Рефераты. ДВЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО МАРКСИЗМА






централизм власти, унаследованный буржуазией от абсолютизма.

Разрушительная сила пролетарской революции должна быть направлена,

прежде всего, против институтов этой централизованной государственности -

чиновничества и постоянной армии (в первые месяцы после Октябре 1917 г. их

попытаются заменить рабочем и местным самоуправлением и рабочим

ополчением).

Новое государство «диктатуры пролетариата» есть, по Ленину,

«централизованная организация силы, организация насилия и для подавления

сопротивления эксплуататоров и для руководства громадной массой

населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариатом в деле

«налаживания» социалистического хозяйства».

Ленинская интерпретация марксизма не ограничивалась учением о борьбе

классов. Необходимо «распространить признание борьбы классов до признания

диктатуры пролетариата». Последняя является переходной формой

государства, имеющей задачей создать коммунистическое общество и по сути

становящейся уже «не государством в собственном смысле слова».

Государство же в собственном смысле слова существует при капитализме.

Диктатура пролетариата — система власти, не ограниченная формальным

законом, она опирается на силу победившего класса - пролетариата.

«Становой хребет» диктатуры пролетариата составляет его партия,

складывается новая иерархия власти. «Что диктатура отдельных лиц очень

часто была в истории революционных движений выразителем, носителем,

проводником диктатуры революционных классов, об этом говорит непререкаемый

опыт истории... Поэтому нет решительно никакого противоречия между

советским (т. е. социалистическим) демократизмом и применением

диктаторской власти отдельных лиц». Такая трактовка определенно

базировалась на народническом ткачевском активизме и готовила почву для

грядущего «культа личности».

Мотивация необходимости единоличной диктаторской власти сводилась к

следующему: как всякая крупная машинная индустрия требует безусловного и

строжайшего единства воли, направляющей совместную работу сотен тысяч

людей, так и революционные социалистические преобразования требуют

беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей. «Вся наша

задача... встать во главе истомленной и устало ищущей выхода массы, повести

ее по верному пути, по пути трудовой дисциплины... Несомненно, что очень

распространенным является мнение... будто единоличная диктаторская власть

несовместима ни с демократизмом, ни с советским типом государства, ни с

коллегиальностью управления. Нет ничего ошибочнее этого мнения». Нет иного

пути к освобождению масс, кроме пути подавления эксплуататоров (в 1917 г.

эта задача будет возложена на ВЧК).

Диктатуру осуществляет не весь народ, а только «революционный народ».

Волю одного класса «иногда осуществляет диктатор, который иногда один более

сделает и часто более необходим». В области государственного устройства эта

идея вылилась в предпочтении «централизованной пролетарской

государственности» перед федеративной.

На исторических примерах Франции и Швейцарии Ленин стремился

доказать, что «свободы больше давала централистическая республика, чем

федералистическая. Или иначе: наибольшая местная, областная и пр.

свобода, известная в истории, дана была централистической, а не

федеративной республикой». Федеративную форму большевики рассматривали как

переход от монархии к централистической республике или как мелкобуржуазную,

поэтому и анархистскую идеализацию. Реальной причиной создания федерации в

России стал национальный вопрос, но не идеология большевизма.

Диктатура пролетариата претендует стать мировой системой через

посредство мировой революции. Идея мировой революции (как и «перманентной»;

постоянно повторяющейся революции) стала главной в идеологии течения,

сформировавшегося внутри социал-демократической партии вокруг фигуры

Л.Д. Троцкого.

Глава 2. Особенности русского марксизма.

§ 1. Идеи русского марксизма.

Строго говоря, смерть М, в 1883 г. положила конец его систематическому

изучению России, в то время как именно с этого момента начинается здесь

наиболее интенсивное распространение его идей. В качестве

душеприказчика Марксова наследия выступает ф. Энгельс, пытавшийся

конкретизировать условия, при которых сельская община в России могла бы

стать опорным пунктом в движении страны к социализму, минуя мучительную

капиталистическую стадию. Первым необходимым условием он считал "толчок

извне" — антикапиталистическую революцию в Западной Европе. Расценивая в 90-

е гг. подобную ситуацию как "маловероятную", он пришел к выводу, что

крестьянская община обречена на гибель, превращается в мечту о невозвратном

прошлом. К такому же выводу приходят первые российские марксисты,

объединившиеся в 1883 г. в Женеве в группу "Освобождение труда" (Плеханов,

В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов). Глава этой

группы Плеханов еще в 1882 г. перевел "Манифест Коммунистической партии",

начав его распространение в России. В последующие годы члены группы

развернули активную издательскую деятельность, опубликовав на рус. языке с

1883 по 1900 1. около 30 работ основоположников марксизма, в том число

"Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса (1884), "Нищету

философии" М. (1886), "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой

философии" Энгельса вместе с "Тезисами о Фейербахе" М. (1892). Плеханов

стал также первым российским теоретиком-марксистом. Его направленные против

народников работы "Социализм и политическая борьба" (1883) и "Наши

разногласия" (1885) — первые произведения русской марксистской литературы.

Усилению влияния марксизма в России в кон. XIX в. способствовали вес более

заметное развитие капитализма в стране, разочарование в идеях и

тактике народничества, а также успехи рабочего и социал-

демократического движения на Западе. Обращение к идеям Маркса означало:

(это признавали и некоторые позднейшие его критики) поворот части

российского общества к серьезному изучению последних достижений

европейской науки. Слабее всего воздействие марксистских идей

сказалось на наследниках народнических взглядов эсеровскою толка,

сохранивших бакунинскую непримиримость по отношению к учению Маркса.

Созданная Российская социал-демократическая рабочая партия, вставшая на

марксистские позиции, в 1903 г. раскололась по организационно-тактическим

вопросам па большевиков во главе с Лениным и меньшевиков во главе с

Плехановым. Это расхождение постепенно увеличивалось, хотя и не успело

дойти до раскола на революционеров и реформистов, характерного для рабочего

движения Запада. И большевики, и меньшевики считали себя революционерами и

спорили главным образом по вопросу о соотношении буржуазно-демократической

и пролетарской революций в России. Именно в соответствии с революционной

установкой на разрыв с существующим обществом они интерпретировали

марксизм как глобальное философско-научное учение, противостоящее др.

учениям. Если на Западе сразу же после смерти Энгельса был поставлен

вопрос, есть ли у марксизма собственная философия, то у Плеханова в этом

сомнений не было, такая философия есть, и это — диалектический и

исторический материализм. Создав ряд работ по философии марксизма,

Плеханов в то же время выступил как самый активный критик ревизионизма на

Западе (соединявшего марксизм с кантианской философией) и в России

(соединявшего марксизм с философией эмпириокритицизма). И этом, при всех их

разногласиях, с ним оказался солидарен Ленин, высоко оценивший именно

философские труды Плеханова (" лучшее в марксистской литературе ").

Есть все основания говорить о единой философской традиции, идущей от

Плеханова через Ленина до советских марксистов последних десятилетий.

Согласно этой традиции марксистская (позже - марксистско-ленинская)

философия включала в себя учение о всеобщих диалектико-

материалистических законах и принципах природы, общества и мышления

(диалектический материализм), учение об обществе, его структуре и развитии

(исторический материализм) и специальные философские дисциплины - этику,

эстетику и др. Такая философия, долженствующая служите философским

обоснованием и методологией двух других частей марксизма

(политэкономии и научного коммунизма), а также всех др. наук и

революционной практики, впоследствии стала официальной партийно-

государственной философией в СССР. Данная традиция противостояла другой

линии истолкования марксизма, согласно которой он сводится к научному (а не

философскому) учению об обществе, могущему дополняться какой-либо

другой (не марке и стекой) философией (К. Каутский, Э. Бернштейн,

австромарксисты, российские сторонники эмпириокритицизма — Богданов,

Луначарский, Валентинов, Юшкевич и другие). Позже эта традиция

противостояла также так называемому западному марксизму, идущему от Д,

Лукача и К. Корша. В целом распространение в России философских

взглядов Маркса проходило сложнее и медленнее, чем усвоение его

экономического наследия. Для образованных слоев российскою общества

материализм не являлся откровением ума уже со 2-й половины XVIII в. С

работами французских просветителей, а затем немецких материалистов (Л.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.