становящуюся личность. В портретах Рембрандта постоянно звучит великая тема
судьбы человека. Они исполнены музыки вечности.
Портрет – характернейшая эстетическая категория фаустовского
творчества. Фаустовский портрет всегда автопортрет. Все великие портреты
фаустовского искусства: Парсифаль, Фауст, Гамлет – исповеди, биографии,
автопортреты. Исповедь была введена в церкви в IХ столетии. Окончательно
установлена в 1215 году. ХVIII столетие эпоха дневников, писем,
автобиографий, исповедей. Эпоха предельного отклонения фаустовского
искусства от искусства аполлинической души. Нельзя представить себе
автопортрета Скопаса и нельзя не мыслить нового искусства иначе, как в
образе постоянно переписываемого автопортрета фаустовской души.
И все же портрет не высшее ее выявление. После открытия Ньютоном и
Лейбницем дифференциального счисления, этой глубочайшей формулы фаустовской
души, умирают последние великие живописцы. В 1660 – Веласкес, в 1665 –
Пуссен, в 1666 – Гальс, в 1669 – Рембрандт, в 1681 – Рюисдаль и Лоррен.
Ватто и Гогарт – уже падение. Почти одновременно в 1685 г. рождаются Бах и
Гендель, вместе с которыми вырастают Стамиц, Корелли, Тартини и Скарлатти.
Контрапунктическая музыка расцветает в великое искусство фаустовской души.
Куда же девает, однако, Шпенглер импрессионизм ХIХ столетия? Ответ его
суров, но определенен. Это эпизод, не идущий в счет. «Материализм мировых
столиц продышал холодом над прахом мертвого искусства и вызвал позднее
цветение живописи в пределах двух поколений от Делакруа до Сезанна;
живописи мертвой и холодной, отвергшей в пленэризме под именем «коричневого
соуса» высокую символику бронзово-зеленых и коричневых тонов Грюневальда,
Лоррена и Рембрандта, отдавшей свои силы изображению пространства не
пережитого, но изученного и высчитанного, живописи, быть может, и
возвращающейся к природе, но только так, как возвращается к ней старик,
сходящий в могилу».
Музыка, и, прежде всего, быть может, музыка Баха остается, таким
образом, непревзойденною вершиной фаустовского искусства. Уже с Бетховена
начинаются признаки ее падения. Гендель был прав, обвиняя Бетховена в
неверии. Бетховен романтик, романтическая нерелигиозность всюду и всегда,
как в Александрии, так и в кругах Тика и Шлегелей была лишь утонченною
религиозно-стилизованною формою тайного неверия. По сравнению с Бетховеном
Вагнер представляет собою еще более глубокую степень культурного
dйcadence’а Европы. В Тристане умирает последнее фаустовское искусство –
музыка.
Смерть Европейской музыки – верный симптом начала конца: гибели
европейской культуры, сопровождаемой расцветом цивилизации. Сущность всякой
цивилизации в атеизме: в умирании мифа, в распадении форм символического
искусства, в замене вопросов метафизики вопросами этическими и
практическими, в механизации жизни. Все эти мотивы явно присутствуют в
господствующих течениях современной мысли: – в дарвинизме и социализме.
Несмотря на провозглашенный Кантом примат практического разума,
мироощущение Канта насквозь космично и метафизично. Несмотря на глубочайшее
отрицание воли Шопенгауэром, его система все-таки насквозь этична; так как,
хотя и отрицаемая воля (принцип этики) все же лежит в основе его
мироощущения. Задрапированная в ткани кантианства и восточной мудрости,
система Шопенгауэра все же является предвосхищением дарвинизма. Борьба с
природой и самоутверждение индивида, интеллектуализм, как фактор этой
борьбы, половая любовь, как биологический интерес – все эти элементы
дарвинизма явно присутствуют у Шопенгауэра уже в его «Воле в Природе». В
системе Шопенгауэра человек как бы сосредоточивается на самом себе.
Дальше Шопенгауэра на путях цивилизации продвигается его ученик Ницше.
Отрицаемая Шопенгауэром воля к жизни является у Ницше объектом
страстного утверждения. Еще живой у Шопенгауэра интерес к вопросам
метафизики становится для Ницше предметом ненависти. Разрыв Ницше с
Вагнером – это последнее великое событие в духовной жизни Германии –
означает со стороны Ницше предательство Шопенгауэра Дарвину.
В «Шопенгауэре воспитателе» Ницше еще понимает жизнь, как органическое
вызревание; впоследствии он понимает ее как механическое взращивание, как
борьбу за существование.
Эта подмена смысла слова жизнь превращает Ницше в дарвиниста, которого
договаривает Бернард Шоу, превращающий с мужеством безвкусия, не хватавшего
Ницше, проблему развития человечества в разветвление проблемы
животноводства.
Так перерождается в философии ХIХ века идея великого порыва фаустовской
души к бесконечному в программу бескрылого продвижения на бесконечных путях
эволюции. В этом перерождении религиозный вертикал фаустовской души, вокруг
которого строилась и вращалась европейская культура, превращается в
горизонтально расположенную атеистическую ось европейской цивилизации.
Мертвою маскою фаустовского пафоса дали смотрит на нас господствующая ныне
вера в бесконечную эволюцию и социалистический прогресс. Вера эта – не
вера: она только механический остаток умершей фаустовской веры в
бесконечное пространство, в бесконечность времени и судьбы.
Слепы мечты о родстве христианства и социализма. Всякий дух гуманности
и сострадания чужд социализму. В основе социализма лежит дурная
бесконечность воли к власти во имя власти. не творчество, но труп
творчества – мертвая работа. В социалистическом мире не будет творчества и
не будет свободы. Все будут повелевать всеми и все будут механически
работать на всех. Силою природного закона будет всех давить и угнетать воля
большинства. Так в странном оцепенении, в своеобразном китайском
окостенении встретит высоко цивилизованная Европа уже приближающуюся к ней
смерть.
Конкретизировав предложенными копиями Шпенглеровских портретов
аполлинистической и фаустовской души, его образ артиста-мыслителя, мы
должны еще дополнить этот образ более точным представлением о форме,
размерах и цельности всей выполненной Шпенглером работы.
Шпенглер мистик, романтик и скептик, но Шпенглер не импрессионист.
«Закат Европы» – изумительное по цельности, емкости и конструктивности
творение. В глубоком соответствии с убеждением автора, что подлинно
фаустовское искусство, контрапунктическая музыка, его книга, эта последняя
возможная философия умирающей Европы, поставлена им под знак формы
контрапункта.
В ней три основных темы: тема истории, как физиономики, тема отдельных
культур, – индусской, египетской, арабской, аполлинической, фаустовской и
отчасти китайской, – и тема скорбной аналогии их круговращения от весны к
зиме, от культуры к цивилизации, от жизни к смерти.
Тема трагической судьбы каждой культуры, тема предопределенного в ней
круга: весна, лето, осень, зима проводится Шпенглером сквозь души всех
культур и зорко выслеживается им во всех разветвлениях человеческого
творчества и природного бытия – в религии, философии, искусстве, науке,
технике, быте и пейзаже.
Оригинален ли Шпенглер, прав ли он и в чем причина успеха его книги, т.
е. каково его симптоматическое значение?
Оригинален ли Шпенглер? Если оригинальность мыслителя (я же сейчас
говорю, прежде всего, о мыслителе Шпенглере) измерять несхожестью его
отдельных, и прежде всего, основных мыслей с мыслями, высказанными еще до
него, то за философской концепцией «Заката Европы» нельзя будет признать
высокой оригинальности. Слишком ясен ее философский генезис и слишком явно
перекликается она с целым рядом современных философских явлений.
Главное явление, очевидно, очень глубоко пережитое Шпенглером – это
влияние Гете. Сколько ни билась европейская мысль над определением
Гетевского миросозерцания, миросозерцание Гете все еще не определено.
Неопределено потому, что оно не определимо, неопределимо потому, что в
отношении его верны решительно все определения. Всякое миросозерцание
представляет собою результат созерцания мира с определенного
наблюдательного пункта, а потому неизбежно и искажение картины мира, его
преломляющей перспективностью. Гениальность Гете в отсутствии такого
постоянного наблюдательного пункта. Каждое явление он созерцает как бы
приблизившись к нему, как бы проникнув в его сердце. Отсюда та единственная
глубина Гетевского созерцания обликов мира, что органически не переносит
стесняющих границ никакого определенного миросозерцания.
То, что дано Гете, того хочет Шпенглер. Он в сущности не хочет
философии и миросозерцания; он хочет голого созерцания мира, никаким
мнением не искаженного образа.
Это становится вполне ясным при сопоставлении Шпенглеровской концепции
истории, концепции рокового кружения каждой исторической души над бездною
ждущей ее смерти, с драматическим построением христианской философии
истории.
Итак, ясно, что Гетевский интуитивизм был главною моделью
Шпенглеровской физиономики. Разница только в том, что Шпенглер, как
безусловный романтик явно перенес свой интерес с природы на историю. Но
история не переносит того равнодушно справедливого к себе отношения,
которое не оскорбляет природы; потому она и отомстила Шпенглеру тем, что
обязала его к глубоко минорной транскрипции светоносного гетеанства. Второе
решающее влияние – безусловно испытанное Шпенглером – влияние Ницше.
Если у Гете Шпенглер заимствовал метод, то Ницше дал ему его главную
тему, тему европейского «dеcadence'а», тему цивилизации и гибели. Но если
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5