмет и роль в обществе.

I. Философия как форма общественного сознания. Особенности философского

понимания мира.

II. Соотношение философии и мировозрения. Понятие “мировозрения” в

мироощущении и миропонимании.

III. Истоки философского понимания мира: в духовной области-мифология и

религия, в практике - жизненный опыт.

IV. Функции философии. Роль философии в обществе.

I. Философия как теоретическое мировозрение рядом с наукой, искусством,

моралью, правом как формами общественного сознания — одно из важнейших

достояний человеческой культуры. Исторически так сложилось, что именно

философия была той колыбелью, из которой выросли и наука, и искусство, и

мораль, и право и получили статус особых проявлений человеческого духа и

практики жизнедеятельности человека и общества.

Философские идеи, школы, направления подобно к людям, которые их создали,

всегда принадлежат к определенной эпохе, страны. Это аксиома. Но часть

идей, проблем, мыслей сохраняются столетиями и даже тысячелетиями и не

знают пространственных и временных границ. Много в философии належит (или

будет належать) только истории. Среди многих причин философской

непрерывности и универсальности не маленькую роль сыграют внутренняя

логика развития философских знаний и национальные традиции в форме

постановки философских проблем, подходов к их решению.

В истории философии сложились и в определенных модификациях перманентно

повторяются так называемые вечные проблемы. Что такое человек? Что такое

природа, или более широкое — Вселенная? Что между ними связь, зависимость?

Может ли человек познать себя, природу, общество? Какие формы, методы,

средства познания? В чем отличие явлений и сущности материального и

духовного, идеального мира? Что с этих двух миров служит основой для

возникновения и существования второго мира? Они ли независимые один от

другого? Что такое свобода? Есть ли основания для того, чтобы человек и

общество могли надеяться на получение свободы? Что такое человеческие

ценности — Истина, Добро, Мудрость, Гармония? Что такая жизнь и смерть,

которая их ценностное значение для отдельного человека и общества?

Это далеко не полный перечень \"вечных\" философских проблем. Развитие

общества, познание выдвигает новые и новые философские проблемы.

Философия исследует мир как целостность, ее задача — дать наиболее общие

представления о мире, ответить на вопрос: который этот мир, который лежит

в его основе, конечный он или бесконечный, познанный или непознанний, что

такое знание, есть ли какой-либо смысл существования этого мира, какое

место человека в этом мире, как он должна жить, действовать?

Чтобы оптимально организовать общественную жизнь, надо иметь правильные

общие представления о мире, знать максимально точно принципы бытия,

закономерности развития природы, общества, свойства самого мышления

человека и т.п.

Чтобы правильно понять специфику предмета философии, рассмотрим еще одну

сторону философского осмысления действительности. Любая наука всегда

исследует те или другие явления действительности (природы, общества,

мышление) как объекты, то есть независимо от познающего человека

(субъекта). Философия же изучает мир и человека вместе все добытые знания

она обязательно соотносит с человеком. Иногда говорят, что философия

изучает субъекно-объектные отношения. И это правильно. Что такое человек?

Которое ее место в мире? Как складываются ее взаимоотношения с другими

людьми, с природой и т.п.? Опираясь на какие принципы можно достичь

максимального успеха в организации общественной жизни? В чем состоят

критерии общественного прогресса? На эти и много других важных вопросов

может дать ответ только философия.

II. Мировозрение есть система принципов, знаний, идеалов, убеждений,

ценностных ориентаций, надежд и верований, которые определяют деятельность

индивида или социального субъекта. Мировозрение есть формой его

общественного самосознания, через которую субъект сознает свою социальную

сущность и оценивает свою духовно-практическую деятельность.

Мировозрение — интегральное духовное образование, которое побуждает к

практическому действию, к определенному образу жизни и мысли. В

структурном плане принято выделять в нем такие подсистемы или равные, как

мироощущение, мировосприятие и миропонимание. В свое время немецкий

философ К.Яса-перс, посвятил специальное исследование психологии

мировозрений, поскольку мировоззрение не только отдельных индивидов, а и

социальных групп и даже эпох в одних случаях тяготеет к гармоничному,

оптимистичного, а в других — к угрюмо-пессимистическому,

обеспокоенно-трагедийному восприятию бытия.

Эмоции, чувство и понимание как компоненты человеческой субъективности

по-разному представленные в разных мировозренческих системах и служат

причиной их разнообразия. В мифологии, например, мироощущения преобладает

над пониманием, а в философии — наоборот.

По способу своего существования мировозрение делится:

* на групповое

* и индивидуальное,

хотя вне личности и без личности не может существовать ни одна

мировозренческая система. За степенью и четкостью самосознания

мировозрение делится на жизненно-практический, т.е здравый смысл, и

теоретический, разновидностью которого и есть философия. Здравый смысл

засекается в афоризмах жизненной мудрости и в максимах духовной жизни

народа, а теоретическое мировозрение — в логически благоустроенных

системах, в основе которых лежит определенный категориальный аппарат и

логические процедуры доведений и обгрунтувань.

Любое мировоззрение, независимо от того, как он структурується ли

классифицируется, объединяет наличие убеждения. Это — ядро мировозрения,

поскольку само убеждение и соединяет мысль с действием, воплощают идею в

практическую деятельность.

Убеждение, представление, идеи, чувство, опосредствованные опытом

личности, принимают участие в формировании жизненной позиции. Не может

быть мировозрения без идеала; идеал требует веры в свое воплощение; вера

же неотделимая от любви, человек верит и надеется на то, что она считает

святым и дорогой. Именно поэтому мировозрение — не только знания и

осознание, это еще и мир идеалов, целей и ожиданий, трансцендентный мир

желанного бытия.

Еще раз подчеркнем, что мировозрение — не просто обобщенное представление

о мире, а форма общественного самосознания человека, узловыми категориями

которой выступают понятия \"мир\" и \"человек\". Через эти понятия субъект

мировоззрения сознает свое назначение в мире и формирует жизненные

установки. Мировоззрение за самой своей сутью есть универсальным и

практическим, поскольку ориентирует на решение важнейших проблем

человеческого существования, выражает императивы поведения человека и

смысл его жизни. В этом и состоит функциональное назначение мировозрения.

III. Первым приходил к выводу о том, что миф есть стадией развития

сущности, которое отвечает определенной исторической поре, французский

культуролог Л.Леви-Брюль, правда, он опирался на плодотворную мысль

немецкого философа Ф.Шеллинга о мифе как продукте народного творчества.

Продолжая идеи Шеллинга, уже в начале нашего столетия немецкий мыслитель

Э.Кассирер попробовал постигнуть мир \"изнутри\" соответственно его

собственным законам развития.

Мифологической форме мировоззрения присущие антропоморфизм, то есть

отождествление естественных сил с человеческими, одухотворение их. Поэтому

осознание факта деления мира на мир вещей и мир антропоморфных существ

означало начало распада мифа. Олицетворение же сил природы (символизм)

также есть поздней стадией мифа, который в особенности характерно для

античной мифологии. Миф есть исторически первой формой самосознания,

которое отделилось от практики. Здесь кроются истоки его антропоморфизма.

Для мифологического мировозрения характерным есть,

во-первых, осознание рода как коллективного лица, убежденной в наличия

общего предка — тотема. При условиях тогдашнего общества тотемные

верования оказались чрезвычайно практическими, из-за того, что

цементировали индивидов в родительную целостность, а итак, были жизненной

силой. Собственное в этом и состоит главное назначение мировозрения

вообще. Во-вторых, мифологическое мировозрение в значительной мере

обратный в минувшее, ведь тотемный предок был, и вдобавок был как идеал

деятельности. В этом секрет мифологического понимания исторического

времени. Формально будущее будто обратное в минувшее, но на самом деле

ретроспективный идеал есть та надлежащее и желанное, к чему стремится

родительная община. Но все же таки человеческая жизнь пока что не

разделенное четко на настоящее и будущее. И это обстоятельство помогает

понять силу традиции, а как следствие — господство циклической модели

исторического времени.

В-третьих, поскольку мифологическое мировозрение антропоморфный, то

неминуемое формирование анимистической картины бытия, то есть

одухотворение всего сущего. Это очеловечения природы есть следствием

нерасчлененности бытие на субъект и объект, а нераздельность человека и

космоса, человека и природы означает, что в мировозрении доминирует

мироощущение. И иначе не могло и быть, так как родительное общество — это

детство человечества, и этой стадии мог отвечать мировозрение в

мифопоэтичной форме. Мифологические же персонажи (а в поздних мифах

язицьких религиях\" и боги) живут в феноменальном мире (на горе Олимп, на

горе Мэру и т.п.).

В религии возникает совсем другой, ноуменальный мир, недоступный органам

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.