Фейербаха, Л. Бюхнера) были хорошо знакомы и те, кто испытал влияние
материалистических идей, и те, кто остался им чужд. В Марксе поначалу
увидели лишь одного из рядовых представителей материалистического
направления в философии. Даже некоторые из русских критиков Маркса начала
XX в. квалифицировали его философскую концепцию как "самый поздний и зрелый
плод просветительства" (Булгаков), "объедки с философского стола XVIII и
начала XIX в. " (Франк). Радикальная часть российской интеллигенции 70-х
гг. встретила философско-исторические взгляды Маркса враждебно, так как они
противоречили се представлениям о сугубо специфическом характере социальных
преобразований в России. Признание в марксистской философии нового этапа в
истории материализма, который получил в ней свое логическое завершение,
было обусловлено оформлением в оппозиционных кругах российского общества
течения, воспринявшею марксизм не только как научную или политическую
теорию, но и как учение мировоззренческого характера, приобретшее на
определенной стадии черты квазирелигиозной доктрины. Философские
воззрения русских последователей Маркса формировались в основном на базе
произведений Энгельса (таких, например, как "Анти-Дюринг", "Диалектика
природы" и т. д.), в которых марксизм предстает как законченная, цельная
система взглядов, имеющая свою внутреннюю структуру, а затем под
влиянием работ Плеханова и теоретиков российской социал-демократии как
меньшевистского, так и большевистского крыла (Л. Мартова, Ленина, Бухарина
и др.). Философия Маркса была провозглашена ими венцом исторического
развития всей мировой мысли, учением, способным не только объяснить мир во
всем его единстве и многообразии, но и указать пути его
совершенствования. Признание ее преемственности по отношению к
философским идеям прошлого сочеталось с утверждением ее принципиального
отличия даже от тех концепций, которые рассматривались в качестве ее
источников. Особенно подчеркивалось ее значение в практической
революционной деятельности, а также классовая партийность материализма,
его непримиримость к любым проявлениям идеалистических взглядов.
Ясность, доступность для широкой аудитории, жесткая определенность
выводов и исторический оптимизм делали российский вариант философии
Маркса весьма привлекательным для той части отечественной интеллигенции,
которая связала себя с рабочим движением. В то же время интеллектуальная
элита воспринимала, как правило, философский аспект марксизма резко
критически. Серьезной критике в русской общественной мысли подвергались все
стороны марксистской философии. Некоторые оппоненты Маркса утверждали, что
сам термин "диалектический материализм" не имеет права на
существование, так как диалектика существует только в сфере мысли и духа,
но не в материальном мире[1]. В первом десятилетии XX в. острые дискуссии
по проблемам материалистической философии велись и в среде марксистов.
Достаточно напомнить полемику между Плехановым и Лениным (стоявшими по
данным вопросам на близких позициях) и Богдановым, Базаровым, Луначарским
и другими. Заметные расхождения среди последователей Маркса
существовали и в трактовках его философской концепции истории.
Представители умеренного крыла российского марксизма ("легальные
марксисты", меньшевики) упрекали своих оппонентов радикально-революционного
толка (большевиков) в игнорировании законов, управляющих ходом
исторического процесса, в волюнтаристском стремлении ускорить его
течение, в нежелании считаться с уровнем подготовки общества к
кардинальным преобразованиям. В ответ следовали обвинения в выхолащивании
революционной сущности марксистской философии, в сползании на позиции
идеализма, в проповеди пассивности, в конечном счете обрекающей рабочий
класс и его союзников на поражение, превращающей его в охвостье
буржуазии. Для принципиальных противником философии Маркса наиболее
ярко представленных мыслителями "серебряного века" (Бердяев, Булгаков,
Франк и др.), его идеи вообще лежали вне сферы научной философской мысли.
Марксизм в этом плане представлял, с их точки зрения, вульгаризаторскую,
лишенную оригинальности концепцию, что, однако, не снижало ее социального
влияния. Критическое восприятие идей Маркса в российской общественной мысли
можно условно разделить на два основных направления. Одно из них либо
отвергало Марксово учение целиком, выводя его "ошибочность" из материализма
и воинствующего атеизма, принципиально исключающих какое бы то ни было
философское и этическое обоснование марксизма (Франк, С. А. Алексеев,
Новгородцев, И. А. Ильин и др.), либо критиковало конкретные положения
теории М. (Виппер, Карее в, Туган-Барановский, С. Н. Прокопович и другие).
Утверждалось, в частности, что марксизм не более научен, чем утопический
социализм, и поэтому неправомерно проводить между ними резкий рубеж, что
основные положения экономической теории Маркса давно опровергнуты жизнью,
что она базируется лишь на нравственном чувстве, а не на науке, что
марксистская концепция крайне противоречива, что Маркс покидает почву
материализма,
утверждая способность логических и этических норм управлять экономической
жизнью, что его законы социального развития носят чисто механический
характер, а его социализм является односторонне-индустриальным и отказывает
в праве на будущее земледельческим народам. Другое направление
рассматривало марксизм через призму его русского (преимущественно
большевистского) варианта, с точки зрения его соответствия классическому
образцу и условиям российской специфики. Некоторые из критиков
российского марксизма, продолжающие причислять себя к социалистическому
направлению, обвиняли большевизм в искажении теории Маркса (меньшевики,
эсеры). Большевизм олицетворял, с их точки зрения, социализм нищеты,
противостоящий здоровым началам равно марксистского и немарксистского,
но революционного и демократического социализма. Особое место занимает
точка зрения Бердяева. Относясь к марксизму достаточно критически, он в то
же время утверждал, что большевистский марксизм не случайно одержал победу
в России, так как, он лучше соответствует особенностям русского мышления и
психологического склада. По его мнению, российские марксисты заимствовали у
своего учителя не склонность его к детерминизму, а религиозную сторону
учения, пролетарское мессианство, что марксизм в России подвергся
существенной переработке в народническом духе. Признание в русском
марксизме религиозною мотива присутствует и во взглядах некоторых других
оппонентов М. Тихомиров, например, объявлял его идеи созданием еврейско-
протестантских элементов современной культуры, а Федотов видел в их
российской разновидности идеологию иудео-христианской апокалипсической
секты. Кое-кто из русских критиков Маркса не отрицал определенных
достоинств его учения, отмечая "широту научного построения" (Франк),
тот факт, что Маркс "развил социалистическую систему в цельное
мировоззрение, поставил политическую экономию на широкую научную основу"
(Кареев), что благодаря его "гениальной тактике" социалистическое
движение превратилось в рабочее движение, т. к. выросло в серьезную
политическую силу (Туган-Барановский). В целом, однако, это не меняло их
общекритического отношения к марксизму, особенно в его российском варианте.
Что касается идейно-теоретической деятельности пришедшей к власти в 1917 г.
большевистской партии, то она была направлена прежде всего на превращение
марксизма и господствующую идеологию. В 20-е гг. развернулась работа по
собиранию, изучению, изданию и переизданию произведений Маркса,
Энгельса, их последователей и близких к марксизму теоретиков. Так, в 1925
г. была впервые опубликована извлеченная из зарубежных архивов "Диалектика
природы" Энгельса, в 1927 г. - рукопись Маркса "К критике гегелевской
философии права", в 1932 г. - "Немецкая идеология" Маркса и Энгельса
(полностью), а также "Экономическо-философские рукописи 1844 г." Маркса
(полностью — на языке оригинала). В 1928—1947 гг. вышло 1-е изд. сочинений
Маркса и Энгельса, в 1955 - 1981 гг. более полное 2-е изд. (50 т.). В 80-
е гг. началась публикация полного 100-томного собрание сочинений Маркса и
Энгельса на языке оригинала (прекратилась, в связи с ликвидацией ГДР и
Института марксизма-ленинизма в Москве). В 20-е гг. создавались первые
учебники по марксистской философии, шли дискуссии философского и
политическою характера (дискуссии между "диалектиками" и "механистами",
дискуссия между Сталиным и Троцким о возможности построения
социализма в одной стране и другими). Утверждение на рубеже 20-30-х гг.
командно-административной системы в СССР привело к прекращению
дискуссии, схематизации и канонизации марксистской философии,
закрепленной в работе Сталина "О диалектическом и историческом
материализме" (1938). Философские дискуссии после смерчи Сталина (1953)
возобновились, стали появляться новые темы исследований, отдельные
оригинальные разработки (Ильенков, М, К. Мамардашвили и другие). Однако в
целом развитие марксистской философии, как и других частей марксизма,
сковывалось ее статусом официальной партийно-государственной идеологии,
ориентированной на апологетику сложившегося в стране строя ("реального
социализма"). В течение нескольких десятилетий теория Маркса господствовала
в России как теория марксизма-ленинизма, в рамках которой ее развитие
рассматривалось как последовательный процесс в единственно возможном
направлении. Изменения в русле его допускались лишь в пределах,
определяемых документами высших органов партии или руководящих структур
международного коммунистического движения (до конца 30-х гг. — Коминтерн, в
60 — 70-е гг. — Совещания коммунистических и рабочих партий). Расхождение с
утвержденной трактовкой марксизма воспринималось как правый оппортунизм
(еврокоммунизм) или левое сектантство (маоизм). Со 2-й пол. 80-х гг.
создаются более благоприятные условия для научного изучения истории и
теории марксизма, для объективного анализа его содержания,
жизнеспособности его различных компонентом, для трезвой оценки уровня
дискуссий вокруг учения Маркса. В эти годы появляются работы, выдержанные в
критическом духе по отношению как к теории Маркса в целом, так и к ее
трактовке Лениным, Сталиным и последующим руководством КПСС. Развитие этого
процесса в 1991 1995 гг. происходило под заметным и неоднозначным влиянием
политической жизни в стране, в частности исчезновения КПСС в качестве
правящей партии, возникновения ряда политических и общественных
организаций, отражающих широкий спектр отношения наследию Маркса и
Энгельса, от исповедования его ортодоксально-большевистском (даже
сталинском) варианте до полного неприятия марксистских идей,
отрицательному влиянию которых приписываются едва ли не все беды России в
нынешнем столетии; конъюнктуры на рынке печатной продукции, где
критика марксизма превратилась в достаточно престижное и выгодное занятие.
С о и реме иные варианты критического восприятия учения Маркса в российском
обществе в основном не выходят за рамки тех взглядов, которые сложились в
лагере его оппонентов в конце XIX начале XX в..
Заключение
Ленин породил революцию, которая не "преодолевала" зрелый капитализм, как
вытекало из учения Маркса, а отвергала капитализм, "обходила" его. Если
так, то и сегодня у "реформаторов" не появилось никаких новых оснований
надеяться на успех. Главное значение труда Ленина сегодня - исторический
урок. Он, на мой взгляд, в следующем: длительное сохранение неадекватной
системы понятий, даже если в условиях авторитарного государства есть
возможность принимать верные стратегические решения, в конце концов ведет к
поражению. Для анализа нынешнего кризиса полезно рассмотреть труд Ленина
"Развитие капитализма в России" как заданную на весь ХХ век парадигму -
вместе с противоречащими ей явлениями. Мы должны заново осмыслить революцию
1905-1907 годов, реформу Столыпина, Февраль-Октябрь 1917 года, нэп,
индустриализацию-коллективизацию и крах 1988-1994 годов. Только тогда нам
станет понятной причина паралича нашего хозяйства при реформе 90-х годов.
По мере того, как растет неравенство внутри стран и между ними, по мере
того, как капитализм утрачивает контроль над самим собой, по мере того, как
коллективная борьба превращается в разрушительные гражданские войны, -
интеллектуалы берут на себя ответственность предлагать не только политику,
но и альтернативу. Марксизм, верно перечитанный и реконструированный,
продолжает служить основанием для подобных критических размышлений и
вдохновлять на них, и так будет до тех пор, пока мы живем в мире
капитализма.
ЛИТЕРАТУРА
1. Русская философия. Словарь, под ред. Маслина М. А., М.: изд-во
"Республика", 1995,
2. Исаев И. Л., Золотухина Н. М. История политических и правовых
учений России Х1-ХХ вв. М.: юрист, 1995.
3. Маркс: до и после смерти, "Вопросы истории", № 9, 1999,
4. Русский марксизм, "Вопросы философии", №2, 1993.
5. Что завещал Плеханов?, "Независимая газета", 10 июня, 2000.
-----------------------
[1] См.: Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
С. 82.
Страницы: 1, 2, 3